Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время общество и государство ориентированы на непрерывность личностного развития в системе образования. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» указано, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [18].
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования прямо включает в качестве планируемых результатов отдельные личностные качества дошкольника, в том числе предпосылки к произвольному регулированию деятельности, как элементы школьной готовности. Проблемой развития произвольного поведения детей занималось многие известные ученые. Л.В. Выготский находил развитие произвольности одной из весомых характеристик детей дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания.
Между тем в теории и практике дошкольной педагогики вопросы развития мыслительных процессов детей дошкольного возраста малоизученны, что затрудняет образовательную деятельность в этом направлении.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Реализация условий государственного стандарта достаточно трудоемкий и длительный процесс. Помочь педагогам в создании заданных условий познания могут разработанные программы направленные на формирование логического мышления дошкольника, охватывающие предметно-образовательную среду, способы и характеры взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками.
Иными словами, специальная работа, цель которой — формирование приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развитие внимания в дошкольном возрасте является одним из важных условий успешности обучения в современной школе. Совершенствовать и развивать внимание так же важно, как и учить чтению, счету и письму.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой [20].
К настоящему времени в науке накоплен определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения проблемы:
- определена сущность деятельностного аспекта познания (Г.С. Батищев, С.Л. Рубинштейн и др.), обоснованы принципы мышления отражения действительности в психике (A.M. Коршунов и др.);
- выявлены анатомо-физиологические, эмоционально-волевые характеристики дошкольников, детерминирующие их познавательную и поведенческую активность (Р. Буре, Д.Б. Годовикова, Л.Р. Голубева, С.А. Козлов, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков);
- освоены программы дошкольного образования, которые создавались разными научными школами развития личности ребенка (Л.А. Венгер, Т.И. Бабаева, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, В.И. Логинова, С.Л. Новоселова, Н.А. Ноткина, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова, С.Г. Якобсон);
- рассмотрен процесс образования в дошкольных учреждениях с позиций развития личности ребенка (Л.М. Денякина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Р.Б. Стеркина) и возможности развивающей среды (В.А. Караковский, Н.А. Каргапольцева, В.А. Маликова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.А. Рыжова).
Но, несмотря на значительное число работ, которые посвящены изучению проблемы мыслительных процессов и внимания, в частности, особенностям его развития в различные периоды детства, проблема развития внимания у детей дошкольного возраста остается очень актуальной.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что современных дошкольников отличает недостаточно развитое внимание и неусидчивость. Дошкольные психологи сегодня данной проблеме уделяют пристальное внимание, так как нарушения внимания у дошкольников достаточно очевидны. Недоразвитость внимания у дошкольников сильно затормаживает процесс обучения в целом.
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий, способствующих становлению у детей старшего дошкольного возраста способности к развитию мыслительных процессов, в том числе формированию у них мыслительных процессов. Актуальность обозначенной проблемы позволила сформулировать тему исследования в рамках выпускной квалификационной работы следующим образом: «Исследование мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования: становление мыслительных процессов, внимания, в частности, у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
– выявить актуальный уровень развития мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
– апробировать комплекс педагогических условий формирования мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературных источников), эмпирические (наблюдение и тест с математической обработкой данных).
База исследования – г. Екатеринбург ДОУ № 80 старшая группа, 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы обусловлена целью исследования и включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов [1].
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей [5].
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов.
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Игра в увлекательной, живой форме позволяет знакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, активно воспроизводить их в собственных действиях. Воссоздавая в играх жизнь людей, которые окружают дошкольника, их всевозможные поступки и многообразные виды их трудовой деятельности, дети приобретают возможность глубже понять и прочувствовать окружающее. Правильное осознание показываемых событий, точное исполнение соответствующих действий получают в ходе игры систематическое, постоянное подкрепление благодаря одобрению коллектива детей дошкольного возраста достижения подобающего игрового результата, положительной оценки воспитателя. Все это помогает создавать благоприятные условия для образования и закрепления у дошкольников новых временных связей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н.M.. - М.: Наукова думка, 2017. - 303 c.
2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013. – 64 с.
3. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения / Вопросы психологии. 1976 №4.
4. Бондарев, Г.А. "Философия свободы" Рудольфа Штайнера как основание логики созерцающего мышления. Религия мыслящей воли. Органон современной культурной эпохи / Г.А. Бондарев. - М.: Добрая книга. Титурель, 2016. - 912 c.
5. Власова, О. В. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста / О. В. Власова, Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст: непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань: Бук, 2014. — С. 25-35.
6. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
7. Джеральд, Надлер Мышление полного спектра / Надлер Джеральд. - М.: Попурри, 2016. - 863 c.
8. Доронов, С. Игра как ведущая деятельность / С. Доронов / /Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5. – с. 12.
9. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960
10. Земцова, О. Н. Развиваем мышление [Текст] / О. Н. Земцова. - М. :Азбука-Аттикус, 2012 – 272 с.
11. Иванников В.А. К сущности волевого поведения / Психологический журнал. 1985. Т.6. №3.
12. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно - волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.– метод. журн. – 2004. – № 5. – 57-61с.
13. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
14. Лободина, Н.В. Занятия в группе продлённого дня. 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно-игровая деятельность / Н.В. Лободина. - М.: Учитель, 2015. - 539 c.
15. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2008. - 930 c.
16. Мартыненко, И. В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / И. В. Мартыненко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016 – № 49-1. – С. 55 – 60
17. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
18. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2008. - 368 c.
19. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 2014. - 272 c.
20. С.Е.Гаврина Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Практическое приложение / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, дрю. - М.: Академия развития, 2019. - 494 c.
21. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
22. Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем [Текст] / В. Ф. Спиридонов. – М. : Генезис, 2006 – 244 с.
23. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, 2017. - 838 c.
24. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
25. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
26. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926
27. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2015. - 800 c.
28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 483 с
29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.