Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правовой базой совершенствования и формирования судебной концепции явилась Концепция судебной реформы, установленная 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, провозгласившая в качестве приоритетного течения досягаемость правосудия, успешную защиту прав и независимостей лица и гражданина на основе демократических основ организации и работы судов в Российской Федерации.
В Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ концепция судов общей юрисдикции выстроена таким образом, что судебные территории схожи с границами административно-территориальных единиц, а возможность апелляционного пересмотра учтена только лишь для решений и приговоров мировых судей. Данное определяет людей, обращающихся за охраной собственного права к мировому судье, в неодинаковое положение с теми, кто направляется в районный суд как суд первой инстанции. Недостаток апелляции заставляет увеличивать апелляционные компоненты в кассационной инстанции.
Следует выделить, то, что в арбитражных судах имеются независимые суды первой, апелляционной и кассационной инстанций. В настоящий период сформировать подобную же концепцию судов общей юрисдикции является крайне трудным, так как данное затребует значительных экономических расходов.
Еще одной направленностью становления законодательства о судах общей юрисдикции считается преобразование подобного звена, как мировые судьи. С одной стороны, они считаются судьями субъекта Федерации, с иной входят в единую судебную концепцию Российской Федерации. Выходит, что суд первой инстанции неестественно поделен на две части (одна показана районными и городскими судами, иная мировыми судьями), которые обязаны по очередности разгружать друг друга.
Одной из незаконченных задач считается - создание специализированных судов в концепции судов общей юрисдикции. В Концепции судебной реформы 1991 г. были поставлены единые направленности по формированию специализированных судов. Аспектом потребности и возможности учреждения специализированного суда считается особенность предмета правового регулирования и его целей, никак не дозволяющая без их значительных искажений функционировать в старых конфигурациях.
Целесообразность формирования в Российской Федерации специализированных судов в концепции судов общей юрисдикции определена рядом условий, которые станут содействовать совершенствованию российского правосудия.
Закон о судебной концепции ограничивает возможность формирования специализированных судов в концепции судов общей юрисдикции установленными рамками: предметной компетенцией, т.е. диапазоном правоотношений, споры из которых могут быть переданы на анализ органа судебной власти. Непосредственно предметной компетенцией обусловливается положение суда в свойстве специализированного. Специализированные суды могут формироваться только лишь как федеральные суды.
Целью данной работы является рассмотрение порядка понятия, состава и полномочий судов общей юрисдикции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие судов общей юрисдикции.
2. Рассмотреть порядок работы и полномочий судов входящих в систему судов общей юрисдикции
Объектом исследования настоящей работы является порядок изучения работ деятельности и полномочий судов общей юрисдикции.
Данная работа состоит из двух глав, а также введения и заключения. В первой главе рассматриваются общее определение понятия судов общей юрисдикции, а также определение Верховного суда. Во второй главе рассматривается особенности судов входящих в систему судов общей юрисдикции.
Глава 1. Система судов общей юрисдикции,
Верховный суд Российской Федерации.
1.1 Характеристика и определение судов общей юрисдикции
В судебной системе любого государства как правило выделяют два типа судов: суды общей и специальной юрисдикции. В условиях авторитарных режимов, когда для решения текущих политических проблем не удается использовать существующие. Судебная система Российской Федерации и организация обеспечения деятельности судов в государстве судебные органы, создаются чрезвычайные суды. Деятельность чрезвычайных судов сопровождается нарушением принципа разделения властей и прав человека, отказом от основополагающих принципов правосудия — независимости суда, гласности, состязательности, права обвиняемого на защиту, законности.
В Российской Федерации создание чрезвычайных судов запрещается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). В соответствии с Законом о судебной системе суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. В законодательстве Российской Федерации не дается понятие судов общей юрисдикции. В ст. 126 Конституции РФ отмечается, что Верховный Суд РФ «является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции». Эта же формулировка воспроизведена в ст. 19 Закона о судебной системе РФ. Из этого следует, что в судебной системе РФ обособляется система общих судов, реализующих свою власть посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства, возглавляемая Верховным Судом РФ.
Основу общей юрисдикции составляет рассмотрение судами гражданских, уголовных и административных дел. Однако определить исчерпывающим образом содержание понятия «общая юрисдикция» едва ли возможно в силу большого разнообразия правоотношений и социальных конфликтов в современном обществе. В тех случаях, когда появляется необходимость установить особый (по сравнению с принятым в судах общей юрисдикции) порядок рассмотрения какой — либо категории дел, создаются суды специальной юрисдикции (специализированные суды).
Возможность образования специализированных судов, входящих в систему федеральных судов общей юрисдикции, предусмотрена п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе РФ. Как отмечает Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев, «при решении вопроса о создании системы специализированных судов приходится принимать во внимание многие обстоятельства, в том числе материально-технического характера. Но, главное, решение вопроса: будут ли такие суды входить в единую судебную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, или будут представлять собой самостоятельные ветви судебной власти, не связанными с Верховным Судом РФ. Второй вариант неизбежно чреват потерей единства судебной системы и, соответственно, единства судебной практики. Поэтому к нему нужно подходить с большой осторожностью». В настоящее время в Российской Федерации в рамках системы судов общей юрисдикции специализированных судов нет.
Наиболее актуальным на современном этапе реформирования судебной системы РФ стоит вопрос о создании административной и ювенальной юстиции. Вопрос о создании в России административных судов имеет солидную историю и является предметом научных исследований. Многие специалисты в области административного права давно и достаточно последовательно отстаивают концепцию создания специализированной административной юстиции в России. В настоящее время ведутся работы по разработке и принятию пакета законодательных актов об учреждении административных судов.
Судебная система Российской Федерации и организация обеспечения деятельности судов и административного судопроизводства. Создание административных судов, одной из основных задач которых будет защита личности от произвольных либо ошибочных действий государственных органов власти и органов местного самоуправления, будет способствовать укреплению дисциплины и организованности внутри государственного аппарата, снижению в нем уровня коррупции. Концепция ювенальной юстиции является наиболее разработанным в научном плане подходом к организации системы судов для несовершеннолетних (ювенальных судов) в рамках системы федеральных судов общей юрисдикции в России.
Установление особого порядка судопроизводства по делам о правонарушениях несовершеннолетних относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в Конвенции о правах ребенка 1989 г. , Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. , Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. Особенности производства по уголовным делам несовершеннолетних отражены в действующем уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. Существует многолетняя практика их применения; создание судов для несовершеннолетних предусмотрено Концепцией судебной реформы и Федеральной программой по ее реализации. Опыт внедрения ювенальной юстиции в сферу уголовного судопроизводства по делам о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних начал складываться с 2001 г., а уже в 2004 г. были созданы прообразы будущих ювенальных судов — специализированные судебные составы по делам несовершеннолетних соответствующих городских и районных судов.
Можно сказать, что в настоящее время существуют все предпосылки для создания судов по делам несовершеннолетних. Статья 4 Закона о судебной системе РФ устанавливает, что суды общей юрисдикции входят в единую систему судов России и включают в себя федеральные суды и суды субъектов в лице мировых судей. В систему федеральных судов общей юрисдикции, которую возглавляет Верховный Суд РФ, входят: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды.
Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции могут быть созданы и упразднены только федеральным законам. Исключение составляют мировые судьи, должности которых создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела. Другую — военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Федеральные суды общей юрисдикции делятся на три звена. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. Среднее звено судов общей юрисдикции включает: суды верховных судов республик, краевые и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно - правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_28399/
2. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_9959/
3. Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), https://base.garant.ru/1305342/
4. "Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)" (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) Consultant.ru›cons/cgi/online.cgi?req=doc…INT…6457
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"// Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_12834/
6. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О военных судах Российской Федерации" Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_23479/
7. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) https://base.garant.ru/70583616/
8. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция) https://base.garant.ru/178405/
9. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации» Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_200506/
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 г. № 19 «О применении норм главы 47 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_327612/
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_163741/
Специальная литература
1. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации / Коллектив авторов. - М.: КноРус, 2017. - 138 c
2. Бозров В.М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.М. Бозрова. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. — 568 с.
3. Горелов С.С. Судебная система России: проблемы реформирования / С.С. Горелов // Инновационная наука. 2018. № 12-2. С. 154-158.
4. Кунаккузина З.Н. Судебная система Российской Федерации / Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). — С. 691-692.
5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 1735-р
6. Радченко В. Закон «О судебной системе Российской Федерации» – базовый закон судебной реформы / В. Радченко // Российская юстиция. – 2017. – № 8. – С. 2-15.
7. Харисов Д.Г. Судебная система РФ / Д.Г. Харисов // Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета – 2018. – С. 85-88
8. Интернет - ресурс: ekspertizy.org›blog…sudy-obshhej-jurisdikcii/