Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в мире не было, нет, и не может быть идеальной или абсолютно справедливой избирательной системы. В любом случае возможны различные варианты махинаций, вбросов или других форм нарушения избирательного процесса.
В этом отношении можно вспомнить самый яркий пример грязной избирательной гонки – это предпоследние и последние президентские выборы в США. Избрание, как Дональда Трампа, так и Джо Байдена происходило в условиях страшного кризиса избирательной системы.
Итак, как нам видится сегодня сам процесс выборов сложно сделать честным и справедливым. Дело в том, что всегда найдется сила, которая хотела бы получить определенный, удобный для нее результат выборов. Соответственно эта сторона будет искать пути для получения гарантированного результата. В этом случае в ход пойдет все, и вброс заполненных бюллетеней, давление на избирателей, подсиживание членов районных, городских избирательных комиссий и т.д.
В этом случае кажется, что совершенно неважно каким образом проходит подсчет голосов. Однако это не так. Дело в том, что при подсчете голосов каждый член комиссии отвечает за обработку содержимого той или иной урны. Соответственно члены комиссии вручную считают количество бюллетеней отданных за того или иного кандидата.
Автоматика в этом случае может помочь в части указания количества бюллетеней положенных в ту или иную урну. Имея все эти данные члены комиссии, подсчитывают общее количество проголосовавших и их процент от числа избирателей проживающих в районе. В дальнейшем вычисляются проценты избирательного процесса.
В дальнейшем планируется ввод такого понятия, как электронное или дистанционное голосование. Каждый избиратель сможет на сайте правительства, ЦИК или государственных услуг зарегистрироваться и проголосовать. Такая система полностью электронного подсчета кажется гораздо надежнее. Машину невозможно обмануть и подкупить.
Цель исследования – проанализировать особенности определения результатов голосования в Азербайджане и в России и сделать их сравнительную характеристику.
Объект исследования – избирательный процесс в России и Азербайджане.
Предмет исследования – особенности определения результатов голосования в Азербайджане и в России и сделать их сравнительную характеристику.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу.
2. Выявить особенности подсчета голосов в Азербайджане.
3. Выявить особенности подсчета голосов в России.
4. Провести сравнительную характеристику процессов в России и Азербайджане.
5. Сделать выводы.
1. Избирательный процесс в Азербайджане
1.1. Выборы и референдумы в Азербайджане
В Азербайджане проводятся президентские, парламентские и муниципальные выборы, а также конституционные референдумы. Два выбора или одни выборы и один референдум не могут проводиться в один и тот же день.
Основные положения [4]
• Проведение выборов в сроки, указанные в Конституции Азербайджанской Республики, является обязательным.
• Выборы или референдум объявляются не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.
• День выборов или референдума - нерабочий день.
• Выборы организуют избирательные комиссии;
• Референдумы организуют комиссии референдума;
• Каждый гражданин Азербайджанской Республики, достигший 18-летнего возраста, имеет активное право голоса, что обеспечивает право голоса на выборах и референдумах.
• Каждый гражданин Азербайджанской Республики, имеющий активное избирательное право, также имеет пассивное избирательное право, которое дает возможность быть избранным.
Гражданское участие [14]
Граждане Азербайджана участвуют в выборах на основе равного, прямого и всеобщего избирательного права при тайном и личном голосовании. Граждане участвуют в голосовании на основе свободного и добровольного выбора. Граждане Азербайджана, проживающие за пределами Азербайджанской Республики, имеют право голоса в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Азербайджанской Республики.
В каждом голосовании каждый гражданин имеет только один голос и может проголосовать только за одного кандидата (за ответ на каждый вопрос референдума). Все граждане Азербайджанской Республики участвуют в голосовании на равных основаниях. Голосование проводится лично и тайно. Голосование за другого человека запрещено.
Согласно статье 3 Избирательного кодекса Азербайджанской Республики [12]
"Независимо от расы, национальности, религии, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзам и другим общественным объединениям или иного статуса граждане Азербайджанской Республики имеют право выбирать, быть избран и участвовать в референдуме. "...
Люди не имеют активного избирательного права [11]:
без гражданства;
Иностранный;
У людей нет пассивного избирательного права [7]:
не имея активного избирательного права;
отбывающие наказание в местах лишения свободы;
осужден за тяжкие преступления;
с двойным гражданством (до истечения срока действия двойного гражданства);
иметь обязательства перед другими государствами (до прекращения обязательств);
военнослужащие (находящиеся на военной службе);
судьи (будучи судьями);
государственные служащие (находящиеся на государственной службе);
священнослужители (занимающиеся профессиональной религиозной деятельностью);
Избирательные комиссии (референдум)
Избирательные комиссии (референдум) состоят из Центральной комиссии, окружных комиссий и окружных комиссий.
Избирательные комиссии (референдум) созываются сроком на пять лет. В случае досрочного роспуска избирательной комиссии (референдума) создается новая комиссия, полномочия которой ограничиваются полномочиями распущенной комиссии [20].
Центральная избирательная комиссия - это государственный орган, который руководит деятельностью всех остальных избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия состоит из 18 членов, избираемых Национальным Собранием Азербайджанской Республики. 6 членов являются представителями правящей политической партии, 6 членов - депутатами, не принадлежащими ни к какой политической партии, а 6 членов - представителями политических партий меньшинства в парламенте [20].
Избирательные комиссии (референдум) возглавляются президентом (возможно, его заместителем) и двумя секретарями, которые избираются открытым голосованием на первом заседании комиссии. Председатель избирательной комиссии (референдума) вправе распределить функции между секретарями и другими членами комиссии.
Член избирательной комиссии (референдума) не может быть членом другой избирательной комиссии (референдума).
Членами избирательной комиссии (референдума) не могут быть [19]:
без гражданства;
с двойным гражданством;
без высшего образования;
с обвинительным приговором суда;
быть кандидатом в президенты;
что они являются кандидатами в депутаты Национального собрания;
члены муниципалитета;
Обязанности центрального ИК [10]
контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция) – Электронный ресурс - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (точка доступа 04.04.2021)
2. Андреева В.С., Смирнова А.О. История развития отечественного и иностранного избирательного права. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
3. Борисова С.Н., Савельева О.С. Избирательное право в России и ЕврАзЭС. – Казань: Меридиан, 2019. – 512 с.
4. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Подсчет голосов в странах СНГ. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
5. Владимиров Н.С., Кирилова Ю.Н. Принципы обработки голосов в России и странах СНГ. – Воронеж: Альянс, 2018. – 480 с.
6. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Определение результатов голосования. Опыт России и СНГ. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 489 с.
7. Дмитриев П.И., Трофимова Е.В. Подведение итогов голосования. Опыт стран бывшего СССР. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 365 с.
8. Жилина Е.Ю. Подсчет голосов избирателей. Опыт России и СНГ. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
9. Жилина Е.Ю. Будущее систем подсчета голосов. Электронное голосование. – Волгоград: Пламя, 2018. – 383 с.
10. Лебедев О.М., Носов М.С. Методы установления итогов голосования. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2016. – 476 с.
11. Лебедев О.М., Носов М.С. Подведение итогов голосования в странах СНГ. Перспективы развития. – Екатеринбург: Капитолий, 2018. – 366 с.
12. Медведева Н.А. Петрова М.С. Порядок проведения выборов и обработки результатов в России и странах СНГ. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
13. Попова И.А. Петрова М.С. Азербайджан плюс Турция. Одна страна. Одни выборы. – Казань: Пальмира, 2020. – 432 с.
14. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Подача. Обработка. Подсчет голосов. Современные технологии в России и СНГ. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
15. Семенов О.В. Борисов А.В. Подсчет голосов избирателей. Место и роль наблюдателя. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
16. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Порядок определения результатов выборов. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
17. Тихонова Е.Е. Теория и практика определения итогов выборов. Справочник наблюдателя и аналитика. – Екатеринбург: Полис, 2019. – 1289 с.
18. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика подведения итогов выборов в России и СНГ. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
19. Фадеева А.Ю. Работ ЦИК. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
20. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Особенности подсчета голосов избирателей в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.