Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими вопросами на протяжении всего периода существования российской прокуратуры являлись место данного государственного органа в системе разделения властей и его роль в механизме государства, что имеет важнейшее значение для установления системы прокуратуры, организации и деятельности её органов, а также оказывает непосредственное влияние на вы-полнение ею своих функций.
С момента принятия Конституции Российской Федерации прошло уже более двадцати пяти лет, и, тем не менее, дискуссии по вопросу места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти продолжаются до сих пор. В Конституции России чётко не установлены полномочия прокура-туры, не дано определение прокуратуры как органа государственной власти.
Вопрос о месте прокуратуры в системе государственной власти являет-ся актуальным из-за его неоднозначности. Она выражается в том, что статья 10 Конституции РФ определяет 3 ветви власти: законодательную, исполни-тельную, судебную, но прокуратуру нельзя отнести ни к одной из них.
Во-первых, некоторые специалисты в области права утверждают, что прокуратуру необходимо относить именно к судебной власти, но проблема данного утверждения в том, что прокуратура не может быть элементом су-дебной системы и также не отправляет правосудие, так как статья 118 Кон-ституции РФ говорит нам о том, что это право принадлежит исключительно судам.
Во-вторых, прокуратура не может являться и органом исполнительной власти, для этого ей необходимо входить в структуру Правительства РФ, Ге-неральный прокурор должен назначаться на должность Председателем Пра-вительства РФ, а также управленческая структура не предусматривает места для прокуратуры, поэтому с современным законодательством невозможно отнести прокуратуру к исполнительной власти.
В-третьих, нельзя отнести прокуратуру к законодательному органу, так как он не наделен законотворческими полномочиями, а также не несет от-ветственности и не зависит от Государственной Думы и Советом Федерации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что прокуратура не принад-лежит ни к одной ветви власти и является абсолютно независимым органом. К сожалению, независимость органа прокуратуры порождает ряд проблем, решение которых необходимо.
Статус прокуратуры уже давно является объектом исследования вни-мания учёных. В трудах правоведов как Градовский А.Д., Муравьев Н.В. заложены основы учения о российской прокуратуры.
Среди современных авторов, исследующих особенности правового ста-туса прокуратуры и её деятельности, можно отметить работы Баскова В.И., Васягина М.М., Винокурова А.Ю., Моргунова А.В., Шеметова О.Ю., Шев-ченко В.Ю., Савченко Ю.А. и др.
Ряд авторов - Велиев И.В., Бессарабов В.Г. и др.,- в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие учёные, например, Осипян С.А., Ломовский В.Д., полагают, что прокуратура входит в состав одной из трёх имеющихся ветвей власти - законодательной, исполнительной или судебной.
Очевидно, что изучение правового статуса прокуратуры имеет серьёз-ную основу. В тоже время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа.
Цель исследования состоит в исследовании органов прокуратуры в ме-ханизме российского государства.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. Рассмотреть место и роль прокуратуры в системе органов государ-ственной власти Российской Федерации.
2. Проанализировать проблему определения правового статуса прокуратуры в системе органов государственной власти и иных органов.
3. Раскрыть функции органов прокуратуры.
4. Выявить взаимодействие прокуратуры и суда.
5. Исследовать взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов власти.
6. Исследовать взаимодействие прокуратуры и исполнительных ор-ганов власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом органов прокуратуры в современный период.
Предметом исследования являются теоретические положения доктрины права и нормативные правовые акты их анализ, регулирующие статус, дея-тельность органов прокуратуры.
Методы исследования. При написании работы были применены: срав-нительный метод, диалектический метод познания действительности, методы анализа, метод обобщения.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
1.1 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной вла-сти Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации на со¬временном этапе развития представляет собой еди¬ную федеральную централизованную систему ор-ганов и организаций, основным назначением кото¬рой является осуществле-ние надзора за соблюдени¬ем Конституции РФ и исполнением законов, дейст-вующих на территории РФ, а также выполнение иных функций в целях обес-печения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно ох¬раняемых законом интере-сов общества и государ¬ств .
Вопрос о месте прокуратуры в системе ор¬ганов государственной вла-сти по-прежнему являет¬ся актуальным, даже, несмотря на то, что в Консти-туцию Российской Федерации в 2014 г. были вне¬сены изменения, напрямую касающиеся рассмат¬риваемого вопроса: в частности, гл. 7 Конституции
РФ «Судебная власть» получила новое название - «Судебная власть и прокуратура». Однако в новой редакции ст. 129 Конституции, в отличие от пре¬дыдущего варианта, указания на прокуратуру как единую и централизо-ванную систему нет, есть лишь указание на то, что организация и деятель-ность российской прокуратуры регулируются в специальном федеральном законе, и определяются порядок назначения и освобождения от должности Генпрокурора и прокуроров субъектов Федерации. По мнению В.П. Вешки-на, «конституционно-правовой статус прокуратуры в связи с новым со-держанием ст. 129 не изменился, поскольку проку¬ратура в наименовании гл. 7 указана в качестве са¬мостоятельного государственного органа . При этом в научной литературе существует и про¬тивоположное мнение» . В этой связи остается место для дискуссий о статусе, месте и структуре надзорного ведом-ства.
В настоящее время конституционное регу¬лирование статуса прокура-туры сводится в основ¬ном к вопросам организации ее системы и не затра-гивает ключевых моментов, связанных с определе¬нием предназначения про-куратуры, ее компетен¬ции и места в системе государственных органов .
По мнению Н.С. Бондаря и А.А. Джагарян, процесс конституционали-зации прокуратуры как государственно-правового института определяется, «во-первых, прямым конституционным закрепле¬нием данного института, причем не просто в одной из статей Конституции, но с его «выведением» в само название одной из ее глав; во-вторых, заданностью самой Конституцией (имея в виду, естест¬венно, не только ее ст. 129, а, прежде всего, главы 1, 2) последующего активного нормативного пра¬вового регулирования организа-ции и деятельности органов прокуратуры; в-третьих, вытекающим из самой Конституции, как бы заранее запланирован¬ным ею некоторым «умолчани-ем», сознательной недосказанностью по поводу конкретного места и роли прокуратуры в системе разделения властей и в общей организационно-функциональной системе российской государственности. Наконец, в-четвертых, активным включением Конституцион¬ного Суда РФ в проверку самых различных аспек¬тов нормативного содержания институтов проку-рорского надзора на предмет их соответствия Кон¬ституции РФ» .
На наш взгляд, необходимо внести измене¬ния в Конституцию России, которые определили бы особый статус прокуратуры в системе органов госу-дарственной власти. С этой целью следует вы¬делить самостоятельную главу, в которой зафикси¬ровать «правовой статус прокуратуры, назначение проку-ратуры,