Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена длительным реформированием данной отрасли. Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. Еще в 1995 г. Правительством Российской Федерации были провозглашены основные цели, принципы и направления пенсионной реформы, необходимость которой обосновывалась демографическими процессами, а именно старением населения, а также неэффективностью действующего в то время принципа солидарности поколений, когда работающее население обеспечивает пенсию неработающему.
B качестве единственного выхода из сложившейся ситуации было предложено отказаться от финансирования пенсий государством и передать эту обязанность самим будущим пенсионерам, т.е. перейти к накопительному формированию пенсий. С 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию закреплена законодательная возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до указанной даты и засчитывались в трудовой стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных названным законодательством (часть 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ).
Так же актуальность темы работы обусловлена тем, что в последнее время в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения возрос интерес к правовой проблематике. В правовой науке общепризнано, что пенсионное обеспечение является самым значимым видом социального обеспечения по числу его субъектов и по объему расходуемых на него денежных средств.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи назначением и получением страховых пенсий.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие досрочные страховые пенсии, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучении досрочных страховых пенсий по старости.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации;
• исследовать виды страховых пенсий в Российской Федерации;
• изучить право на получение досрочных страховых пенсий;
• проанализировать проблемы правового института досрочных пенсий по старости.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О страховых пенсиях» и другие нормативные правовые акты.
B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и используемых источников.
1. Понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации
1.1. Понятие страховых пенсий в Российской Федерации
Надо заметить, что не до конца преодоленные юридические противоречия, зияющие лакуны в текущем законодательном регулировании права на пенсию для льготных категорий граждан вкупе с искусственно или в силу излишней служебной ретивости создаваемыми бюрократическими препонами несут в себе угрозу обесценения положительного эффекта от указанных мер социальной политики государства; нивелируют эффективность; увеличивают административные издержки правоприменения и снижают качество государственного управления.
Следует отметить, что 2015 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. В соответствии со ст. 8 названного Закона условиями назначения страховой пенсии по старости являются:
1) достижение пенсионного возраста;
2) наличие минимального страхового стажа;
3) наличие индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) пока сохранен на прежнем уровне. Вместе с тем новый Закон направлен на стимулирование более позднего выхода на пенсию: введены коэффициенты, увеличивающие фиксированный платеж и размер страховой пенсии. Они предусмотрены для тех, кто при достижении установленного возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.
Заметно изменились требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: с 5 лет, необходимых ранее, он вырастет до 15 лет. При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, будет увеличиваться постепенно: в 2015 году - шесть лет; в 2016 году - семь лет и так далее до достижения 15 лет в 2024 году.
Новым условием для назначения пенсии является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона о страховых пенсиях.
Кроме этого, указанным Законом предусматривается изменение порядка индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года. С 1 апреля Правительство РФ вправе только дополнительно увеличить это размер.
Закон о страховых пенсиях практически не затронул интересы тех граждан, которые являлись пенсионерами на дату вступления его в силу. Они продолжают получать пенсию в размере не меньшем, чем прежний. А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при нынешних условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном Законом о страховых пенсиях возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Следует напомнить, что с начала возникновения пенсионного законодательства РФ это уже третий Закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них был принят 20 ноября 1990 г., второй - 17 декабря 2001 г., действующий - 28 декабря 2013 г. Фактически пенсионное законодательство меняется каждые 10 лет. Поэтому, скорее всего, через 10 лет наступит время для очередной пенсионной реформы.
Наряду с возрастом и инвалидностью в качестве основания социального обеспечения Конституция называет потерю кормильца. Это смерть или безвестное отсутствие лица, которое содержало детей и других членов своей семьи либо было обязано содержать в силу закона. При потере кормильца социальное обеспечение может, в частности, выражаться в пенсионном обеспечении его взрослых иждивенцев (независимо от возраста и трудоспособности последних), если они заняты уходом за детьми, не достигшими 14-летнего возраста, и не работают. То есть законодатель признает социально оправданным семейный уход за такими детьми, гарантируя осуществляющему его лицу компенсацию утраченного им дохода кормильца.
Понятия «потеря кормильца» и «воспитание детей» как основания социального обеспечения связаны с положениями ст. 38 Конституции, которая гласит, что забота о детях, их воспитание - не только право, но и обязанность родителей. Еще в большей мере названные основания опираются на сложившееся отраслевое правовое регулирование, согласно которому родители обязаны содержать детей и несут ответственность (вплоть до уголовной) за злостное уклонение от выполнения этой обязанности, а государство лишь помогает (при необходимости) родителям и детям, в том числе предоставляя тем и (или) другим блага социального обеспечения. Отсюда и фигура кормильца - отца и (или) матери, иногда других членов семьи и соответствующее основание социального обеспечения (в первую очередь ребенка) при потере кормильца. Не удивительно поэтому представление в литературе по конституционному праву и праву социального обеспечения о том, что ребенок - при наличии у него семьи - может получать блага социального обеспечения не напрямую как индивид - человек и гражданин, а как член конкретной семьи в виде адресной его поддержки, т.е. нередко после проверки нуждаемости. Не случайно в научной и учебной литературе часто говорится о социальном обеспечении человека и его семьи, о необходимости определения понятия семьи как самостоятельного субъекта права социального обеспечения. Это представление опирается и на международно-правовые акты, где нередко фигурирует понятие «человек и его семья». Противопоставление (или объединение) понятий человека и его семьи (которая включает прежде всего и главным образом детей, но при этом как бы не считает их отдельными «человеками») предопределяет, на наш взгляд, необоснованно суженные, меньшие гарантии социального обеспечения детей по сравнению со взрослыми, ставит тех и других в неравное правовое положение. Более того, бытует убеждение, что каждый человек должен взвешивать свое материальное положение, возможности содержать будущих детей и потому не вправе следовать биологическим потребностям и предназначению, а тем более претендовать на какую-либо существенную поддержку со стороны общества, в особенности той его части, которая не может себе позволить «плодить нищету». Но дети не должны страдать из-за нерационального или неразумного поведения родителей, дарующих им жизнь, оставаться из-за этого без жизненных средств. Между тем фактически - в соответствии с отраслевым законодательством (но, на наш взгляд, вопреки требованиям Конституции и международным обязательствам) - дети в отличие от взрослых зачастую могут претендовать на полноценное социальное обеспечение лишь при отсутствии родительского попечения или при явной недостаточности у семьи средств для их содержания. Иначе говоря, пока родители не дошли до определенного предела - черты бедности, удовлетворение жизненных потребностей детей - во многом семейная проблема.
Принципиально меньшие гарантии социального обеспечения «домашних» детей по сравнению с «казенными» свидетельствуют о том, что законодателем не учитывается серьезная трансформация семьи и ее функций. До сравнительно недавнего времени семья представляла собой хозяйственную единицу, нуждающуюся для полноценного функционирования в наличии и притоке рабочих рук, в постоянном воспроизводстве поколений. Дети с ранних лет включались в бытовую, а затем и производственную деятельность, а совпадение места работы и проживания позволяло разновозрастным членам семьи гибко сочетать и распределять выполнение всех жизненно необходимых функций. На смену семье как главной производительной единице в экономике (представленной сельским хозяйством и простыми ремеслами) и основному источнику средств для существования своих нетрудоспособных членов пришло крупное промышленное производство. В результате произошли коренные изменения в жизнедеятельности населения: трансформация большой семьи в малую (нуклеарную), массовое перемещение населения в города, что предопределило высокую материальную зависимость наемных работников от условий найма их работодателями и прежде всего от уровня заработной платы. Работа вне дома (особенно женщин) остро ставит проблему сочетания во времени и пространстве оплачиваемого и домашнего труда, вызывает конкуренцию и дисгармонию между тем и другим. Развитие капиталистического производства и наемного труда повлекло за собой социальное страхование наемных работников и их семей. Фактически первоначально речь шла о работниках-мужчинах - главах семей и кормильцах жен и детей. Это хорошо видно, например, по международным актам, касающимся стандартов социального обеспечения (Конвенции МОТ N 102 1952 г. и N 128 1967 г. ). К типичным получателям социальных и пенсионных выплат они относят: при болезни, инвалидности и безработице - мужчину с женой и двумя детьми, при наступлении старости - мужчину с женой в пенсионном возрасте, при потере кормильца - вдову с двумя детьми. Применительно к рассматриваемым нами вопросам это означает, что в типичных обстоятельствах в капиталистическом производстве работает по найму именно мужчина, заработок которого позволял содержать по крайней мере двоих детей и неработающую жену. Поэтому и социальное страхование, и социальное обеспечение при невозможности продолжать работу и содержать семью предназначались не только для самого работника, но и для его иждивенцев. Отсюда логически сформировавшееся понятие «человек (т.е. работник, мужчина) и его семья». Вовлечение женщин и детей в общественное производство исказило и понизило роль оплаты труда в содержании семьи.
Статья 59 Конвенции Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» определяет вид пенсии - по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца - один из трех видов государственных пенсий, предоставляемых в России на основании Законов.
3 октября 2018 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», зарегистрированный затем за номером 350-ФЗ и вступающий в основной своей части в силу с 1 января 2019 года.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изложена в новой редакции, согласно которой право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Таким образом, нормативный или общеустановленный пенсионный возраст для назначения страховой пенсии по старости повышается на пять лет: для мужчин с 60 до 65 лет, а для женщин с 55 до 60 лет. Как мы видим, сохранена традиционная для пенсионной системы России дифференциация по признаку пола при установлении пенсионного возраста для мужчин и женщин, которая закрепилась сразу при появлении в нашей стране института пенсионного обеспечения по старости. Законодатель по-прежнему проявляет особый подход к женскому пенсионному возрасту, который обусловливается в первую очередь особой социальной ролью женщины в обществе, связанной с материнством, рождением и воспитанием детей, и не может рассматриваться, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации как нарушающий конституционные права мужчин.
Увеличение пенсионного возраста происходит не одномоментно, а постепенно, исходя из необходимости адаптации граждан к происходящим изменениям и создания условий для разумного переходного периода.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца. Заключена в г. Женеве 29.06.1967 //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.
5. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2018, N 41, ст. 6190.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Российская газета, N 234, 02.12.1995.
8. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
9. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мераx по реализации Kонцепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (ред. от 30.05.1997) // Российская газета. 23.08.1995. N 163.
10. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.05.1992, N 19, ст. 1044.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2004.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 948-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Заплавной Наталии Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 65 - 81.
14. Алиев А. Пенсионный парашют. Решит ли отмена накопительной части проблемы российской пенсионной системы? // ЕxреrtОnlinе. 27.07.2012.
15. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы. М., 2014. С. 13.
16. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. С. 78.
17. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС КонсультантПлюс. 2015.
18. Чирков С.А. О досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, имеющим длительный страховой стаж // СПС КонсультантПлюс. 2018.
19. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.
20. Чирков С.А. Разный пенсионный возраст мужчин и женщин в России - аксиома или атавизм? // Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. С. 47 - 55.