Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы состоит в том, что сегодня в эпоху экономического кризиса государства желают иметь надежный источник получения средств в бюджет. При этом важно, что бы налоговые отчисления и другие виды и формы пополнения бюджета осуществлялись бизнесом в сравнительно спокойных и адекватных условиях.
Здесь нужно заметить, что государство имеет в своем распоряжении возможность управлять антимонопольной деятельностью или предпринимательской деятельностью через систему государственных контрольно-ревизионных органов и управлений. В частности, в части надзора за сферой соблюдения антимонопольного законодательства в России действует федеральная антимонопольная служба.
Общий надзор за предпринимательской деятельностью осуществляют целый аппарат проверяющих органов и служб. В частности, за работой предпринимателя следит уже упоминавшийся ФАС, МВД, налоговая служба, таможенная служба, МЧС, СЭС, прокуратура, экологические службы и т.д.
Смысл работы всей этой структуры организаций состоит в том, что бы обеспечить предпринимателю честные и открытые условия для работы и борьбы за заказы. При этом важно, что бы бизнес оставался в правовых рамках закона. Государство не должно допустить превращение деятельности бизнесмена в монополию. Это особенно важно, в случае если предприниматели проводят процедуру слияния компаний направленную на захват того или иного рынка.
Контроль над жизнью и деятельностью предпринимателей представляется небольшой мерой снижения демократических устоев общества. В дальнейшем эта мера позволяет государству структурировать бизнес сообщество. Так же это позволяет государству эффективнее и жестче отстаивать свои интересы.
Цель работы – выявить особенности управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью. Организационно-правовая система и органы управления этой деятельностью.
Объект исследования – антимонопольная и предпринимательская деятельность.
Предмет исследования – особенности управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью. Организационно-правовая система и органы управления этой деятельностью.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Дать определение антимонопольной и предпринимательской деятельности.
3. Выявить особенности организационно-правовой формы антимонопольной и предпринимательской деятельности;
4. Установить формы контроля за реализацией антимонопольной деятельности.
5. Сделать выводы.
1. Понятие об управлении антимонопольной и предпринимательской деятельностью
1.1. Антимонопольные органы и их деятельность
Государственная политика, направленная на развитие товарных рынков и конкуренции, предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.
Основными задачами этих органов являются [5]:
• способствовать формированию рыночных отношений, основанных на развитии конкуренции и предпринимательства;
• предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Сотрудники этих органов для выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также коммерческие и неправительственные организации. Доступ к коммерческим организациям и их объединениям, другим организациям и учреждениям и возможен на основании письменного запроса с необходимыми сопроводительными документами. Этот пакет документов также необходим для получения письменных и устных объяснений и другой информации с соблюдением коммерческой тайны.
Основными направлениями содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации, по которым федеральный антимонопольный орган разрабатывает свои рекомендации органам исполнительной власти, являются [15]:
• предоставление льготных кредитов, а также снижения налогов или освобождения от них для хозяйствующих субъектов, впервые выходящих на рынок определенного продукта;
• определить объем свободных, регулируемых и фиксированных цен;
• создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и займов;
• финансирование мероприятий по расширению производства товаров с целью устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
• привлечение иностранных инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
• лицензирование экспортно-импортных операций и установление таможенных пошлин;
• определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и порядок их лицензирования.
Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются [11]:
1. Контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, а именно [3]:
• создание, слияние и присоединение профсоюзов коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
• слияние и поглощение коммерческих организаций, если размер их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
• ликвидация и выделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных обществ, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к возникновению хозяйствующего субъекта, участие которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда.
Решения по данным вопросам согласовываются с антимонопольными органами.
2. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении долей (акций) в уставном капитале коммерческих организаций.
С предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании запроса юридического или физического лица осуществляется [2]:
приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в управлении уставным капиталом коммерческой организации, при котором указанное лицо (группа лиц) приобретает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);
приобретение в собственность или использование хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных фондов или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 10% от стоимости в бухгалтерских книгах фиксированного производственные активы и нематериальные активы коммерческой организации, отчуждающей имущество;
приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих хозяйствующему субъекту определять условия своей хозяйственной деятельности или выполнять функции своего исполнительного органа.
Для осуществления этих операций требуется предварительное согласие в случаях, когда общая балансовая стоимость активов этих людей превышает 100000 минимальных размеров оплаты труда, или один из них является хозяйствующим субъектом, зарегистрированным в Реестре хозяйствующих субъектов с рыночной долей более 35% данного продукта, или покупатель
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. История развития отечественного и иностранного контроля над бизнесом. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Борисова С.Н., Савельева О.С. Антимонопольная и предпринимательская деятельность в России и ЕврАзЭС. – Казань: Меридиан, 2019. – 512 с.
3. Вайпан В.А. Соотношение конкуренции и государственного регулирования рынка в фокусе справедливости // Актуальные вопросы современного конкурентного права : сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. М.А. Егорова. — М., 2018. – С. 27-36
4. Владимиров Н.С., Кирилова Ю.Н. Принципы антимонопольной и предпринимательской деятельности в России и странах СНГ. – Воронеж: Альянс, 2018. – 480 с.
5. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Антимонопольная и предпринимательская деятельность в странах СНГ. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
6. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Организация и управление антимонопольной и предпринимательской деятельностью. Опыт России и СНГ. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 489 с.
7. Дмитриев П.И., Трофимова Е.В. Антимонопольная и предпринимательская деятельность. Опыт стран бывшего СССР. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 365 с.
8. Егорова М.А. Недобросовестная конкуренция как разновидность правового запрета per se // Право и экономика. — 2018. — № 1. – С. 30-34
9. Егорова М.А., Кинев А.Ю. Недостатки и пути совершенствования легитимной дефиниции понятия «признаки ограничения конкуренции» // Актуальные вопросы современного конкурентного права : сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. М.А. Егорова. — М., 2018. – С. 37-50.
10. Жилина Е.Ю. Антимонопольная и предпринимательская деятельность. Опыт России и СНГ. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
11. Жилина Е.Ю. Будущее антимонопольной и предпринимательской деятельности. – Волгоград: Пламя, 2018. – 383 с.
12. Лебедев О.М., Носов М.С. Антимонопольная и предпринимательская деятельность в странах СНГ. Перспективы развития. – Екатеринбург: Капитолий, 2018. – 366 с.
13. Лебедев О.М., Носов М.С. Методы антимонопольной и предпринимательской деятельности. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2016. – 476 с.
14. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Основы правовой политики : учебное пособие для магистров. — 2-e изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2019 – 383 с.
15. Медведева Н.А. Петрова М.С. Порядок проведения проверки антимонопольной и предпринимательской деятельности в России и странах СНГ. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
16. Мосунова Н.Н. Картели в России: per se или эффект? // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2017. — № 2. – С. 95-109
17. Паращук С.А. Монополия и монополизация: регламентация в российском праве // Юрист. — 2017. — № 1.- С. 29-34
18. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Проверка антимонопольной и предпринимательской деятельности в России и СНГ. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
19. Попова И.А. Петрова М.С. Азербайджан плюс Турция. Одна страна – один закон. – Казань: Пальмира, 2020. – 432 с.
20. Рубцова Н.В. Антимонопольное регулирование как основное направление нормативного регулирования предпринимательской деятельности. Актуальные проблемы российского права. 2020;15(8):126-135. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.117.8.126-135.
21. Семенов О.В. Борисов А.В. Антимонопольная и предпринимательская деятельность в России и Европе. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
22. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Порядок управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
23. Тихонова Е.Е. Теория и практика управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью. Справочник юриста. – Екатеринбург: Полис, 2019. – 1289 с.
24. Утина И.В., Проводина Г.П. Управление антимонопольной и предпринимательской деятельностью в России и СНГ. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
25. Фадеева А.Ю. Особенности управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью. Европа. Россия. Азия. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
26. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Особенности управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.