Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В эпоху непрерывного научно-технического прогресса невозможно не обращать внимание на эмоционально-ценностный кризис, который возник и углубляется в результате человеческой деятельности. И, кроме масштабных программ по уменьшению негативного воздействия на человека, важно уделять внимание вопросу формирования компетентности молодых жителей планеты Земля. Необходимо подготовить детей к разумному сосуществованию в обществе, показывать равноправие человека и тем самым достичь максимальной минимизации вредного воздействия в обществе будущего.
Анализ последних исследований и публикаций. Научные подходы к эмоционально-ценностному воспитанию детей разработаны в исследованиях А. Захлебного, И. Зверева, И. Суравегиной, которые определили цель, принципы, задачи и содержание экологического образования и воспитания.
Концептуальные положения эмоционально-ценностного направления педагогики отношении отдельных учебных предметов, внеучебной деятельности, особенностей работы с детьми разных возрастов и других специфических факторов уточнялись в Украине Г. Беленького, Н. Лысенко, И. Мельник, С. Плохий, Н. Пустовита, Л. Резника, Д. Струнникова, Г. Тарасенко, Л. Шаповал и другими учеными.
Психологический аспект изучаемого вопроса раскрыто в трудах Б. Ананьева, Л. Выготского, В. Вилюнас, А. Запорожца, А. Леонтьева, В. Мясищева.
Важность усиления эмоций и впечатлений ребенка в контексте формирования естественных компетенции освещены в работах Г. Беленькой, А. Кононко, Я. Неверович, С. Плохий, Т. Пониманской, Ю. Приходько.
Цель работы: обосновать целесообразность и важность использования художественного слова, как средства формирования эмоционально-ценностного отношение детей и представить методы работы со сказкой естественного содержания в учреждениях образовательного образования.
Объект работы - эмоционально-ценностное отношение детей.
Предмет – эмоционально-ценностное отношение детей на инклюзии.
Задания исследования:
1. Рассмотреть понятие инклюзионного образования, как общеобразовательного процесса.
2. Изучить средства формирования эмоционально-ценностного отношения детей.
3. Представить описание методов формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к обучению в инклюзивном образовании.
4. Рассмотреть примеры средств и методов формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к обучению в инклюзивном образовании.
Гипотеза исследования. Успешности инклюзивного образования способствует систематическая работа по созданию и внедрению методов работы с детьми, которые имеют особые потребности.
Методы исследования: анализ литературных источников, изучение научного материала и практического опыта.
Теоретическая значимость состоит в том, что в ходе работы раскрыты понятие и сущность инклюзивного образования, рассмотрены проблемы и перспективы развития инклюзивного образования.
Практическая значимость. Данный анализ может быть полезен учителям школы при организации процесса обучения детей с особыми потребностями. Также данные анализа могут быть положены в основу дальнейшей разработки проблемы инклюзивного образования в системе общего образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. ИНКЛЮЗИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Инклюзия в образовании как процесс представлена в соответствии с Резолюцией № 37/20 Совета по правам человека ООН 2019 года, является системой расширения возможностей личности через:
• доступ к образованию;
• обеспечение равного доступа детей с инвалидностью в общеобразовательные школы;
• индивидуализацию учебных планов;
• обеспечение учебного приспособления;
• доступность образовательной среды и материалов;
• предоставление адаптированных учебных материалов, вспомогательных устройств, информационно-коммуникационных технологий и поддержки.
В частности, в Маскатском соглашении указано, что стратегия инклюзивного обучения - это создания и совершенствования работы учебных заведений, что учитывают интересы детей с особыми образовательными потребностями и обеспечивают безопасное, свободное от насилия и социальных барьеров и эффективное пространство обучения для всех (Маскатское соглашение разработано в рамках консультаций по программе «Образование для всех» (ОДВ) в 2014 г.), охватывает весь разнообразный контингент учащихся и дифференциирует образовательный процесс относительно потребностей учащихся всех групп и категорий.
ЮНЕСКО в документе «Education 2030» рассматривает инклюзивное образование как процесс обеспечения качественного обучение в течении всей жизни человека. В частности в рамках школьной системы с международными стандартами проект декларации ставить целью обеспечить бесплатным обучениям с обязательным средним обучением. Инклюзия предполагает создание образовательной среды соответствовало бы требуется и возможностей каждого ребенка. Поэтому, стратегия инклюзивного образования базируется на предоставлении качественных образовательных услуг и адаптации образовательной среды к потребностям учащихся.
Содержание стратегии базируется на идеи направленностей приобретение учащимися таких ключевых компетенций:
A) понимание глобальных проблем и общечеловеческих ценностей, таких как справедливость, равенство, достоинство и уважение;
Б) когнитивных навыков;
В) когнитивных навыков, в том числе социальные навыки, такие как умение сочувствовать и гасит конфликты, навыки общения и умение налаживать отношения и взаимодействовать с людьми различного происхождения, культур и взглядов;
Г) способность действовать коллективно и ответственно.
Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, которая основывается на принципах обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства, что предполагает обучение ребенка с ООП в условиях общеобразовательного учреждения.
Стихийная инклюзия (формальная) - пребывание ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении, где не созданы соответствующие условия обучения и не обеспечивается сопровождение командой образовательных потребностей ребенка. Итоговый документ технической консультации по вопросу воспитания глобальной гражданственности.
Достижения «функциональной грамотности» - это способность участвовать в всех видах деятельности, где грамотность нужна для эффективного функционирование человека в группе или сообществе и позволяет использовать свои навыки чтения, письма и счета для личного развития или развития соответствующего сообщества протяжении всей жизни.
Грамотность определяется как умение распознавать, понимать, разъяснять, создавать, передавать и оценивать информацию на основе печатных и рукописных документов по разным вопросам. Отметим, что инклюзивное образование не может быть достигнуто, если учителя недостаточно осознают ее преимущества, имеют несформированные или устаревшие мысли об образовательных способностях и потребностях детей с ограниченными образовательными потребностями, получился опыт работы со всеми учениками, как с инвалидностью, так и без нее.
Все эти положения нормативно обеспечены также документ: ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о борьбе с дискриминации в области образования, Конвенции о правах ребенка, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах инвалидов, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о статусе беженцев и резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о праве на образование в вопросам чрезвычайных ситуаций.
ЮНЕСКО определяет инклюзивное образование как «процесс обращения и ответы на различные потребности учеников через обеспечение их участия в обучении, культурных мероприятиях и жизненные общины, и уменьшение исключений в образовании и учебном процессе».
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или интеллектуального нарушения, имеет право на получение образования, качество которой не отличается от качества образования здоровых людей.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% родившихся детей условно считается здоровыми, остальные - либо страдают нарушениями психофизического развития, либо находятся в состоянии между здоровьем и болезнью. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе социализации и выбора профессиональной деятельности является очень важным на современном этапе развития образования. Поэтому важное значение приобретает инклюзивное обучение, предусматривающее совместное пребывание детей с нарушениями психофизического развития их здоровыми сверстниками.
Инклюзия (от Inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социальной жизни. Это политика и процесс, дает возможность всем детям участвовать во всех программах.
Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанный на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать ее по месту жительства, предусматривающий обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Одной из главных задач инклюзии является отзыв на широкий спектр образовательных потребностей в школьной среде и за его пределами. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей с особыми потребностями.
Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что:
• все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это оказывается возможным, несмотря на определенные трудности или различия, существующие между ними.
• Учебные заведения должны признавать и учитывать различные потребности своих учеников путем согласования различных видов и темпов обучения.
• Обеспечение качественного образования для всех путем разработки соответствующих учебных планов, принятия организационных мер, разработки стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских связей со своими общинами.
• Дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может понадобиться им для обеспечения успешности процесса обучения. Они являются наиболее эффективным средством, которое гарантирует солидарность, соучастие, взаимоуважение, понимание между детьми с особыми потребностями и их ровесниками.
Инклюзивный подход - создание таких условий, при которых все участники учебно-воспитательного процесса имеют равный доступ к образованию, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, которые учатся в дошкольных и общеобразовательных школах.
Преимущества инклюзивного образования:
1. для детей с особыми образовательными потребностями:
• Благодаря целенаправленному общению со сверстниками улучшается когнитивный, моторный, языковой, социальной и эмоциональное развитие детей.
• Ровесники играют роль моделей для детей с особыми образовательными потребностями.
• Овладение новыми умениями и навыками происходит функционально.
• Обучение проводится с ориентацией на сильные качества, способности и интересы детей.
• У детей есть возможности для налаживания дружеских отношений со здоровыми сверстниками и участия в общественной жизни.
2. Для других детей:
• Дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различий.
• Дети учатся налаживать и поддерживать дружеские отношения с людьми, которые отличаются от них.
• Дети учатся сотрудничеству.
• Дети учатся вести себя нестандартно, быть изобретательными, а также сочувствовать другим. для педагогов и специалистов:
• Учителя инклюзивных классов лучше понимают индивидуальные особенности учащихся.
• Учителя овладевают различными педагогическими методиками, позволяет им эффективно способствовать развитию детей с учетом их индивидуальности.
• Специалисты (медики, педагоги специального профиля, другие специалисты) начинают воспринимать детей более целостно, а также учатся смотреть на жизненные ситуации глазами детей.
Исследования ученых по инклюзивной проблематике проводятся в русле прогрессивных мировых тенденций и характеризуются инновационной стратегии от институциализации к инклюзии. Инновационная методология основана на принципах ребенкоцентризма, что предполагает выявление задатков каждой личности с проблемами в развитии, создание условий для их успешного развития и самореализации в жизни.
1.2. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ
Новая парадигма образования ориентирует именно на взаимодействие знаний и морали, развитие не только когнитивно-познавательной, но и эмоционально-ценностной сферы личности. Это предполагает усиление приоритетов воспитания в общем процессе экологического образования. Формирование духовного мира гармонично развитой личности невозможно без воспитание у нее ценностного отношения к природной среде. Эффективность воспитания эмоционально-ценностного отношение, как и воспитание в целом, существенно зависит от его научного обеспечения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы- 2003. [Текст] - С. 77-80
2. Грохотова Ж.А. Игра "Стартинейджеры" на тему "Здоровый образ жизни".// Педсовет. - 2011. - №3. - С. 5-6
3. Иванов А.В. Игры и праздники в образовательной среде школы: методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005. - 160 с.
4. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2003. [Текст] - С. 34-37 http://www.vipstudent.ru/?q=lib&r=14&id=1182343245
5. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России"/ режим доступа http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm
6. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. [Текст] - С. 39-44
7. Классные часы 6 класс. / Авт.-сост. Л.А. Егорова. - М.: ВАКО, 2008г. - 208 с.
8. Козик А.Л. Международно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России: монография / А.Л. Козик. - Минск: МИТСО, 2007. -. [Текст] - С. 175-180
9. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru/flow/theme/1000
10. Лернер Д. Специальное образование в Соединенных Штатах / Д. Лернер. Региональные программы развития специального образования: основания, действительность, проблемы и перспективы. [Текст] - С. 61-65
11. Лубовский В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. - 2008. [Текст] - С. 77-79
12. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. [Текст] - С. 88-95
13. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. [Текст] - С. 25-28
14. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова -2005. [Текст] - С. 91-94 http://biblsl.lipetsk.ru/pro/tiflopedagogam/?id=251
15. Семинар "Развитие инклюзивного образования в массовых школах" 16-17 ноября 2006 год Москва,http://www.fractalla.ru/
16. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. [Текст] - С 19-23
17. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. 2007. [Текст] - С. 89-92
18. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001. [Текст] - С. 57-58
19. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума "Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения" 2010. [Текст] - С. 63-65
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия. 2006. [Текст] - С. 55
21. Ярская-Смирнова, Е.Р., Лошакова, И.И. Инклюзивное образование детей инвалидов Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова Социологические исследования. - 2003. [Текст] - С. 33-36.