Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главной проблемой для нормализации обстановки в обществе, и обеспечения внутренней безопасности государства становится коррупция.
Основной задачей государственной политики в осуществлении реальной борьбы с коррупцией является укрепление законодательной базы противодействия коррупции, а также совершенствование правоприменительной деятельности и практики федеральных судов, правоохранительных органов по делам коррупционной направленности. Особое место среди средств государственной антикоррупционной политики занимает уголовно-правовая политика, призванная обеспечить правовую основу для эффективного противодействия опасным проявлениям коррупции.
Важнейшую роль в борьбе с коррупцией, в том числе с получением взятки, играют уголовно-правовые средства.
На наш взгляд, данная категория преступлений является социально, общественно опасной по причине посягательства на основные положения, принципы государственной власти, вызывая социальную дестабилизацию общества, подрывая функционал и управление государственных и муниципальных органов и учреждений, умаляя авторитет последних, и, как правило, деформируя правосознание граждан, которые полагают, что решение всех проблем возможно путем подкупа должностных лиц за совершение определенных действий.
Актуальность темы работы также определяется тем, что для получения взятки характерен высокий уровень латентности, что является поводом для дальнейшего совершенствования работы правоохранительных органов, а так же уголовного законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с нарушением уголовно-правового запрета, связанного получением взятки.
Предметом изучения данной темы являются положения уголовного законодательства Российской Федерации о получения взятки, а также изученные мной материалы судебно-следственной практики.
Цель курсовой работы состоит в анализе уголовно-правовой характеристики преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.
Для достижения поставленной цели курсовой работы нужно решить следующие задачи:
- проанализировать объективные признаки получения взятки;
- проанализировать субъективные признаки получения взятки;
- выявить и проанализировать критерии отграничения коммерческого подкупа от получения взятки.
При исследовании выбранной темы применялись следующие методы: метод теоретического анализа и синтеза, структурно-функциональный методы.
В качестве нормативной базы исследования использовались: Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство применительно к получению взятки, гражданское законодательство.
Эмпирической базой бакалаврской работы являлись, прежде всего, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, затрагивающие исследуемую тему, материалы научных публикаций, судебно-следственная практика.
Глава 1. Объективные признаки получения взятки
1.1. Объект получения взятки
Родовым объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти.
Видовой объект - это система общественных отношений, обеспечивающих законную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления. Вместе с тем интересы муниципальной и государственной службы заключаются в строгом выполнении задач публичного управления, которые стоят перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления.
В науке уголовного права не существует каких-либо разногласий в определении родового объекта получения взятки.
Некоторые сложности возникли в толковании видового и непосредственного объекта .
Определение непосредственного объекта состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, как совокупность общественных отношений, которые обеспечивают нормальную деятельность государственного аппарата, в теории российского уголовного права получила основное признание.
Очевидно, в данной ситуации авторы исходят из расширенного толкования государственного аппарата, определяя тем самым все сферы деятельности субъектов получения взятки.
Вышеуказанное определение, дефиниции непосредственного и видового объектов по своему смыслу фактически идентичные друг другу. Подобное положение, на наш взгляд, определенным образом не создает предпосылок конкретизации объекта получения взятки, не обеспечивает объективной основы для разграничения получения взятки с иными должностными преступлениями.
Ряд ученых правоведов полагают, что непосредственный и родовой объекты совпадают. Непосредственный и родовой объекты находятся в одной сфере общественных отношений, но непосредственный составляет лишь часть общественных отношений, которые включает родовой.
Непосредственным объектом данного преступления следует считать законную деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Некоторые ученые высказывают другое понимание объекта рассматриваемого преступления. Приведем точку зрения Б.В. Здравомыслова, который понимал «под непосредственным объектом взяточничества функционирование тех или иных сфер, управленческих систем государственного и общественного аппарата, правильную деятельность его звеньев либо отдельных учреждений организаций» .
По мнению Здравомыслова Б.В. «при определении сущности непосредственного объекта не следует отвлекаться от отдельного преступного посягательства на определенные общественные отношения, установление которых необходимо в каждом рассматриваемом случае» .
При изучении непосредственного объекта взяточничества необходимо выделять в его содержании такие составляющие: престиж государственного аппарата, авторитет.
Таким образом, делаем выводы, что объектом взяточничества будет являться и авторитет государственной, муниципальной власти.
1.2. Объективная сторона получения взятки
Основным элементом объективной стороны является предмет преступления - взятка. Закон раскрывает понятие взятки - это ценные бумаги, деньги, иное имущество в виде незаконного оказания услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
В результате чего следует определить следующие признаки взятки: 1) незаконность; 2) имущественный характер выгоды; 3) получение должностным лицом; 4) предоставление выгоды за осуществление действия либо бездействия с использованием служебного положения должностного лица.
Взяткой могут рассматриваться не только деньги и вещи, такие как движимые и недвижимые, а также иные имущественные, подлежащие денежной оценке, права и услуги.
Пленум Верховного суда РФ в Постановлении Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» в п. 9. дал следующее разъяснение, что «предметом взяточничества наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказания услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав» .
Под деньгами УК РФ рассматривает как иностранные, так и российские денежные знаки, содержащиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления.
Приговором Центрального районного суда г.Барнаула от 04 октября 2017 года Прибытков С.Е. осужден по п.п. «в» ч.5 ст.290 УК РФ к 2700 000 рублей состояв в должности директора КГБУСО «Журавлики», являющейся некоммерческой организаций, созданной субъектом РФ- Алтайским краем, получил лично и через посредника Ч. взятку от Харлова Д.В. в виде денег на сумму 518000 рублей, что признается крупным размером, за то, что он дал подчиненным ему сотрудникам указания об осуществлении закупки товаров стоимостью 2754795 рублей у ООО «Новый Мир», как единственного поставщика, и заключении с указанным Обществом на эту сумму 39 договоров поставки оборудования, цена по каждому из которых не превышала 100000 рублей; в ходе исполнения этих указаний с ООО «Новый. Мир», как с единственным поставщиком оборудования в КГБУСО «Журавлики» на общую сумму 2754795 рублей, и были заключены 39 договоров поставки товаров, с ценой по каждому из них не превышающей 100000 рублей .