Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Последнее десятилетие ознаменовалось отчаянной попыткой российского медиарынка догнать западный. Отечественные журналисты осваивали новые форматы, платформы для публикации контента и способы его дистрибуции, что, очевидно, положительно повлияло на контентное наполнение многих медиа. Однако качественный разрыв между двумя медиаполями практически не сокращается — российские медиа отстают.
Актуальность темы. Глобализационные процессы и развитие интернет-коммуникаций на рубеже XX-XXI вв. привели к формированию единой информационно-коммуникационной среды, в которой, с одной стороны, функционируют и конкурируют многочисленные медиа, с другой, их сотрудники получили оперативный доступ к информации о происходящем в разных регионах и странах мира, что актуализировало проблему отбора тем для эфира. В условиях, когда медийные возможности при подготовке эфира либо публикации статей в ежедневном формате объективно ограничены заранее заданной продолжительностью выпуска новостей и психологическими свойствами аудитории (ее стремлением избегать информационной перегрузки), в центре внимания редакционных коллективов закономерно оказался вопрос выбора сюжетов для выпуска новостей либо текстов для печатных медиа, т.е. вопрос формирования медийной повестки дня.
За последние годы в интернете появилось много источников информации, за каждым из них практически невозможно уследить. Внимание пользователя рассеивается, и, соответственно, изданиям становится все сложнее его привлечь. В интернет-среде разворачивается настоящая борьба за читателей: издания ищут новые способы эффективной коммуникации с читателем, чтобы заинтересовать его своими материалами.
В век информации люди больше всего подвергаются воздействию средств массовой информации, через которые они познают внешний мир и получают информацию. СМИ обладают большим потенциалом как в сфере массовой коммуникации, так и в сфере межличностного общения.
Современные тенденции таковы, что в условиях стремительно ускоряющихся темпов развития технического прогресса неизбежно претерпевают изменения и электронные средства массовой информации. Благодаря этому, можно говорить о том, что интернет-издания – это особая форма журналистики, которая, в свою очередь, обладает отличными от других СМИ свойствами.
К таковым, в первую очередь, можно отнести жанровую принадлежность публикаций интернет-изданий. Так, некоторые жанры перешли в мультимедийные издания из газет, с радио и даже телевидения. Это можно объяснить тем, что возможности интернета позволяют опубликовать практически любой контент. Большая часть изданий сегодня пользуются этой возможностью, публикуя, помимо фото, видеоматериалы, подкасты, и используя прямые включения. Поэтому, можно говорить о слиянии черт многих средств массовой информации в интернет-изданиях. Для традиционной журнально-газетной периодики исследователи давно сформулировали общие параметры, характеризующие жанр. В случае интернет-изданий, жанровая составляющая остается практически неизученной.
Интернет-издания заняли особое место среди средств массовой информации, благодаря активному росту популярности всемирной паутины. Способствует их распространению и повсеместная доступность интернета. Количество сетевых изданий стремительно растет, параллельно с этим растет и спрос на подобного рода продукт. Если еще десятилетие назад это явление не рассматривали всерьез, то сейчас это активно растущий и серьезный конкурент для всех других видов СМИ.
В России, на сегодняшний день, функционирует небольшое число крупных интернет-изданий, при этом главным каналом развития средств массовой информации является именно интернет-пространство. До сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы. Этим фактом и объясняется актуальность исследования.
Степень изученности темы. Внимание исследователей к интернет-СМИ обусловлено их новизной, активным развитием и относительной неизученностью. Ученые предлагают разные типологии интернет-СМИ, пытаются классифицировать их жанры и форматы. Исследованием интернет-СМИ занимались такие ученые, как А.А. Амзин, Е.И. Бойко, Е.Л. Вартанова, В.В. Кихтан, М.М. Лукина, А.А. Калмыков, А.А. Никитенко, Д.А. Таевский. Типология СМИ и классификация интернет-СМИ представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых: А.И. Акопова, Я.Н. Засурского, А.Р. Сафиной, А.В. Чижика, Н.Э. Шишкина, А.А. Градюшко, Ц. Лежуна. Содержательная модель СМИ исследована Д. Мурзиным, Л.К. Лободенко. Однако, несмотря на множество научных трудов, содержательная модель интернет-СМИ остается недостаточно изученной.
Объектом исследования выступают интернет-СМИ.
Предмет исследования – особенности тематики электронного интернет издания.
Цель исследования – обозначить особенности тематики электронного интернет издания.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить типологическую характеристику интернет СМИ;
- рассмотреть особенности тематической информационной повестки дня издания;
- рассмотреть подходы к выбору тематики.
Методы исследования. В работе использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, проработка документов. И теоретические методы исследования: количественный и качественный анализ, обобщение, аналогия, сравнение.
Теоретико-методологическая база данного исследования основывается на научных и исследовательских материалах, специализированной и справочной литературе, а также на публикациях в научных периодических изданиях. В данной работе мы опирались на исследования Е.Л. Вартановой, И.В. Рогозиной, А.А. Калмыкова, У. Липпман.
Структура научного исследования: введение, основную часть, заключение, а также список использованной литературы.
1. Особенности тематики электронного периодического издания: теоретические основы исследования
1.1. Типологическая характеристика интернет СМИ
Стремительная популярность интернет-изданий сформировала новую концепцию подачи новостей. Только за 2020 год число посетителей сайтов СМИ увеличилось на 100 млн. Быстрый рост аудитории в первую очередь обусловлен эпидемиологической ситуацией в мире. Люди, находящиеся на самоизоляции, стали проводить больше времени в интернете с целью отслеживания изменений, связанных с экономической, общественной и политической обстановкой в стране. За время пандемии читатели адаптировались к совершенно новой подаче новостей в цифровой среде, в которой информация поступает к потребителю быстрее и структурированней. Вместо привычных объемных материалов на сайтах все чаще появляются «молнии» и «экспресс-заметки.
Веб-издания публикуют больше фотографий с мест происшествия, вследствие чего материал становится похожим на фотогалерею. Среди нововведений также можно выделить и появление онлайн-трансляций, благодаря которым создается максимально документальная передача информации. Развитию интернет-изданий также способствует снижение уровня доверия россиян к телевидению как к источнику информации. Согласно данным исследования компании Deloitte, за 2020 год уверенность в достоверности получаемой информации от государственных телеканалов снизилась до 23%, что на 5% ниже уровня 2019 года. Однако такой упадок связан не с качеством получаемой информации, на наш взгляд, а с ее количеством, ведь публикация материала на сайте занимает в разы меньше времени, чем монтаж выпуска новостей на телевидении.
За счет роста интернет-изданий резко сократилась информационная ценность публикуемых материалов. Если в телевизионных и печатных СМИ работа журналиста подвергается нескольким этапам редактирования и корректуры, то в «новой журналистике» этот процесс сокращен или вовсе отсутствует. Можно сказать, что по этой причине качество и фактура подаваемых новостных материалов в целом значительно ухудшилась. По нашему мнению, именно поэтому в веб-изданиях все чаще можно встретить пометку «исправлено» или «дополнено». Таким изменениям, несмотря на одинаковую платформу новостного информирования, подверглись не все редакции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ачкасова В.А. Принцип «повестки дня» как доминанта медийного пространства // Журналистский ежегодник. №1. 2016. С. 7-9.
2. Вартанова Е.Л. Журналистика на перепутье: опыт России и США/ Е.Л. Вартанова.— М.: Изд-во: МедиаМир, 2016. — 184 с
3. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Проблема конструирования реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза «agenda-setting» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifp.uran.ru/files/publ/ eshegodnik/10.pdf
4. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 383 с
5. Ковалев Г. Символизация политической власти: концептуальное поле исследования. URL: http://polite.com.ua/library/3693-.html
6. Королев Ю.А. Информационные политические кампании в регионе: манипулирование повесткой дня (на примере Саратовской области) // Вестник ПАГС. 2018. № 2. С. 55–60
7. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2015. – 384 с
8. Лободенко, Л.К. Медиаконтент интернет-СМИ в информационно-коммуникативной системе региона / Л.К. Лободенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика / https://cyberleninka.ru/article/n/mediakontent-internet-smi-v-informatsionno-kommunikativnoy-sisteme-regiona (дата обращения: 20.04.2021)
9. Меллер К. Сегодняшние новости социальны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/fom/99564?download=true
10. Нурсаитова, Д.С. Особенности публицистического стиля современных СМИ // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 981-983
11. Рогозина, И. В. Медиаселект как продукт ментально-когнитивной деятельности / И. В. Рогозина // Ползуновский вестник. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. техн. ун-та им. И.И. Ползунова, 2014. – № 3-4. – С. 304–307
12. Таевский, Д. А. Специфика российской Интернет-журналистики // Д. А. Таевский. – Сбор. БГУЭП, Курск. – 2016. - № 7. – 33 с.
13. Трофимова, Г.Н. Сетевая журналистика: некоторые тенденции развития // Г.Н. Трофимова. – М., 2015. – с.13
14. Уланова, М.А. Интернет–журналистика: практ. руководство: учеб. Пособие // М.А. Уланова. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 236 с.
15. Устюжанина, Д.А. Журналист и аудитория в сетевых медиа: практики соучастия // Д.А. Устюжанина. – Siberia_Lingua. – 2016. – № 3. – С. 286–293.
16. Фахрутдинова, Д.И. Роль электронных СМИ в формировании культуры речи журналистов // Д.И. Фахрутдинова. – Пробл. модернизации высшего образования в коммуникац. об–ве. – СПб.: 2015. – С. 126–128.
17. Шакиров О. Как формируется международная повестка дня? Ответ конструктивизма // Международные процессы. 2012. Т. 10. № 3(30). С. 83–90.
18. Шохин, И.В. Российские сетевые издания: особенности организации информационного производства: дис. канд. филол. наук // И.В. Шохин – М., 2014. – 198 с
19. Kim S.T., Lee, Y.H. New functions of Internet mediated agenda-setting: Agenda-rippling and reversed agenda-setting // Korean Journal of Journalism & Communication Studies. Korea. 2006. №50 (3).
20. Matthews, L. Social Media and the Evolution of Corporate Communications [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elon.edu/docs/e-web/ academics/communications/research/02MatthewsEJSpring10.pdf
21. Mccombs M., Reynolds A. News influence on our pictures of the world. Abingdon-on-Thames, United Kingdom. ed. Routledge. 2018.