Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность нашей работы заключается в том, что до настоящего времени консультирование в отечественной психологии и педагогике рассматривалось как помощь для развития личности в процессе жизни, так и социально - психологическая помощь. В наше работе мы рассмотрим консультирование семьи по преодолению социальной дезадаптации подростков.
Дезадаптация по П.Р. Лускановой [2] - это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, в крайних случаях невозможным.
Психосоциальная дезадаптация связана с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требуют индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ.
Социально-психологическая дезадаптация выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Проблема социальной дезадаптации всегда была в центре внимания ученых.
Исследованиями в сфере консультирования и сопровождения занимались такие авторы как: Дубовская Е. М., Петровская Л. А., Овчарова Р. В., Александровская Э. М., Битянова М. Р. Изучением в сфере профессионального самоопределения занимались Чистякова С. Н., Сальцева С. В., Платонов К. К.
Целью работы является: изучение консультирования семьи по преодолению социальной дезадаптации подростков.
На наш взгляд подростковый возраст и проблема дезадаптации является актуальной проблемой.
Объект исследования: социальная дезадптация подростков.
Предмет исследования: консультирование и сопровождение семьи подростка.
Гипотеза: консультирование семьи по преодолению социальной дезадаптации подростков необходимое условие для преодоления подростком социальной дезадаптации.
Задачами являются:
1. Определить сущность понятия «консультирования и сопровождения», «личностного развития»;
2. Изучить психологические особенности подростков;
3. Проанализировать понятие «социальной дезадаптации подростка»;
4. Разработать программу по консультированию и сопровождению семьи по преодолению социальной дезадаптации подростков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ, сравнение.
Практическая значимость: составленная программа консультирования будет полезной специалистам образовательных организаций, Центров психологии, родителям подростков и всем заинтересованным лицам.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1.Теоретические основы «психологического консультирования» и особенности личности подростка
1.1.Сущность понятия «психологическое консультирование»
Психологическое консультирование — это новая, зарождающаяся профессия; консультанты должны иметь соответствующее образование, успешно пройти соответствующие квалификационные испытания. В своей работе психологи-консультанты опираются не на интуицию, а на знание соответствующих теорий. Консультирование может быть средством развития личности или вмешательством, способствующим адаптации клиента; оно проводится как с людьми, считающими себя благополучными, так и с людьми, имеющими значительные проблемы.
В настоящее время в России психологическое консультирование является не самостоятельной профессией, а одним из видов деятельности различных специалистов. В основном, психологическое консультирование осуществляется психологами и психотерапевтами, но в некоторых организациях оно вменяется в обязанность педагогам, социальным педагогам, работникам служб социальной помощи и обеспечения, служб спасения. При этом, не существует каких бы то ни было нормативных документов, регламентирующих эту деятельность, нет системы повышения квалификации и аттестации, не разработаны профессиональные стандарты и критерии оценки деятельности, не существует соответствующей профессиональной ассоциации. Психологическое консультирование, осуществляемое частнопрактикующим лицом, не требует обязательного лицензирования и формально может осуществляться любым гражданином, даже не прошедшим специальную профессиональную подготовку. Следует признать, что сложившаяся практика не обеспечивает защиты клиента от оказания нему некачественных услуг и непреднамеренного нанесения вреда. В Российской Федерации учебные дисциплины, обеспечивающие систематическое обучение искусству психологического консультирования, входят лишь в образовательный стандарт подготовки специалистов по специальности «психология». Это позволяет утверждать, что именно дипломированные специалисты-психологи имеют основания заниматься психологическим консультированием [25].
Специалист, оказывающий консультативную помощь, называется консультантом. Человек, являющийся получателем помощи – является клиентом. Сторона, выступающая инициатором консультации, оплачивающая деятельность консультанта и оценивающая его работу — заказчик. Если клиент и заказчик — одно лицо, психологическое консультирование осуществляется в формате двусторонних отношений, на основе консультационного контракта. Если клиент и заказчик – разные лица (например – родитель привел на консультацию ребенка), их интересы и цели могут не совпадать, и консультация проводится в формате трехсторонних отношений после согласования интересов сторон, поскольку ее цель – помощь клиенту, а не заказчику, который может иметь скрытые или явные интересы, отличающиеся от интересов клиента.
Психологическое консультирование имеет много общего с психотерапией. И тот и другое – используется для оказания помощи клиенту в преодолении психологических затруднений; при этом применяются одни и те же техники; и психологическое консультирование и психотерапия базируются на одних и тех же персонологических теориях.
Р. Кочюнас считает, что если на одном полюсе воображаемой шкалы поместить психологическое консультирование, направленное на оказание помощи в решении конкретной локальной проблемы и содействие личностному росту клиента, а на другой полюс поместить психотерапию, подразумевающую фундаментальные изменения личности, повышающие уровень ее адаптированности, то каждый конкретный случай психологической помощи всегда будет находиться между этими полюсами. Таким образом, разница между психотерапией и психологическим консультированием состоит не в содержании работы, а в том, что они осуществляются разными специалистами: психотерапия – врачами-психотерапевтами, имеющими соответствующую специализацию, а консультирование – психологами, прошедшими соответствующую последипломную подготовку [14].
В зависимости от характера и уровня затруднения, переживаемого клиентом, можно выделить несколько уровней психологического консультирования.
Таблица 1.
Виды консультирования и действия психолога
Человек, обращающийся за консультацией к психологу, находится в проблемной ситуации, требующей от него какого-либо решения. Информационное консультирование заключается в передаче психологом информации, необходимой клиенту для обоснованного принятий решения. Эта информация может касаться специфических знаний о закономерностях поведения, мышления, эмоциональных переживаний, развития и изменения. При этом психолог убежден, что клиент адекватно сознает проблему и корректно ставит вопрос. Необходимо отметить, что психолог в данном случае отвечает за достоверность передаваемой информации, а клиент за то, как он ее использует. Кроме того, психолог может информировать клиента о возможностях и условиях получения той или иной помощи специалистов, работающих в соответствующих организациях. Информационное консультирование по своей структуре сходно с юридической консультацией.
Проблемное консультирование направлено на сопровождение клиента в ситуации осмысления проблемы, осознания ее основных элементов, рефлексии алгоритмов принятия решения. Итогом проблемного консультирования является корректная формулировка проблемы и обнаружение возможных способов ее решения. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к информационному консультированию клиента, если в этом будет необходимость.
Кризисное консультирование направлено на оказание психологической помощи в переживании личностного кризиса. Его отличительная черта в преимущественной направленности на работу с разрушающими переживаниями клиента, а не с содержанием проблемы. Успешным результатом кризисного консультирования является психологическая адаптация клиента, достижение им приемлемого уровня психологического комфорта. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к проблемному консультированию клиента [12].
Консультирование включает в себя разные специализации в зависимости от сферы применения и требует от консультанта углубленных знаний, специфического образования и опыта. Выделяют консультирование в образовании, супружеское и семейное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, реабилитационное консультирование, геронтологическое консультирование, психологическое консультирование по вопросам зависимостей и девиантного поведения, карьерное психологическое консультирование.
Психологическое консультирование может осуществляться в индивидуальном и групповом формате. Индивидуальное консультирование осуществляется как в очной форме, так и дистанционно (например, по телефону).
Понимание научных работ по проблеме психологического консультирования и сопровождения привело
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианова, Л. В. Социально-педагогическая программа «Мы вместе» [Электронный ресурс] (http://festival.1september.ru/articles/310403/). Проверено 15.04.2018.
2. Горская, Н.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте/ Н. Е. Горская, Е. В, Глызина // Вестник иргту. – 2011. - №1 (48).
3. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации// Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 89-95
4. Камионская, Т. Б Психологические особенности подростка [Текст] / Т. Б. Камионская. М.: - 2010 г.
5. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
6. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2000.-153 с.
7. Коррекционная педагогика в образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
8. Корякина, И. В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И. В. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 40-43.
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.: Академический проект, 1999.
10. Краснова Е. И. Профилактика социальной дезадаптации у детей и подростков из социально-уязвимых семьях [Электронный ресурс] (http://center-psi.ru/profilaktika-sotsialnoy-dezadaptatsii-u-detey-i-podrostkov-izsotsialno-uyazvimyih-semey). Проверено 15. 04. 2018.
11. Максимова, Т. В. Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности [Текст] / Т. В. Максимова // Педпортал. – 2015.
12. Молодцова, Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Научно-методический журнал «Концепт». – 2013. – № 5. – С. 10 – 15.
13. Молодцова, Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Научно-методический журнал «Концепт». – 2013. – № 5. – С. 10 – 15.
14. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
15. Педченко, В. В. Критерии и показатели социальнопсихологической дезадаптации старшего подростка // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 405 – 410.
16. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 798-801.
17. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. - Москва , 2014 г.
18. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике. — Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.
19. Реан, А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
20. Романцова Е.Б. Психология развития: учебное пособие / Е. Б. Романцова. - Благовещенск, 2014. – 66 с.
21. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.- практ. Конф.-№ 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». –2016. –№ 1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf.
22. Северный, А. А. Проблемы междисциплинарного взаимодействия при коррекции школьной дезадаптации //Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: мат. науч.- практич. конференции.– М., 2005.– С. 11—17.
23. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
24. Сластёнин, В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Уч. Завед. / В. А. Сластёнин, И. А. Колесникова; – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 288
25. Филонов, Л. В. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Вопросы психологии. – 2005. – №2. – С. 112 - 127.
26. Фоменко, Н. В., Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.- 2014. - № 2.
27. Хилько М. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева. Изд-во Юрайт, 2010.
28. Шаронов, А. В. Молодежь и общество: Проблемы социальной адаптации в современном мире // Вестн. психосоциал. и коррекционнореабилитац. работы. – 2006. –№1. – С. 47.
29. Шпак, Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни //Социологические исследования. – 2011. – № 3 . – С. 50-55.