Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в настоящее время приобрела первостепенное значение. Как справедливо отметил Президент Российской Федерации, одной из существенных причин неразвитости местного самоуправления в Российской Федерации является «нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления».
Актуальность работы определена также необходимостью соотнесения права федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять общие принципы организации и деятельности местного самоуправления с возможностью муниципальных образований самостоятельно определять структуру и компетенцию органов местного самоуправления.
Объектом исследования являются органы государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления.
Предмет исследования - конституционное, законодательное и муниципально-правовое регулирование органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления.
Основная цель работы – изучить организацию органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления, специфику отдельных субъектов РФ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить исторические аспекты организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления;
раскрыть теоретические модели построения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления;
рассмотреть правовые основы местного самоуправления и принципы его организации в Российской Федерации;
охарактеризовать компетенции органов муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления;
изучить полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления;
рассмотреть наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Для решения поставленных задач в исследовании использована совокупность общенаучных методов (дедукции, теоретического анализа, диалектический) и специальных юридических методов исследования (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы системы органов государственного управления в субъектах РФ
1.1. Исторические аспекты организации органов государственной власти субъекта федерации и местного самоуправления
До сих пор в правовой, а равно и в политической и исторической науках не сложилось единого восприятия исторического промежутка времени, в которое было учреждено местное самоуправление для России.
Существует три основных точки зрения относительно времени появления и причин становления местного самоуправления в России. Приверженцы первой точки зрения убеждены, что учреждение местного самоуправления было уже во времена славян, которые объединив производственную общину и союзы общин, а также городские и сельские поселения тем самым создали прообраз государства с центральной и местной формами ее функционирования. Вторая точка зрения говорит о том, что местное самоуправление утвердилось на русской земле в период «монгольской Руси», на рубеже 10-12 веков, когда все вопросы общественного уклада решались на вече – то есть совете. Наиболее распространено вече было в Великом Новгороде и Пскове, где оно было одним из органов народной власти и от решения на вече зависела судьба многих вопросов или даже жизней. Идея реализации местной самостоятельности в пределах вопросов, которые возникали на местах была также зарождена в Новгороде, где активно развивались идеи об общественной самостоятельности. Третья точка зрения говорит о зарождении местного самоуправления во времена правления царя Ивана IV в 16 веке .
Достоверно мы можем утверждать тот факт, что правовое развитие местного самоуправления начало свое активное функционирование во времена
правления Александра II. Именно в его правление было принято очень много правовых актов, направленных на реформирование местного самоуправления на Руси. Так, именно в его эпоху правления были реализованы и крестьянская реформа (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861г.), и земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г.), а также городская реформа (Городовое положение 1870 г.). Далее, согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г. земское самоуправление вводилось лишь в половине губерний (в 34 из 69). Это Положение предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. К таковым из них относились уездные и губернские земские собрания, ко вторым — уездные и губернские земские управы. Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. По существу, в куриальной системе был заложен сословный ценз. Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу. Надо отметить, что в этот период существовал весьма жесткий государственный правительственный надзор за земским и городским самоуправлением, который осуществлялся губернатором.
Далее, после смены правящего режима в Росси, то есть после учреждения временного правительства, была принята декларация, в которой указывалось на необходимость проведения реформы местного самоуправления с целью уравнения всех граждан во всех поселениях в правах. Для этих целей при министерстве внутренних дел было учреждено Особое совещание, главной задачей которого была подготовка необходимых материалов для проведения реформы местного самоуправления.
Уже 5 марта 1917 года было принято новое Распоряжение Временного Правительства, где было сказано о передачи всего объема власти в губерниях и уездах Комиссарам Временного Правительства которые устанавливались в соответствии с данным Распоряжением представителями Земских управ. А 15 июля 1917 г. было принято Положение «О поселковом управлении» в рамках которого вводились для нужд благоустройства населенных пунктов различные железнодорожные, фабричные, рудничные и иные учреждения. Несколько позже Постановлением Временного правительства от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было учреждено волостное земство. С самого начала своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо подвести их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления.
Принятая в 1918 году Конституция РСФСР установила принцип жесткого подчинения в соответствии с иерархией всех органов государственной власти, включая местные. Самым важным принципом реализации государственной власти на данный период был принцип демократичного централизма, что привел к объединению всех Советов в одну единую систему. Этот принцип централизма находил свою реализацию во всех конституциях советского периода, а также в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. К ним можно отнести Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968), Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971), Закон о краевом, областном Совете народных депутатов (1980). В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии .
Только лишь в начале 1960 годов местное самоуправление понемногу начинает вновь обрастать самостоятельностью в ведении по проблемам и вопросам на местах. Правовой статус органов местного самоуправления был пересмотрен в связи с разработкой положений Конституции 1977 года, где уже децентрализация власти имела не столь жесткий характер. Итогом данных
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. - ст. 1919.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – № 245.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
6. Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 15. - Ст. 1695.
7. Басовский, Л.Е. Государственное регулирование экономики / Л.Е. Басовский. – М.: Приор, 2019. – 260 с.
8. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких. – М.: ПРИОР, 2019. – 254 с.
9. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
10. Дремова, Л.А. Доклад о состоянии гражданского общества в Курской области / Л.А. Дремова. – Курск: Изд-во ИП Афанасьева Е.А., 2019. – 104 с.
11. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
12. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2018. - 368 c.
13. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2019. - 222 c.
14. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – М.: Феникс, 2018. – 364 с.
15. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 520 с.
16. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.И. Кузин. – М.: Дело, 2018. – 120 с.
17. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2019. - 112 c.
18. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
19. Прудников, А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 399 с.
20. Прудников, А.С. Муниципальное право России: учебник / А.С. Прудников. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 383 с.
21. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
22. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
23. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. Том 2 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
24. Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие / В.А. Тупчиенко. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 663 с.