Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена ее недостаточной проработкой, хотя это крайне необходимо, ведь вопрос правовой культуры волнует всех. Нельзя недооценивать роль правовой культуры в развитии общества и социальных отношений. В юридической литературе много вопросов, связанных с правовой культурой, на которые до сих пор нет однозначного ответа, есть много разных мнений, взглядов и т.д. Это связано, во-первых, с многомерностью, неоднозначностью категории правовой культуры как части общественной культуры, во-вторых, при огромном значении правовой культуры в жизни не только отдельной личности, группы людей, но и всего общества в целом, всего государства.
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики правовой культуры.
Цель данной работы реализуется через следующие задачи:
Изучить понятие правовой культуры, её структуру и функции;
Изучить правовой нигилизм, идеализм и демагогию;
Изучить особенности правового воспитания и самовоспитания;
Рассмотреть правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в области правовой культуры.
Предмет исследования – нормы права и практика их применения.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, главы 1, которая посвящена рассмотрению понятия правовой культуры, главы 2, в которой раскрыты правовой нигилизм, идеализм и демагогия, главы 3, направленной на изучение особенностей правового воспитания, заключения, где прописаны соответствующие выводы, также в работе присутствует список использованных источников.
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура и функции
1.1 Понятие правовой культуры
Прежде чем приступить к рассмотрению самого понятия правовой культуры, необходимо выяснить, что такое культура вообще.
Как известно, существует много противоречивых определений; сегодня в русской литературе их более 400. Нередко употребляются такие словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. В чем причина такого разнообразия толкований? То, что культура многомерна, многогранна, это свойство культуры сделало необходимым изучение ее представителями различных наук (философии, социологии, права и др.). Причем каждый исследователь культуры имеет свой подход к культуре и учитывает больше. конкретно ту или иную его грань, сторону.
Термин «культура» (от латинского cultura - возделывание, выращивание, переработка) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплением опыта, а в средние века появилось понятие духовной, ментальной культуры. Культура - это то, что состоит из знаний, убеждений, законов, моральных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, приобретенных человеком как членом определенного социального сообщества; культура - это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включая речь, изготовление орудий труда, повышенную пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура - это специально регулируемый механизм общества, средство его адаптации к окружающей среде и т.д. В целом, вся суть понятия «культура» не может быть выражена в одном определении. Культуру можно рассматривать с трех различных точек зрения:
1. антропологическая, то есть культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;
2. социологическая, то есть культура есть сумма духовных ценностей; культура есть составная часть общественной жизни;
3. философская, то есть культура рассматривается в числе явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.
Все вышеизложенное позволяет определить, что правовая культура является очень емкой по своему содержанию социальной категорией. Е.В. Аграновская определяет правовую культуру как «элемент общей культуры общества, представляющий собой специфический способ существования человека в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка». Правовая культура - это «не просто отношение к закону (правосознание), но, прежде всего, уважение к правовым нормам и принципам». Поэтому не каждый человек с чувством справедливости обладает правовой культурой. Следовательно, по мнению И.Г. Смолина, правовая культура - это «глубокое знание и понимание права, высокосознательное выполнение его предписаний как осознанной потребности и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)». Другое определение определяет правовую культуру как качество правовой жизни общества и степень, в которой государство и общество гарантируют права и свободы человека, а также знание, понимание и соблюдение закона каждым отдельным членом общества.
1.2 Структура правовой культуры
Итак, можно сказать, что правовая культура - это определенное «качество» правовой жизни общества, которое наиболее полно можно охарактеризовать только при рассмотрении всех его элементов. Что это за элементы? Во-первых, правовая культура определяет степень развития правового сознания населения. Правосознание - это отношение людей к закону, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). Правосознание - очень важный элемент правовой культуры. Его влияние на организацию общественной жизни велико. Не зря русский правовед И.А. Ильин обратил внимание на то, что человек без чувства справедливости будет жить по своей воле и терпеть произвол окружающих. И.А. Ильин также считал, что правовое сознание следует рассматривать не только как совокупность взглядов на право, но и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. Каким будет уровень, качество правосознания, зависит от того, каким будет поведение человека в обществе.
В юридической литературе выделяют разное количество элементов правового сознания. Но наличие первых двух элементов, несомненно, признается всеми, а именно правовой психологии и правовой идеологии.
1. Юридическая психология — это реакция субъектов права на закон в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений и т.д.
Юридическая психология имеет следующие характеристики:
знания о праве, правовых явлениях, основанные на эмоциях, переживаниях, чувствах и т.д., которые формируются, возникают спонтанно;
эти знания приводят к определенным практическим результатам, важным для дальнейших юридических действий.;
включает в себя: общественный интерес; мотивы деятельности; психологический образ жизни; чувства, эмоции; настроения, иллюзии.
2. Правовая идеология - это систематическое познание правовых явлений. Это целостное понимание закона, происходящего на более высоком уровне. При этом известна не конкретная норма или документ, а целый закон, то есть его сущность, характер и социальное назначение.
Он выражает интересы всего государства, определенного класса, политической партии, общественного объединения и т. Д. И может быть выражен письменно (например: план, программа).
Выделяются следующие особенности правовой идеологии:
связан с интересами определенного класса, партии и т.д.
отражает идею наиболее идеального права;
она наполняет или дополняет научное знание конкретным содержанием и стремится понять истину права. Но следует учитывать, что в разных государствах, в разных правовых режимах он предлагает разные способы практической деятельности;
включает в себя: идеи, концепции, правовые принципы, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия нормативных правовых актов.
Следует отметить, что на основании Конституции Российской Федерации в России признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может быть установлена как государственная или обязательная (часть 1, 2 статьи 13).
Структура правосудия иногда включает в себя следующие элементы:
Поведенческий (волевой) – это определенная готовность субъекта совершать определенные действия как законные, так и незаконные, основанная на правовой психологии и идеологии.
Элементы правового сознания проявляются в его специфических функциях: гносеологической (когнитивной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.
Правосознание можно классифицировать по следующим признакам:
По субъектам:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агеева М.А. Формирование правового со знания граждан России // М.А. Агеева – М.: Социально-гуманитарные знания, 2018, 316 с.
2. Антонов М.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // М.В. Антонов – М.: Юрайт, 2019, 497 с.
3. Балашов А.И. Правоведение // А.И. Балашов, Г.П. Рудаков – М.: Питер, 2018, 464 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник // А.Б. Венгеров – М.: Дашков и К, 2019, 608 с.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры // С.А. Комаров – М.: Юрайт, 2019, 506 с.
6. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // В.В. Лазарев, С.В. Липень – М.: Юрайт, 2019, 512 с.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник // М.Н. Марченко – М.: Проспект, 2019, 640 с.
8. Матузов Н.И. Теория и права: учебник // Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Дело, 2017, 529 с.
9. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры // С.А. Комаров, 9-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019, 506 с.
10. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалиста. 5-е изд., испр. и доп. // В.Д. Перевалов – М.: Юрайт, 2019, 341 с.
11. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // А.С. Пиголкин – М.: Юрайт, 2019, 516 с.
12. Смоленский М.Б. правоведение: учебник // М.Б. Смоленский – М.: РИОР, 2015, 432 с.
13. Старков О.В. Теория государства и права: учебник // О.В. Старков – М.: Дашков и К, 2018. 371 с.
14. Тазитдинович М.Р. Теория государства и права: учебник // М.Р. Тазитдинович - М.: Юнити - Дана, 2015, 543 с.
15. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // В.К. Бабаев, 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019, 578 с.
16. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. 521 с.
17. Яковлев А.И. Основы правоведения: учебное пособие // А.И. Яковлев – М.: Academia, 2016, 336 с.