Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В хозяйственной деятельности предприятий могут быть использованы разные стратегические варианты развития и роста компаний. Одна из та¬ких альтернатив — диверсификация бизнеса.
Актуальность данной заключается в том, что в бизнесе есть различные сферы, где её имеет смысл применять. В целом, диверсификация бизнеса оказывает сильное влияние на возможности повышения экономической деятельности предприятия, поскольку расширяет спектр производимых товаров и позволяет выходить на новые для бизнеса рынки.
Объект работы – диверсификация деятельности компании.
Предметом исследования выступают основные теории диверсификации бизнеса.
Целью работы является комплексный анализ теорий диверсификации бизнеса по продукту, рынку или отрасли хозяйствования.
В связи с этой целью выделяются следующие задачи:
рассмотреть сущность диверсификации бизнеса,
изучить основные теории и виды диверсификации,
проанализировать основы деятельности и возможности ее диверсификации на примере строительной компании,
оценить результативность проведенных мероприятий.
Работа состоит из двух основных частей, в которых рассматриваются теоретические основы диверсификации бизнеса, а также анализируются основные подходы к диверсификации бизнеса в строительной области, перспективы дальнейшей деятельности.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области экономики предприятий, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Сущность и необходимость диверсификации
Стараясь понять, что такое диверсификация бизнеса, обратим внимание на то, что в бизнесе существуют различные сферы, где возможно применение диверсификации, например, это касается продукции фирмы [1, c.201].
Диверсификация включает в себя направления вертикальной или горизонтальной интеграции деятельности фирмы.
Основной задачей горизонтальной интеграции выступает закрепление и улучшение собственной деловой специализации предприятия, сокращение издержек производства, рост эффективности хозяйственной деятельности [4, c.182]. Часто к горизонтально объединенным предприятиям относят научно-производственные объединения, включающие в себя научные подразделения и организации из другой отрасли хозяйства, например, сельского хозяйства.
Вертикальная интеграция характеризует собой межотраслевое объединение предприятий, которое обеспечивает компании возможность ее развития во внешней рыночной среде [4, c.196]. Применение стратегии вертикальной интеграции возможно, когда компания в целях своего дальнейшего развития стремится использовать все возможности внешней среды путем проникновения на новые рынки сбыта, на которых компания еще не функционировала. Такая стратегия направлена на увеличение объемов продаж компании и всех ее показателей производства.
Также многие компании осуществляют и такой момент диверсификации как управление рисками, которые имеют различную природу. В качестве примера можно описать риски, связанные со сбытовой политикой, природными условиями, существующим законодательством и другими факторами. Для максимального получения экономической выгоды нужно тщательно прорабатывать схемы своей деятельности. Детальная проработка моментов, связанных с диверсификацией, позволит существенно уменьшить возможные риски.
Диверсификация направлена на снижение рисков за счет приобретения активов, услуг, продуктов организацией. Это понятие используют также в более узком значении [6, c.225]. Например, в экономической деятельности диверсификация – это расширение активностей организации за пределы их основных бизнесов. В более широком смысле это стратегия, направленная на многопрофильную форму производства. Такая форма организации деятельности компании очень важна в современных рыночных условиях и оказывает существенное влияние на уровень конкуренции.
Диверсификация связана с изменениями, проводимыми компанией для повышения эффективности собственной деятельности, получения экономической выгоды и предотвращения возможного банкротства. В промышленности наиболее распространенными формами диверсификации являются конгломератная и концентрическая диверсификация [6, c.231]. Первая обычно осуществляется за счет приобретения высокорентабельных организаций из разных отраслей. А концентрическая – за счет того, что предприятие разрабатывает новые технологии для изготовления своей продукции в других отраслях. Это происходит на основе использования внутрифирменных разработок и применения технологий из других сфер.
Хотя эти два направления диверсификации и дополняют друг друга, произведенная продукция увеличивается только при применении подходов концентрической диверсификации, конгломератная может лишь способствовать перераспределению имеющегося капитала предприятия [5, c.142].
Таким образом, диверсификация бизнеса предприятий имеет множество направлений, которые направлены на минимизацию рисков компании. Так, например, дифференциация услуги подразумевает выделение отдельной ниши реализации существующих продуктов компании, отличных от товаров конкурентов.
1.2.Виды и методы диверсификации бизнеса
Диверсификация может условно делиться на следующие виды [2, c.336-337]:
- Банковская диверсификация подразумевает под собой перераспределение ссудного капитала между большим количеством клиентов. В некоторых странах существуют ограничения относительно предоставления кредита. Финансовые учреждения не имеют права предоставить кредит одной компании, если его размеры превышают 10% от капитала самого банка.
- Инвестиционная диверсификация предусматривает учет в портфеле компании дополнительных видов ценных бумаг, отличающихся по эмитенту в отрасли.
- Производственная диверсификация связана с расширением ассортимента продукции и освоением новой технологии производства. Диверсификация также это завоевание новых рынков сбыта, освоение новых отраслей хозяйствования.
- Сельскохозяйственная диверсификация определяется расширением деятельности компании: активным развитием и животноводческой, и растениеводческой деятельности.
- Конгломератная диверсификация расширяет списки предоставляемых услуг и товаров компанией. При этом перечень продукции должен отличаться от уже имеющейся номенклатуры.
Концентрация исключительно на одном направлении диверсификации позволяет компании четко организовывать, управлять своей стратегией.
Диверсификация деятельности осуществляется на основе реализации некоторых сценариев – методов преобразования бизнеса. Наиболее распространенными в современной практике являются следующие методы [4, c.105]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
Учебники и учебные пособия
3. Акулов В.Б. Теория организаций. – М.: Юнити Дана, 2015. – 337 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2017. – 512 с.
5. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 428 с.
6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 782 с.
7. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Инфра-М, 2019. – 601 с.
8. Бобров Ю.Г. Розничная торговля. – М.: Лаборатория книги, 2016. – 226 с.
9. Бузырев В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия. – М.: Кнорус, 2016. – 332 с.
10. Глинн Дж. Стратегия бизнеса. – Новосибирск: РАН, 2018. – 313 с.
11. Голов Р.С. Экономика и управление на предприятии. – М.: Дашков и К, 2018. – 400 с.
12. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 288 с.
13. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 274 с.
14. Маленков Ю. А. Новые методы инвестиционного менеджмента. – СПб.: Книжник, 2017. – 239 с.
15. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2018. – 318 с.
16. Памбухчианц О.В. Организация торговли. – М.: Дашков и К, 2019. – 294 с.
17. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2017. – 284 с.
18. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2015. – 343 с.
19. Тугускина Г.Н. Торговый менеджмент. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 220 с.
20. Удальцова М.В. Сервисология. – М.: Омега-А, 2018. – 294 с.
21. Черняк В.З. Бизнес-планирование. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 591 с.
22. Шеленг Н.С. Экономика торговли. – Вышейская школа, 2015. – 560 с.
Электронные ресурсы
23. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. – Доступ http://minpromtorg.gov.ru/
24. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Доступ http://institutiones.com/
25. Информационный портал о торговом бизнесе в России [Электронный ресурс]. – Доступ http://www.megamagnat.ru/