Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Тенденция роста интеллектуальной составляющей во всех видах труда четко прослеживается в происходящих изменениях сейчас в России. Целенаправленное развитие интеллектуального потенциала возведено в России в ранг государственной политики. Перед системой образования стоит задача: на фоне повышение общего уровня образованности населения обеспечить условия для эффективного развития одаренности детей.
Формировать одаренного ребенка необходимо уже в начальном звене образования, ведь чем быстрее начать работу по созданию условий для развития одаренности, тем выше ее эффективность. Одаренные ученики -это те личности, отличающиеся от других детей поведением, общением, интенсивным развитием психических процессов, специфическими особенностями, интенсивным физическим развитием; доминированием познавательной мотивации и исследовательской активности.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детской одаренности
1.1.Психофизиологические основы одаренности
Анализ научной литературы по психологии дает основания утверждать, что начиная с XIX в. одаренность рассматривалась уже с позиции экспериментальной психологии. Отметим, что история развития исследований и практика обучения одаренных и талантливых детей в зарубежной и отечественной науке соответствуют, изменениям потребностей общества и динамике развития науки. Исследования охватывают всю систему проблем и задач, связанных с раскрытием одаренности личности, ее диагностики, разработки условий и методов развития и обучения талантливых детей.
Одним из первых исследователей эмпирического подхода к изучению проблемы способностей, одаренности, таланта был выдающийся английский ученый Ф. Гальтон (1822-1911 гг.), который сделал существенный вклад в развитие интеллекта человека. Ученый определил понятие одаренности как качество психики, определяющее возможности достижения человеком высоких результатов в различных видах деятельности. Он пришел к выводу, что гениальность является прирожденной, а умственная способность - это проявление физического интеллекта, не зависящее от обучения[6].
Определенные ценные теоретические идеи и практический опыт были накоплены французским психологом А. Бине (1857-1911), который признавал влияние окружающей среды на особенности познавательного развития. В частности, интеллектуальные способности оценивались ученым не только с учетом сформированности определенных познавательных функций, в том числе и таких более сложных познавательных процессов, как запоминание, пространственное различие, воображение и т. Кроме того, за уровнем усвоения социального опыта (осведомленности, знания значений слов, владение некоторыми социальными навыками, способностями к моральным
оценок и т. п).[6]
1.2. Виды одаренности
Отечественными психологами разработана классификация детской одаренности, которая содержит четыре основных вида:
-общая одаренность (касается психической жизни ребенка);
-специальная одаренность (проявляется в какой-либо сфере деятельности: музыкальной, физической и прочее);
-актуальная или нескрываемая одаренность (показатели успешности, которая налицо);
-потенциальная или скрытая (показатели возможной реализации способностей при соблюдении определенных условий).
Различают следующие виды одаренности детей:
1)художественная одаренность. Важное место в понимании роли художественной одаренности занимает эмоциональная сфера. В свою очередь художественные способности подразделяются на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры и т. д;
2)творческая (креативная) одаренность. Некоторые специалисты считают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут существовать отдельно от творческой составляющей. Существует пять признаков творческой одаренности:
- оригинальность 3/4 это необычное и нестандартное решение любых проблем;
-способность находить идеи в новых и сложных ситуациях - это нестандартное видение предмета, использования его функций в какой-то новой ситуации. Много изобретений было сделано именно благодаря этой особенности творчества;
-образная гибкость-способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности;
-семантическая (словесная) гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам;
-специальная творческая направленность-направленная специфически в определенную область науки, искусства, техники и тому подобное.
3)социальная или лидерская одаренность. Социальная одаренность-это исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Структурные элементы социальной одаренности: социальная перцепция, просоциальное поведение, моральные суждения, организаторские навыки и т. Настоящий лидер-явление редкое, дар.
Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1.Диагностика одаренности
Проблема детской одаренности, развития творческих способностей является одной из актуальных на этапе модернизации системы образования.
Одним из важнейших задач школы является поиск, открытие, шлифовки таланта ребенка, воспитание, поддержка, стимулирование его. Главное - не пропустить, не потерять талант.
Процесс выявления одаренности определяется поэтапно: наблюдение; выявление психологического состояния ребенка путем оценки; определение коэффициента умственного развития IQ; определение интеллектуального развития путем исследования вербальных способностей ребенка определение продуктов творчества; всесторонний анализ конкретных результатов.
Для выявления одаренных детей сначала стоит учитывать сведения, полученные от родителей и педагогов об успехах ребенка в любой деятельности. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросов. После этого проводится индивидуальная оценка творческого потенциала и особенностей нервно-психологического состояния ребенка психологом и учителем, учитывая результаты возможно обследование детей с помощью набора психологических тестов в зависимости от предпочтения того или иного варианта потенциальных возможностей.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы дает основания утверждать:
- если преобладает интеллектуальная сфера, то ребенок обладает остротой мышления, любознательностью, смекалкой, то в этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных способностей - «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра».
- у детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развитыми могут быть отдельные способности: речь и литература, математика или естествознание. Поэтому задача психолога - не только определить уровень общего интеллектуального развития ребенка, но и оценить тип мышления (может быть использован «Стэнфордский тест достижений»);
- для диагностики детей творческих, с продуктивным мышлением, обладающим способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью используются «фигурная форма теста творческого мышления Торренса», «Тест отдаленных ассоциаций» Медник, вербальный тест творческого мышления «Необычное использование», опросник Г. Айзенка », «Цветной тест М. Люшера»;
- для диагностики учеников, которые отмечаются контактностью, значительной потребностью в общении и лидерству - инициативные, имеют высокие организаторские способности, уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых, помогут личностные методики и социометрия («Комплексный личностный социометрический тест» А. Зварикина)
- диагностика детей, у которых преобладают художественные способности, с раннего возраста проявляются склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости;
- диагностика школьников с высокой степенью психомоторных реакций, со значительной физическим силой, развитием двигательных навыков (бег, прыжки) одаренных в спортивной и двигательной сфере, проводится методиками определения зрительно-моторной координации: («Тест творческих способностей Торренса).
2.2. Особенности воспитания, развития и обучения одаренных детей
Обучение и воспитание одаренных детей занимает значительное место в государственной образовательной политике. Образовательные интересы этой категории школьников и их специфические проблемы отстаиваются на государственном, областных, районных и местных уровнях; разрабатываются государственные, областные, районные и местные программы для одаренных и талантливых детей; определен комплекс психолого-педагогических, организационных, правовых, научно-практических мероприятий по разработке и внедрению эффективных средств и технологий поиска, обучения, воспитания и самосовершенствование одаренных учащихся, создание условий для их развития, обеспечение социально-правовых гарантий.
Для успешного развития одаренной личности необходимы наличие природных данных и соответствующей среды, в которой ребенок может успешно развиваться в качестве приоритетных целей обучения могут быть выделены следующие:
-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;
-создание условий для развития творческой личности;
-развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности.
В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:
-систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
- систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
- систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
- систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Заключение
Изучив тему исследования «Одаренность как уровень развития способностей» можем сделать соответствующие выводы:
1. На основе анализа и обобщения научно-педагогических исследований
определено, что проблема одаренности уходит своими корнями еще времен античного периода. Понятие «одаренность» было введено в научный лексикон
в конце ХVII века. По виду деятельности и сфере, которая ее обеспечивает, одаренность делится на практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную, духовно-ценностную, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-волевую; по степени сформированности – актуальную и потенциальную; по форме проявления-явную (нескрываемую) и скрытую; за широтой проявлений в разных видах деятельности - общую и специальную; по особенностям возрастного развития -раннюю и позднюю.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Абрамова. – М.: Альма Матер, 2016. – 702 с.
2. Айзенк Г. Новые IQ тесты / Г. Айзенк. – М. : Эксмо, 2019. – 192 с.
3. Андросович К. А. Взаимодействие школы и семьи при проектировании развития одаренности ученика / К .А. Андросович // Технологии проектирования в практике работы общеобразовательного учебного заведения: теоретико-практический аспект: пособие. – М.:Информер, 2014. – 114 с.
4. Артамонова Е. Г Особые дети – психолого-педагогическая поддержка личностного становления / Е. Г. Артамонова // Обучение и воспитание одаренного ребенка: теория и практика: сб. наук. трудов. – К.: КГУ, 2018. – Вып. 8. – С. 408-412.
5. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности / Ю. Д. Бабаева / Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 398 с.
6. Великанова О. Г. Система работы с одаренными учениками / О. Г. Великанова, О. М Дзюбенко // организация работы с одаренными учениками: опыт школ по результатам открытого конкурса - защиты проектов): метод. пособие для заместителей директоров школ и учителей, работающих с одаренными детьми. – Сургут, 2019. – 40 с.
7. Докшина Н. Работа с одаренными и способными детьми / Н. Докшина, С. Н. Кошель / / психологическое сопровождение школьников. - М.: Студиос, 2015. - 203с.
8. Дусовицкий А. К. Развивающее образование: теория и практика / А. К. Дусовицкий. - Х.: ХНУ им. В. Н. Каразина. 2009 – 208 с.
9. Качинская А. Теоретико-методические основы исследования динамики структуры интеллектуальных особенностей одаренных подростков / А. Качинская // Обучение и воспитание одаренного ребенка: теория и практика: сб. наук. трудов. – СПб.: Институт развития, 2017. – вып. 2. - С. 187-191.
10. Коваленко А. А. Обучение одаренных учащихся в начальной школе (теоретический и методический аспекты) : [монография] / Оксана Анатольевна
11. Коваленко. - Х.: ХНПУ, 2010 – 326 С.
12. Моляко В. А. Актуальные социально-психологические аспекты проблемы одаренности / В.Аю Моляко / / Одаренный ребенок. – 1998. – № 1. – С. 3-5.
13. Морозова Л. специфика обучения одаренных детей / Л. Морозова // Родная школа. – 2017. – № 7. – С. 8-11.
14. Москалевский З. А. Система работы с одаренными детьми / З. А. Москалевский // Директор школы. – 2020. – № 9 — С. 29 – 50.
15. Сапрунова О. Г. Генеза концепций интеллектуальной одаренности в мировой психолого-педагогической мысли / А. Г. Сапрунова // Педагогический процесс: теория и практика : сб. наук. пр. - К.: Эдельвейс, 2015. – Выпуск № 5-6.– С. 25-31.
16. Теплов Б. М. Способность и одаренность / Б. М. Теплов / / Избранные труды: в 2 т. – Т. 1. – М.: Просвещение, 1985. – С. 22 – 24.
17. Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков /[Л. И. Вассерман, Т. В. Чередникова, А. Ю. Щелкова и др.].- СПб.: НИПНИ имени Бехтерева, 2018.
18. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка / Л. Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2016. – 160 с.
19. Чистякова Г. Д. Влияние микросреды на развитие интеллектуальной одаренности младших школьников / Г. Д. Чистякова // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. – М.: Центр " Школьная книга», 2017. – Вып. 3. – С. 205 – 207.
20. Яншина Т. А. Трудности диагностики одаренных детей / Т. А. Яншина // Обучение и воспитание одаренного ребенка: теория и практика: сб. наук. трудов. – К.: Пегас, 2017. – 147 с.