Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из мировых тенденций по-прежнему остается пристальное внимание педагогической общественности к проблеме свободного воспитания, как альтернативе традиционной педагогики.
Зародившись в недрах первобытного общества, она являлась предметом дискуссий многие тысячелетия, получив свое официальное оформление изначально в западноевропейской, затем и русской педагогической мысли.
Воспитание полноценной, свободной личности – задача педагогики всех времен. Поэтому теория свободного воспитания сохраняет свою актуальность и по сей день. Чтобы воспитывать и обучать ребенка необходимо знать его природу. Цель воспитания – подготовить ребенка к жизни в обществе зачастую опасной и противоречивой.
Свободное воспитание играет очень важную роль в демократическом обществе. Именно оно порождает идеалы равенства и сотрудничества, предлагая свое видение человеческой свободы. Свободу человек находит в самовыражении.
Аристотель утверждал, что образование является рабским, если оно готовит человека для жизни в рабстве, а не для свободного саморазвития. Рабство в данном контексте – это зависимость от прибыли, власти и т.д. Аристотель считал, что человек свободен только благодаря тому, что его помыслы направлены на истину и добро.
Свободное образование должно изменить систему ценностей человека. Платон, утверждал, что целью воспитания является содействие свободному выражению личности.
По мнению Руссо, «нужно меньше отягощать его память всякими подробностями законов и обязанностей, преподавая лишь основные понятия, доступные его возрасту, нужно подготавливать его ум и сердце к тому, чтобы познать и оценить их, по мере того как представится случай познакомить его с ними. Именно такое обучение и будет соответствовать его возрасту и его уму,..» Занятия, проходящие в форме бесед и прогулок имеют, как писал Руссо некоторые преимущества, а именно 1) «не угнетают его ум и не требуют от него длительной сосредоточенности»; 2) «заранее приучают его к размышлению, к тому, чтобы оценивать явления в их развитии и по результатам»; 3) «сделают его любознательным и внушат любовь к естественным наукам».
Учение о свободном воспитании в России исследователи, как правило, связывают с именем Л. Н. Толстого, идеи которого о формировании свободной личности вызывали живой интерес среди педагогов в конце XIX - начале XX вв.
Цель данного исследования: изучение идей свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить истоки философско-педагогических взглядов Руссо;
• Рассмотреть теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо;
• Проанализировать идеи свободного воспитания в русской педагогике ХIХ века: наследие Л.Н. Толстого.
Материалом исследования послужили педагогические сочинения Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого.
В качестве методов исследования использовались: логический, сравнительно-сопоставительный, исторический, ретроспективный.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ Ж.Ж.РУССО
1.1. Истоки философско-педагогических взглядов Руссо
Процесс обучения в XVIII и даже в начале XIX столетия демонстрировало черты Средневековья во всей Европе. Во Франции того времени школы можно было охарактеризовать как убогие и далекие от своего истинного назначения.
Школы для общественных масс, как правило, не имели специализированных помещений, а располагались на дому у учителя или в мастерской ремесленника, которые умудрялись совмещать учительство и производство изделий ручного труда. Такому человеку даже не требовались особые знания, так как обучающий процесс, как правило, ограничивался лишь приобретением, учащимся навыков чтения, а так же заучиванием наизусть текстов катехизиса.
Весьма распространенным явлением самых широких народных масс были невежество и безграмотность. О процессе воспитания учеников в школах даже не задумывались. Все эти факты вызывали резкую критику со стороны прогрессивных общественных деятелей того времени, хорошо осознававших ведущую роль просвещения в судьбе общества.
Весь ХVIII в. протекал в Европе под знаком идей Просвещения - широкого идейного течение, появившегося во Франции, отражавшего интересы широких масс. Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.
В рядах этого течения выделялась блестящая когорта известных ученых, мыслителей, писателей, таких как Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций. Они приняли некоторые идеи Локка и дали им свое толкование и дальнейшее развитие. Ученые-просветители боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу.
Достижение поставленных целей, установление нового общественного порядка виделось мыслителями в распространении знаний. Они помышляли о создании идеального общества, в котором не будет места угнетению и насилию и другим порокам. Резко критиковалась существующая форма правления, церковь, мораль. Данная критика и превратила просветителей в идейных вдохновителей французской революции конца XVIII в., хотя они напрямую к ней и не призывали. Средством установления справедливого, с их точки зрения, порядка, преобразований в обществе, деятели Просвещения считали воспитание и просвещение.
В плеяде деятелей французского Просвещения, безусловно, можно выделить фигуру Жан-Жака Руссо. Писатель, философ и композитор, Руссо так же стоит в ряду великих педагогов.
Руссо смело можно назвать человеком с очень непростой судьбой. Сын женевского часовщика перепробовал себя во множестве профессий: слуги, секретаря, ученика нотариуса, гравера, преподавателя музыки, переписчика нот, домашнего учителя. Несмотря на отсутствие систематического образования, Руссо обладал неуемной страстью к самосовершенствованию. Именно это позволило ему стать одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.
Он разработал целую систему воспитания, что во многом предопределило развитие педагогической науки. В наши дни идея свободного воспитания занимает особое значение.
Жан-Жак Руссо (1712–1780) – писатель, философ, мыслитель эпохи Просвещения, музыковед, композитор и ботаник.
Он создал первую целостную систему воспитания и развития ребенка, написав об этом в своем сочинении «Эмиль, или О воспитании».
Ж.-Ж. Руссо родился в Женеве. Служил лакеем, писцом, учителем музыки. До отъезда отца из Женевы в 1722 году воспитывался тетями. С 1723 по 1724 гг. провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе. С 1725 г. учился ремеслу гравера. С 1728 до 1741 года жил в Швейцарии. После Ж.-Ж. Руссо уехал в Париж, где познакомился с просветителями Д. Дидро, П. Гольбах, П. Мариво, Б. Фонтенель, Ф. Гримм и другие.
Писал статьи по музыке. В 1743–1744 гг. был секретарем французского посольства в Венеции [5].
1.2. Теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
С 1750 г. произведения Руссо начали набирать популярность. Из-за идей Руссо, написанных в трактате «Об общественном договоре» и романе «Эмиль, или О воспитании», Женева лишила его гражданства. Парижский парламент запретил «Эмиль…» и приговорил философа к тюремному заключению.
Руссо скрывался, бежал в Верден, Мотье. В 1764 году уехал в Англию и прожил там три года. В мае 1767 г. Руссо вернулся во Францию. В Париж возвратился в 1770 году. Последние годы Жан-Жак Руссо жил уединенно, переписывал ноты, писал мемуары. Умер 2 июля 1778 году в местечке Эрменонвиль близ Парижа.
Жан-Жак Руссо считал, что дети должны воспитываться естественно, вместе с природой. Он писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем, они станут взрослыми», для этого нужно учитывать возрастные особенности и саму природу ребенка. К каждому возрасту нужно подбирать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно быть направлено на развитие самостоятельности [5].
Им были выдвинуты принципы развития и воспитания ребенка.
1. В процессе воспитания всегда нужно учитывать индивидуальные различия ребенка. Воспитателю необходимо знать особенности развития каждого ребенка, для того чтобы правильно применять знания в процессе воспитания.
2. Воспитатель, помимо индивидуальных различий, должен знать возрастные особенности развития детей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Е. А., Крылова Н. Б. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003. – 450 с.
2. Арзамасцева И. Н. Детская литература. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. –578 с.
3. Арискин И. Т. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого в оценке русских и зарубежных ученых и общественных деятелей // Толстой как педагог. Выпуск II. –Тула, 1969. –С. 3–23.
4. Базилевская А. К. Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей // Культурология. – 2005. – № 4 (35). – С. 35–45.
5. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо / И.Е. Верцман. – М. : Художественная литература, 1976. – 308 с.
6. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий : дисс. … кан. пед. наук. ‒ Тамбов, 2005. ‒ 168 с.
7. Ганьшина Г.В., Бабаева Е. В., Умеркаева С.Ш. Функциональный подход к организации молодежной анимации. Научный журнал «European Social Science Journal» (Европейский журнал социальных наук). ‒ 2015. ‒ № 10. ‒ С. 225-230.
8. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В. Самоуправленческие структуры студентов Москвы в системе организованного отдыха молодежи: опыт 1970‒1980 гг. Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ №5-1 (58-1). ‒ 1108 с. ‒ С. 293-301.
9. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Грибкова Г.И. Интерактивные технологии в образовательных программах учреждений музейного типа. Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ № 6-3 (59-3). ‒ 1180 с. ‒ С. 870-873.
10. Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Взаимодействие вуза и музея по профессиональной подготовке кадров для сферы образования и культуры. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций с целью повышения доступности образования для всех категорий граждан, включая лиц, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Сборник статей по материалам научно-практической конференции. ‒ М.: ГГТУ, 2015. ‒ С. 5-10.
11. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Развитие социально-культурной анимации в России. Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ № 6-3 (59-3). ‒ 1180 с. ‒ С.49-52.
12. Дворцов А. Г. Жан-Жак Руссо / А. Г. Дворцов. – М. : Наука, 1980. – 120 с.
13. Кларин В.М. Джуринский А.Н. Педагогическое наследие / В.М. Кларин. – М.: Педагогика,1989. – 416 с.
14. Корнетов Г.Б. Теория естественного воспитания Жан-Жака Руссо / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 21–24.
15. Корчак Я. Педагогическое наследие, М: Педагогика, 1990. – 272 с.
16. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. ‒ М., 1993.
17. Мардов И. Б. Лев Толстой на вершинах жизни. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 432 с.
18. Рада Н. В. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности ведущими представителями отечественной педагогики второй половины XIX века [Электронный ресурс]. – URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3129
19. Ратнер Ф. Л. Педагогические взгляды Л.Толстого на личность и мастерство учителя // Молодой Л. Н. Толстой. Сборник докладов Всероссийской научной конференции. [Электронный ресурс]. – URL: http://kpfu.ru/pedagogicheskievzglyady-ltolstogo-na-lichnost-i.html
20. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в двух томах, т. 2, Москва, «Педагогика», 1981 г. т. 1 – 653 с.
21. Соловьёва С., Семёнов Ю. «Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему» (к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого) // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 11-14
22. Толстой Илья. Мои воспоминания. ‒ М., 1914.
23. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.
24. Толстой Л.Н. В чем моя вера? ‒ Тула, 1989.
25. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Москва «Педагогика», 1989.. 542 с.
26. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. ‒ М., 1957.
27. Чудакова М. А. Философско-педагогические и этические аспекты «Азбуки» Л.Н. Толстого : дисс ... кан. пед. наук. ‒ М.: НГОУ, 2008. ‒ 158 с.