Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: проблема развития познавательных процессов в психологической науке не нова. Она не раз ставилась, по-разному формировалась и решалась.
Психологической основой системы обучения является определенный уровень сформированности познавательных процессов.
В трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, М. Ф. Добрынина, Н.Ф. Рыбалко, И. В. Страхова и других показана роль отдельных свойств внимания в процессе обучения.
Вопросами памяти занимались П. П. Блонский, П. И. Зинченко, А. Ф. Иванова, А. Н. Леонтьев, Г. К. Середа, А. А. Смирнов и другие.
Существенный вклад в изучении значения роли мышления в процессе усвоения знаний внесли: Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, А. Н.Леонтьев, С. Д. Максименко, н. А. Пабирченко, А. В. Скрынченко и другие.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных процессов в подростковом возрасте
1.1 Понятие и характеристика познавательных процессов
Познавательные процессы рассматриваются в психологии как своеобразные информационные каналы между человеком и окружающим миром. Они происходят на разных уровнях психической организации - от простых, качественно тождественных у человека и высших млекопитающих, к специфически человечных процессов, связанных со второй сигнальной системой и функциональной асимметрией мозга.
К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Они устанавливают своеобразный информационный баланс между человеком и окружающей средой.
Ощущение - самый психический процесс, заключающийся в воспроизведении психикой человека отдельных качеств предметов и явлений в условиях их непосредственного влияния, действия материальных раздражителей на соответствующие нервные клетки . Для того, чтобы человек чувствовал боль, запах, вкус, звук, прикосновение, нужно не только наличие соответствующего материального раздражителя, но и соответствующая работа организма. Механизм ощущений состоит в том, что они возникают как результат преобразования специфической энергии раздражителя, действующего в настоящий момент на соответствующий орган ощущения, в соответствующую энергию нервных процессов.
Соответствующий раздражитель вызывает соответствующий нервный процесс.
Ощущение развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности человека. Так, сенсибилизация, например, имеет место в тех лиц, которые занимаются специфической деятельностью: парфюмер, дегустатор и тому подобное.
Восприятие - воспроизведение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочения и объединения отдельных ощущений в целостные образы . По сравнению с чувством восприятия более сложный познавательный процесс. Это качественно новая степень познавательной деятельности. В процессе восприятия человек познает такие качества и особенности окружающей среды, которые не могут быть познанными в процессе ощущения. Например, глубина, удельный вес, ускорение.
Причина заключается в том, что в основе восприятия как познавательного процесса имеют место два типа нервных связей: как в пределах одного анализатора (Например, восприятие мелодии как совокупности ритма и частотности), так и связи между анализаторами (например, восприятие слова как совокупности наглядности и слуха).
К основным параметрам восприятия как познавательного процесса принадлежат предметность, константность, осознанность, целостность и обусловленность прошлым опытом или апперцепция восприятия.
Восприятие - активный познавательный процесс, связанный также с эмоциональной сферой. Данным процессом можно управлять. Важная форма восприятия - наблюдения. Наблюдение можно рассматривать как самостоятельную деятельность, которой нужно специально учиться. В учебной деятельности особое значение приобретают так называемые наглядные средства. Активное и последовательное наблюдение способствует эффективности процесса обучения.
1.2 Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
Познавательную сферу подросткового возраста исследовали такие психологи, как М. Ф. Добрынин, который в своих трудах рассматривал внимание подростков. Развитие ощущений и восприятия в своих трудах рассматривали В. П. Зинченко, В. А. Крутецкий и другие. Многие исследователи П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Е. Мейман, В. Н.Смирнов, Е. А. Фарапонова работали над изучением развития памяти учащихся подросткового возраста и достаточно содержательно в своих трудах рассмотрели все ее особенности, которые присущи данному возрасту.
В подростковом возрасте наблюдается саморегуляция в познавательной сфере.
Остановимся на характеристике ощущения и восприятия учащихся подросткового возраста. Они играют важную роль, как в жизни, так и в учебе. Ощущения и восприятия в подростковом возрасте функционируют и развиваются в единстве. Совершенствование чувствительности анализаторов сказывается на полноте и детальности восприятия, а именно у подростка процессы ощущения и восприятия превращаются в целенаправленные сенсорные и перцептивные действия. Школьникам чаще приходится ставить специальную цель не только воспринять те или иные предметы и явления в целом, но и детально выделить их определенные признаки и свойства. В их восприятии анализ синтез выступают в единстве, хотя наблюдаются различные их соотношения в зависимости от содержания и характера учебных задач. Развитие ощущений подростков связано с разнообразными видами их учебной, познавательной и трудовой деятельности, в частности с изобразительными, музыкальными, спортивными занятиями. В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование зрительных и слуховых дифференцировок .
Совершенствование восприятия у подростков связано с формированием умения лучше и продуктивнее использовать свои органы чувств, осмысленнее объяснять чувственные данные. Оно обнаруживается в чувственном познании пространственных и других свойств объектов. Ученики совершеннее познают пространственные отношения в природе, практически овладевая ими в процессе измерения. Восприятие расстояний становится более адекватным благодаря измерению их не только зрением, но и двигательным анализатором.
Развитие константности восприятия величины предметов у подростков связано с пониманием перспективного уменьшения предметов. Именно в подростковом возрасте впервые появляются и реалистичные рисунки с правильным изображением перспективы, формы, а также их цветных признаков. Конкретную форму предметов дети начинают воспринимать четче, она не связывается с цветом, количеством предметов, их размещением. Правильному отражению формы способствует развитие константности, а именно восприятие предмета при изменении угла зрения, который достигает своего максимума именно в 11-14 лет .
Постепенно в перспективной деятельности ученика занимает его саморегуляция, которая связана с мотивацией. Он воспринимает, прежде всего то, что его больше интересует, соответствует его интересу.
Произвольность восприятия в подростковом возрасте также проявляется в его планомерности и последовательности. Подросток самостоятельно может направить свое восприятие на те или иные стороны познаваемых объектов. Он способен самостоятельно наблюдать длительное время сосредотачивать внимание на деталях объектов, которые не бросаются в глаза при поверхностном ознакомлении. Наблюдения приобретают более систематический характер. Систематическими и длительными наблюдения бывают тогда, когда учащиеся осознают их важность, стремятся глубже познать предметы или явления и прибегают к использованию различных приемов, которые улучшают восприятие объектов и одновременно способствуют формированию наблюдательности. Наблюдения все больше пронизываемых мыслительными операциями сопоставления, сравнения, обобщения и классификации воспринимаемых объектов.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование развития познавательных процессов у подростков
2.1 Диагностика уровня развития познавательных процессов в подростковом возрасте
Учитывая особенности подросткового возраста, а также детские и взрослые черты подростков, для оценки их мышления необходимо пользоваться тестами для взрослых, поэтому соответствующие методики описываются подробно.
В нашей работе мы использовали четыре методики, направленные на исследование как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка. Это следующие методики:
1. Методика «Логико-количественные отношения».
2. Методика «Сравнения понятий».
3. Методика «Классификация понятий»
4. Методика шифровки цифровых символов.
В каждом исследовании принимало участие 10 подростков. Ниже приводится описание всех методик и анализ полученных результатов.
Методика «Логико-количественные отношения».
Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений.
В каждой из этих задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой и результат записать под чертой в виде соотношения между величинами «А» и «В» с помощью знаков “ < ” или “ > ”. Решать все без исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и без ошибок.
На решение всех 20 задач отводится 10 минут. По истечении этого времени психодиагностический эксперимент прерывается и определяется число правильно решенных испытуемых задач за это время.
Методика «Сравнения понятий».
С помощью этой методики анализируется развитие операции сравнения.
Ход выполнения задания.
Метод заключается в том, что испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличается друг от друга?», «Еще чем?», Дается примерный список слов для сравнения. Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий (А. Р. Фурия). Во-первых, испытуемым даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, «корова - лошадь»). Во-вторых, предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «ворона - рыба»). Третья группа задач еще сложнее - это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, «всадник - лошадь»).
2.2 Рекомендации по развитию познавательных процессов в подростковом возрасте
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Как же развивать познавательные процессы подростков?
Для правильного развития познавательных процессов педагог использует все возможности - учит подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свои мысли, воспитывает умение рассуждать, делать выводы и обобщения.
Для этого нужно чаще ставить подростков перед необходимостью самостоятельно сравнивать разные предметы, находить в них сходные и разные вещи, чаще задавать вопросы «Что в этом общего?», «Чем они отличаются?»
На уроках ботаники полезно попросить учащихся сравнить мхи и водоросли, мицелий и корневую систему, выяснить, чем отличается корневище от корня, споры от семени.
Ряд подобных заданий можно сделать и по другим учебным предметам - «Сравните ромб и квадрат», «В чем разница между деепричастной частью и причастием?», «В чем разница между многочленом и одночленом?», «Сравните кислород с водородом», « В чем сходство и различие между рабовладельческим и феодальным строем?» и т. д.
От простого сравнения следует перейти к его более сложным формам с выделением существенных и несущественных признаков. Рекомендуется, например, на уроках географии предложить учащимся посмотреть на разные равнины на карте и картинках, сравнить их, затем назвать их существенные и несущественные признаки, или сравнить их на уроках биологии по картинкам и по памяти разных грызунов, а также выделить их существенные и несущественные признаки.
Такие задания, во-первых, являются хорошими умственными упражнениями, а во-вторых, способствуют лучшему усвоению учебного материала .
При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся не только «понимали» разницу или сходство, но и учились четко и точно формулировать свои мысли,
Важно научить подростка самостоятельно работать с учебником, настенными таблицами, словарями, учебными текстами, различными справочными пособиями.
Так называемый эвристический характер усвоения нового материала, направляющий учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам, чрезвычайно полезен для активизации самостоятельного мышления подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст - это первый переходный период от детства к взрослой жизни. Качественные изменения, происходящие в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности подростка, продолжают новый уровень самосознания, равноправного и доверительного общения со сверстниками и взрослыми.
В исследованиях подросткового возраста важно, по мнению Л. С. Выготского, выявить новообразования в психике подростка, выяснить социальную ситуацию его развития, которая в каждом возрасте предусматривает уникальную систему отношений ребенка с окружающей средой.
Подростковый возраст имеет решающее значение с точки зрения формирования личности. В ее ходе последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции, коренное изменение движущих сил личностного развития. Источник и движущие силы смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать препятствия, вызванные внешними факторами. Развиваются воля и ответственность, что создает условия для формирования индивидуального мировоззрения как системы личностных ценностей. Это чувствительный возраст для окончательного определения - каким путем пойдет дальнейшее развитие личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л.Анн. - СПб.: Питер, 2015. – 123 с.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. - СПб.: Питер, 2010. – 217 с.
3. Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов подростков / Н. М. Бибик. – М.: Випол, 2017. – 96 с.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Речь, 2017. – 230 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Высь, 2019. – 251 с.
6. Дубровина И. В. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет / И. В.Дубровина. - М.: Высь, 2017. – 186 с.
7. Карелин А. А. Психологические тесты / А. А. Карелин. – М.: Владос, 2017. – 241 с.
8. Костюк Г. С. Возрастная психология / Г. С. Костюк. - М.: школа, 2016. – 243 с.
9. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания учащихся / В. А.Крутецкий. - М.: Просвита, 2016. – 188 с.
10. Матюшкина A.M. Психология мышления / A.M. Матюшкина. - М.: Прогресс, 2015. – 127 с.
11. Кле М. Психология подростка / М.Кле. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 166 с.
12. Краковский А. П. О подростках / А. П.Краковский. – М.: Гардарики, 2015. – 74 с.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагин. – М.: 2016. – 280 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2012. – 464 с.
15. Маклаков А.Г. Психические познавательные процессы. Хрестоматия / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2015. – 215 с.
16. Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. - К.: Центр учебной литературы, 2018. – 272 с.
17. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
18. Полищук Н.А. Активизация познавательной деятельности подростков на уроках естествознания / Н.А. Полищук // Педагогический поиск. – 2017. – № 2(94). – С. 17-21.
19. Психология: учебное пособие / Под науч.ред. А. В. Винославской. – К.: ИНКОС, 2015. – 352 с.
20. Психологические исследования познавательных процессов и личности. – М.: Наука, 2013. – 95 с.
21. Развитие мотивационно-познавательной сферы личности ученика в условиях учебной деятельности, Зб.н.пр. – М.: Высь, 2015. – 42 с.
22. Реано А.А. Психология подростка / А.А.Реано. - М.: Речь, 2013. – 164 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2012. – 427 с.
24. Сорокоумова Е.А. Развитие познавательной активности подростков в учебной деятельности через понимание текста / Е.А. Сорокоумова. - Н. Новгород, 2018. – 249 с.
25. Сапунова Л. А. Развитие познавательной активности учащихся начальных классов в учебном процессе / Л. А. Сапунова // Таврический Вестник образования. – 2013. - № 1(41). – С. 205-210.
26. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Ростов, 2018. – 261 с.
27. Столяр В. Развитие познавательного интереса подростков в процессе изучения математики / В. Столяр // Молодежь и рынок. – 2015. - № 7(126). – С. 71-76.
28. Торчинская Т. Побуждение подростков к познавательной активности на уроках родного языка / Т. Торчинская // Психолого-педагогические проблемы школы. – 2010. – Выпуск 33. – С. 121-128.
29. Форостюк Т. В. Развитие узнаваемой активности подростков в на уроках языка средствами проблемных задач и дидактической игры / Т. В. Форостюк // Молодой ученый. – 2017. - № 4(44). – С. 474-478.
30. Шадрин В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадрин. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.