Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Взаимосвязь языка мышления и общества всегда была актуальной темой для исследований в филологии и лингвистике, но при этом никогда не теряла своей актуальности.
Уникальность данной проблемы заключается в том, что мы рассматриваем язык не только с точки зрения средства коммуникации, но и способа речевого воздействия на людей и общество в целом.
При этом в качестве речевого воздействия на всех уровнях языка (фонетическом, графическом, морфологическом, лексическим и синтаксическом) в средствах массовой информации (СМИ) широко применяются средства выразительности.
Проблема пандемии коронавируса, с которой в последние два года столкнулось человечество в наше время повлияла на дискурс СМИ в большой степени. Редкий выпуск новостей как отечественных СМИ, так и зарубежных, обходится сегодня без информации или аналитики по данной проблеме, эмоциональность которым придают выразительные средства речи. В связи с этим исследование, цель которого – анализ речевого воздействия в дискурсе СМИ о пандемии коронавируса (на материале английского и русского языков), является актуальным.
Предметом в данной работе являются средства выразительности, а объектом – материалы СМИ на русском и английском языках о коронавирусе.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие массовой коммуникации;
- исследовать виды речевого воздействие в дискурсе СМИ;
- дать характеристику средствам выразительности в массовой коммуникации и их особенностям;
- проанализировать отражение темы коронавируса в СМИ;
- исследовать влияние темы коронавируса на дискурс русской и английской прессы.
Материалами исследования послужили статьи русскоязычной и англоязычной прессы о пандемии коронавируса.
Источниками исследования послужили материалы трудов, посвященных теме массовой коммуникации - Какориной Е. В., Фомичевой И.Д., Назарова М.М., Гатова В. и др., по теме дискурса - Ван Дейка, В. И. Красика и др., по теме речевого воздействия и средств выразительности на примере русского и английского языка - Гальперин, В. А. Кухаренко, В.В. Виноградова, М. П. Котюровой др.
Методами исследования послужили метод анализа и статистический метод обработки результатов анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в теории речевого воздействия посредством СМИ.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в практике анализа средств выразительности русскоязычных и англоязычных медиа материалов.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Речевое воздействие в дискурсе массовой коммуникации
1.1. Понятие массовой коммуникации
Понятие массового сознания тесно связано с такими феноменами, как «масса» и «толпа», описанными в трудах Г. Лебона, Ж. Бодрийара , Х. Ортеги-и-Гассета, С. Московичи , Ж.Г. Тарда, З. Фрейда .
Одним из главных исследователей феномена масс является Г. Лебон. В своей работе «Психология масс» он отмечает, что главной характерной чертой нашей эпохи является «замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» .
По мнению Х. Ортеги-и-Гассета, масса – это средний, заурядный человек без индивидуальности, безличный «общий тип» .
Автор пишет о том, что массам в определенный исторический момент стало доступно то, что раньше было достоянием меньшинства: вкусы и привычки элиты общества, раньше считавшиеся изысканными, так как они были достоянием немногих. Он отмечает торжество «массового стиля» во всех сферах жизни, в том числе и в подаче информации.
При этом отметим, что термин «информация» на сегодняшний день воспринимается как «цифровой поток» или «цифровая среда» .
С появлением интернета и в особенности социальных сетей у реального времени появляется еще более мощная альтернатива, которую можно описать как возникновение информационных потоков по желанию потребителя .
В 1920-е годы ранние теории массовой коммуникации были объективными, как и реакция социологов, возникшая вскоре после того, как средства массовой информации начали быстро расширяться. Эти ученые полагали, что сообщения СМИ имели определенные эффекты, которые можно было узнать и предсказать. В связи с этим они предположили, что управление знаками и символами, используемыми в сообщениях СМИ, может контролировать то, как они были получены, и могут передавать конкретное значение .
Другая теория – «теория медиа-эффектов с помощью иглы для подкожных инъекций» масс утверждала, что смысл может быть стратегически помещен в медиа-сообщение, которое затем будет «введено» или передано получателю. Расширяя устаревшую линейную модель коммуникации Аристотеля, которая включала говорящего, сообщение и слушателя, эти ранние теории утверждали, что коммуникация перемещает или передает идею из разума говорящего через сообщение и канал в разум слушателя. Чтобы проверить теории, исследователи хотели выяснить, как различные сообщения влияют или изменяют поведение получателя. Это привело к развитию множества теорий, связанных с медиа эффектами. Началось мощное инвестирование в это раннее направление исследования, что было связано с тем, что данные, доказавшие, что сообщения напрямую влияют на зрителей, могли бы быть использованы для того, чтобы убедить компании отправлять свои сообщения через медиаканал, чтобы напрямую влиять на потенциальных клиентов.
Этот ранний подход к изучению медиа-эффектов был назван подходом «подкожной иглы» или «теорией пули» и предполагал, что отправитель сконструировал сообщение с определенным значением, которое было «введено» или «выстрелено» в массы, представляющие собой аудиторию. Предполагалось, что эффекты были общими для каждого человека и что значение не изменялось при передаче. С помощью экспериментов и опросов исследователи надеялись отобразить закономерности в человеческом мозгу, чтобы они могли связать определенные стимулы с определенным поведением. Например, исследователи могут попытаться доказать, что сообщение о том, что продукт продается по сниженной цене, побудит людей покупать продукт, который они могут и не хотеть в принципе. По мере проведения дополнительных исследований ученые начали находить недостатки в этом мышлении. Возникли новые теории, которые не утверждали такой прямой связи между намерением сообщения и какой-либо отдельной реакцией со стороны получателя. Вместо этого эти новые теории утверждали, что смысл может быть частично передан, что шаблоны могут стать менее предсказуемыми, поскольку люди чаще подвергаются воздействию определенного стимула, и что вмешательство в любой момент передачи может изменить реакцию.
Эти новые теории включали больше контекстуальных факторов в представление о коммуникации, признавая, что и отправитель, и получатель интерпретируют сообщения на основе своего предыдущего опыта. Ученые поняли, что дополнительные переменные, такие как психологические характеристики и социальная среда, должны быть включены в исследование массовой коммуникации. Этот подход подключается к интерактивной модели общения. Чтобы учесть перспективу и опыт, исследователи средств массовой информации подключились к разработанным тогда теориям восприятия, которые возникли в психологии. Концепция СМИ как передатчика возникла, поскольку впервые в фокусе исследования оказался отправитель сообщения (человек или люди, стоящие за СМИ), а не только получатель. Концепции искажения восприятия и фильтрации также стали важными, поскольку они объясняли, почему одни люди интерпретировали или игнорировали сообщения, а другие - нет. Теории первичности и новизны, возникли для объяснения различий в интерпретации, основанного на порядке получения сообщения. Наконец, исследователи изучили, как восприятие достоверности источника влияет на интерпретацию сообщений и как сообщения СМИ могут влиять на самооценку зрителей.
К 1960-м годам многие исследователи в области массовых коммуникаций пришли к выводу, что исследования предыдущих двадцати лет были наивными и ошибочными, бросив вызов теории мощных медиа-эффектов, уделяя гораздо больше внимания индивидуальному действию, контексту и окружающей среде .
Следующий важный поворот в теории массовой коммуникации произошел всего через несколько лет после того, как многие ученые пришли к выводу, что средства массовой информации не имеют эффекта или имеют лишь минимальный эффект. В 1970-х годах теории снова позиционировали медиа-эффекты как мощные и влиятельные, основываясь на дополнительном влиянии социальной психологии. Начиная с социологии, исследователи СМИ начали изучать мощную социальную роль, которую играют СМИ, но также признали, что представители масс принимают активное участие в интерпретации сообщений СМИ.
За это время исследователи изучали, как схемы и личности представителей масс влияют на интерпретацию сообщений. Исследователи также больше сосредоточились на долгосрочных эффектах и том, как сообщения СМИ создают мнения, структуры убеждений и культурные модели.
Современные массовые издания относится, прежде всего, к Интернет–журналистике, являющейся новым явлением в журналистике. Интернет–журналистика быстро развивается
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова Н.Д. (1998), Дискурс / Лингвистика. Большая энциклопедия: под ред. В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая русская энциклопедия». - С. 136
2. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.- 96 с.
3. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958 г. – 455с.
4. Гатов В. Будущее журналистики http://newmedia2016.digital–books.ru/kniga/budushhee–zhurnalistiki /
5. Ежедневная газета Великобритании [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/apr/15/from-covidiot-todoomscrolling-how-coronavirus-is-changing-our-language
6. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / В.А. Кухаренко. М.: Флинта; Наука, 2009. 332 c.
7. Каримова К. Э. Классификация средств художественной выразительности в литературе [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41393506_33675210.pdf
8. Какорина Е. В. СМИ и интернет–коммуникация (области пересечения и проблемы взаимодействия) / Е. В. Какорина // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 67–98.
9. Карасик В. И. О типах дискурса Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб-к науч. Трудов. – Волгоград: Перемена, 2000. – С.5-20.4. Карасик В. И. О типах дискурса Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб-к науч. Трудов. – Волгоград: Перемена, 2000. – С.5-20.
10. Котюрова М.П. Стилистические ресурсы лексики (лексическая стилистика) / Стилистический энциклопедический словарь русского языка, М.: Флинта, Наука, 2011: 460 с.
11. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / В.А. Кухаренко. М.: Флинта; Наука, 2009. 332 c.Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи/ М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с.Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М., 2002. Сс. 131-233
12. Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
13. Негрышев А. А. Рчевое воздействие в новостях СМИ: к методологии исследования [Электронный ресурс] http://www.my-luni.ru/journal/clauses/71/
14. Фомичева И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. М., 2004
15. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. (Казанский гос. университет, кафедра психологии факультета журналистики, социологии и психологии) http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2
16. Эксперт: более 50 неологизмов появилось в русском языке в период пандемии [Электронный ресурс] https://tass.ru/obschestvo/10326285
17. Dijk, T. Van (1998), Ideology: A Multidisciplinary Approach, London: Sage publications, P. 194 (384 p.)
18. Fairclough, N. (2001)The discourse of New Labor: Critical Discourse analysis / N. Fairclough // Discourse as a Date. A guide for analysis. – London: The Open university, pp. 229-266.
19. McQuail, D., McQuail’s Mass Communication Theory, 6th ed. (Thousand Oaks, CA: Sage, 2010), 457.
20. Ignore the pessimism: Covid vaccines are quietly prevailing [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/12/ignore-scare-stories-covid-vaccines-variants-scientific-optimism
Источники
21. Утро.ру [Электронный ресурс] www.utro.ru
22. Лента.ру [Электронный ресурс] www.lenta.ru
23. The Guardian [Электронный ресурс] www.theguardian.com
24. The New York Times [Электронный ресурс] www.nytimes.com