Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что в социальном аспекте на протяжении последних десятилетий справедливо ставится под сомнение эффективность педагогического воздействия на развитие физических способностей обучающихся с точки зрения их занятий физической культурой всего два раза в неделю. В этой связи необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является оптимизация образовательной, умственной и физической активности. Школа должна сохранять и укреплять здоровье обучающихся, увеличив значимость инноваций в занятиях физической культурой. Обязательно организовать мониторинг здоровья детей и подростков, введя профильное физкультурное обучение в старшей школе, развивая вариативные образовательные программы, способствующие дифференциации и индивидуализации образования, внедряя передовые здоровьесберегающе технологии. Ведущим направлением в школах должны стать разработка и внедрение инновационных технологий на занятиях физической культурой с учетом региональных и местных условий.
В последние годы здоровье подрастающего поколения ухудшилось настолько, что приобрело вид национальной проблемы. Причин тому много, среди них следует выделить повышенные нагрузки в школе, большим количеством секций и дополнительных занятий. Кроме того, находясь в современном социуме, дети перегружены информацией. Также тяжелые последствия для здоровья связаны с гиподинамией, неправильным питанием. Итог всего этого – снижение здоровья, низкий уровень развития физических качеств и слабость опорно-двигательного аппарата. Также следует отметить, что растет число юношей, которые имеют низкие показатели физического развития.
Проблема общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях, готовых к защите своего Отечества, была актуальна во все времена. В уточненной версии Военной доктрины Российской Федерации от 26 декабря 2014 года подчеркивается необходимость объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработке и реализации мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе [18].
Физическая подготовленность старших школьников является условием развития гармоничной и всесторонне развитой, социализированной личности, психофизически подготовленной к военной службе, реализуется образовательными учреждениями различного типа, общественными, военно-патриотическими, детско-юношескими и молодежными, спортивными организациями и объединениями.
Можно отметить, что в трудах ряда авторов, выявлены условия повышения общей физической подготовленности молодежи допризывного возраста. Но недостаточно изученной остается проблема адаптации организма молодежи допризывного возраста к нагрузкам различной интенсивности, что играет важнейшую роль в освоении новых умений и навыков во время прохождения службы.
Развитие силы у учащихся старших классов является одной из важных задач физического воспитания.
Поиск форм и видов двигательной активности, обеспечивающих необходимый уровень двигательной активности детей, происходит постоянно, вместе с тем следует отметить, что для полноценного развития следует применять наиболее естественные движения, характерные для жизнедеятельности человека в целом.
Возникает проблема, какие упражнения можно использовать в целях развития силы старшеклассников на занятиях физической культурой.
Объектом исследования учебно-тренировочный процесс детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования – сила как физическое качество и методические основы ее воспитания у детей старшего школьного возраста.
Цель: раскрыть основы методики воспитания силу у детей старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-практические основы развития силовых качеств.
2. Рассмотреть средства и методы развития силы у детей старшего школьного возраста.
3. Разработать комплекс упражнений на развитие силы.
Методы теоретического исследования: поиск тематической литературы; анализ; обобщение; систематизация материала.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
1.1.Сила и силовые способности
В настоящее время физическое воспитание представляет собой совокупность отдельных сложно взаимосвязанных друг с другом элементов, каждый из которых имеет свою специфику и требует отдельного изучения. Одним из таких элементов физического воспитания является силовая подготовка. Исследование силовых способностей должно рассматриваться как одно из наиболее приоритетных направлений в ряду актуальных проблем изучения развития двигательной функции, разработка которого, несомненно, окажет благотворное влияние на повышение эффективности воздействий на всю систему двигательных способностей и качество физического воспитания в целом. Подтверждением такого мнения являются многочисленные данные, свидетельствующие о том, что силовая подготовка является важным условием для развития других двигательных качеств.
Сила – способность активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил. Мышечная сила, как характеристика физических данных индивида – способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействия ему с помощью мышечного напряжения [5,6].
Для развития силы требуется огромное напряжение мышц. Они дают максимальное увеличение силы, и ее развитие достигается за относительно короткое время. Но такие упражнения, как поднятие штанги, гирь – вызывают большую нагрузку для всех систем организма.
Поэтому граничные и околограничные (90 – 95 % максимума) нагрузки в самостоятельных занятиях нужно применять относительно редко, главным образом, для оценки своих силовых возможностей. В процессе выполнения двигательных действий мышечная сила вступает во взаимосвязь с другими физическими качествами, прежде всего с
быстротой, выносливостью, ловкостью, оказывая благотворное влияние на их развитие. Имеются также данные о том, что сила основных мышечных групп коррелирует с уровнем спортивного мастерства.
Способность к проявлению мышечной силы во многих видах спорта рассматривается как ведущая качественная характеристика двигательной функции спортсмена. Однако, недостаточная разработанность вопросов эффективного осуществления силовой подготовки не только как самоцели, но и как важнейшего условия повышения качества физической подготовки отрицательно сказывается на решении проблемы оптимизации всей системы физического воспитания и спортивной тренировки.
Данный элемент подготовки превратился в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую основу, специфическую терминологию, специализированный инвентарь.
Максимальная сила – это та сила, которую развивают мышцы, действуя на сопротивление с максимальным напряжением. Она большой мерой зависит от поперечного сечения мышцы. Ее можно определить с помощью динамометра (максимальная сила растяжения и сжатия).
Скоростная сила – это мышечная способность преодолевать сопротивление с большим ускорением, определяется скоростью движения, которая соответствует определенному весу. Ее можно установить в времени, необходимому для использования самого большого числа повторений движения, с определенной амплитудой и весом нагрузки. Скоростная сила характеризируется длиной или высотой прыжка с места.
Под силой выносливости следует понимать препятствие усталости во время длительных нагрузок. Ее можно определить по количеству повторений упражнений, частоты движения с определенной амплитудой, появлением видимых признаков усталости.
Далее рассмотрим дефиницию силовых способностей. Под силовыми способностями следует понимать комплекс разных проявлений индивида в некой двигательной деятельности, где в основе будет лежать дефиниция сила [2,15].
Таким образом, силовые способности будут проявляться посредством какой либо двигательной деятельности.
Причем воздействия на силовые будут оказывать различные факторы. Вклад различных факторов будет в каждом конкретном случае меняться в зависимости от конкретных двигательных действ и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, и индивидуальных особенностей индивида.[14,16].
Среди основных факторов можно выделить:
1) факторы собственно -мышечные;
2) факторы центрально-нервные;
3) личностные и психологические;
4) факторы биомеханические;
5) факторы биохимические;
6) физиологические факторы, а также ряд разных условий внешней среды, где будет осуществляться двигательная деятельность.
На рис.1.1. представлена структура силовых способностей.
Рисунок 1.1. – Структура силовых способностей [6]
Силовые способности будут проявляться путем какой либо двигательной деятельности.
При чем влияния на проявления силовых способностей будут оказывать различные факторы, вклад которых в каждом определенном случае будет меняться в зависимости от конкретных двигательных действ и условий их выполнения, вида силовых способностей, возраста, половых и индивидуальных особенностей занимающихся.
Среди них можно выделить (Рис.1.2.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова, В.А. Возрастная анатомия и физиология./ В.А.Антонова.- Москва: Высшее образование. – 2013 – 192 с.
2. Ашмарин, Б.А., Физическое воспитание /Б.А. Ашмарин. – М.: Академия, 2016. – 287с.
3. Бабанова, М.Д., Усольцева, Е.А. Бодибилдинг: польза и вред /М.Д. Бабанова, Е.А. Усольцева //Сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая».-2017.-С.87.
4. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Г.В. Барчукова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
5. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений./Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2015. - 294 с
6. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства /Л.С. Дворкин.– «Феникс», 2015. - 384 с.
7. Жданова, Е.В. Развитие силовых способностей у курсантов женщин при самостоятельных занятиях физической подготовкой / Е.В. Жданова, Г.И. Груздев // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. – С. 338-340.
8. Загузова, С.А. Развитие силовых способностей школьников 10-11 классов на занятиях пауэрлифтингом/С.А. Загузова, А.С. Кузнецов //Вестник Тамбовского университетата.-2017.-№6.-С.144.
9. Захаров, Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 2017. – 368 с.
10. Иванов, В.А. Влияние средств атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в пубертатном периоде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 50-2. – С. 112-119.
11. Иванов, В.А. Влияние средств атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в пубертатном периоде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 50-2. – С. 112-119.
12. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 592 с.
13. Карпушин, Б. А. «Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» // Москва: Советский спорт, 2013.- 299с.
14. Коваль, Л.Н. О проблеме развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию средствами атлетической гимнастики / Л.Н. Коваль, М.Р. Магомадов // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 12 (47). – С. 64-66.
15. Рязанов, В.Н. Развитие силы у учащихся старших классов средствами пауэрлифтинга во внеурочной деятельности /В.Н. Рязанов//Педагогика физической культуры и спорта: Проблемы и перспективы.-2020.-С.133-142.
16. Савченков, Ю.И. «Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учеб. пособие для студентов пед. вузов» /Ю.И. Савченко// М.: ВЛАДОС, 2013.-145с.
17. Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) : монография / В.И. Столяров // Саратов: Наука, 2013.- 312с.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.