Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция Российской Федерации – главный закон нашего государства, принятый в особом порядке. Она раскрывает основы конституционной системы страны, обладает высшей правовой силой и обеспечивает основы правового статуса отдельного человека, основные принципы организации и функционирования механизма Российской Федерации.
Главный закон страны был принят в условиях жесткого политического противостояния законодательной и исполнительной власти, а именно на народном референдуме 12 декабря 1993 г. В будущем Конституция потребует изменений и дополнений, которые происходят и по сей день и без которых невозможно развитие российского конституционализма.
Одной из его особенностей является его гуманистическая направленность. Человеческие и гражданские права и свободы представлены как высшая ценность. Их признание, соблюдение и защита – главная задача государства. Кроме того, создатели назначили смешанную форму правления – президентские парламентарии с заметным акцентом на власть в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Конституция Российской Федерации сегодня находится в стадии обновления. 15 января 2020 года президент РФ В.В. Путин обратил внимание на важные внутриполитические проблемы. А уже 20 января 2020 года, пользуясь своим правом, положениями Конституции в соответствии со ст. 134 Конституции РФ, Госдума представила Федеральному собранию РФ законопроект "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации общественной власти".
В январе 2020 года Государственная Дума РФ приняла законопроект после рассмотрения в первом чтении и предложила соответствующему комитету внести необходимые коррективы в течение двух недель (до 6 февраля 2020 года).
Объектом исследования является Конституция Российской Федерации и вновь принятые в нее поправки.
Предметом исследования выступают общественные отношения возникающие в результате реализации представленных поправок.
Целью данной работы является анализ поправок в Конституцию Российской Федерации и освещения их в отечественных и зарубежных СМИ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- установить характерные черты Конституции РФ;
- определить функции Конституции РФ;
- рассмотреть причины поправок Конституции РФ;
- провести анализ освещения поправок в отечественных СМИ на примере Ведомостей;
- проанализировать освещение поправок в международных СМИ на примере The New York Times.
Данная работа состоит из введения, двух глав, пяти объединяющих параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Построение политического взгляда в современных средствах массовой информации
1.1 Политическая реальность в отечественных СМИ
Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества, их роль трудно переоценить.
Бурное развитие информационных технологий, начавшееся в середине 20-го века, ознаменовало начало формирования информационного общества, в котором информация имеет первостепенное значение по сравнению с другими продуктами человеческих действий.
Если обратиться к русской истории, то в начале XX века средства массовой информации в России глубже проникают в политическую сферу, становясь тем самым важным инструментом для отражения и построения политической реальности.
В настоящее время политический процесс в современной России представляет собой широкий спектр целенаправленных и стихийных политических взаимодействий различных субъектов общественно-политических отношений. Последствия таких взаимодействий очень противоречивы и не оцениваются однозначно различными политическими игроками.
Ведущими средствами массовой информации той или иной страны в качестве их основной цели являются не только информирование населения, но и формирование общественного мнения, взглядов, убеждений, принципов и стереотипов в формате, установленном государством.
В этом отношении политический дискурс непосредственно интегрирован в медиадискурс, средства массовой информации называют "четвертым сословием".
В условиях формирования информационного общества формирование политических взглядов и убеждений граждан происходит прежде всего благодаря средствам массовой информации, поскольку сегодня они являются основным информационным пространством для функционирования политики.
В этих условиях представляется необходимым обеспечить эффективную информационную поддержку государственной политики и устранить проблемы, возникшие в этой области. Нынешняя ситуация в глобальной информационной сфере ясно показывает, что она становится не только сферой международного сотрудничества, но и полем конфронтации.
Через медиа - каналы средний гражданин получает информацию о событиях в стране и за рубежом. Здесь уместно остановиться на цитате В.О. Ключевского: "Газета учит читателя думать о том, чего он не знает, и знать то, чего он не понимает" .
Таким образом, в современном мире средства массовой информации не только являются посредниками в передаче информации, но и создают ее. В этом отношении изучение средств массовой информации и ее влияния на политические процессы является насущной задачей нашего времени.
Во время научно-технологической революции средства массовой информации проникли в каждый дом и теперь влияют на членов каждого сообщества. В связи с тем, что средства массовой информации играют большую роль в качестве средств массовой информации, они уже давно считаются четвертым сословием в обществе после законодательной, исполнительной и судебной власти.
Каждый индивид и общество в целом имеют суверенное право получать необходимую информацию без ограничений (исключение составляют государственные тайны или личная жизнь членов общества). Это право закреплено в Декларации прав человека и в конституциях всех демократических стран. В то же время стоит говорить об объективной, достоверной информации, которая не была интерпретирована той или иной политической тенденцией. Граждане хотят знать факты, и журналисты должны сообщать их, а не только свое мнение об этих фактах.
Средства массовой информации являются важным инструментом распространения информации, влияющей на сознание общества.
Средства массовой информации необходимы для сбора, отбора и распространения общественно важных фактов, формировать общественное мнение, легитимировать политические структуры, выступать в качестве основного инструмента в политической деятельности оппозиции, быть источником социальной стабильности и т.п.
Каждое современное государство заинтересовано в том, чтобы информация о нем, особенно та, которая предназначена для иностранной аудитории, носила позитивный характер и тем самым способствовала укреплению его позиций на международной политической арене. Информационная политика, как и любая другая, является неотъемлемой частью общественного порядка.
На самом деле средства массовой информации – это зеркало, в котором общество может наблюдать все жизненные процессы. Однако отображение объектов в зеркале происходит выборочно, и в поле зрения аудитории попадает только то, что выгодно для определенных кругов.
Следует отметить, что в современном обществе средства массовой информации в той или иной форме выполняют различные общие политические функции.
Информационная функция. Это рассматривается как одна из важных функций средств массовой информации. Суть их заключается в получении и распространении информации о событиях, имеющих большее значение для населения институтов власти. Информация, полученная и переданная средствами массовой информации, включает в себя не только фотографирование тех или иных событий, но и их комментарии и оценки .
Следует отметить, что не вся информация, распространяемая средствами массовой информации, может иметь политическую коннотацию.
Политическая информация включает в себя информацию, которая может иметь общественное значение и требует внимания правительственных учреждений и общественности. На основании полученной информации целевая аудитория начинает составлять себе мнение о правительстве, парламенте, партиях и других политических органах и т.п.
Современные средства массовой информации обладают огромными возможностями влиять на ум и чувства индивида, его образ мышления, критерии и оценки, стиль и определенные мотивации политического поведения. Поэтому даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в противоречивых политических процессах, чтобы принять правильное решение, не ознакомившись со средствами массовой информации.
Средства массовой информации дают возможность выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, сделать видимым весь мир политики, но через призму собственного видения политической реальности.
Поэтому можно сделать вывод, что возможности средств массовой информации в сфере политического влияния практически не имеют границ.
Сегодня можно наблюдать изменение информационного пространства, которое, в свою очередь, приводит к формированию единой глобальной медиа-среды и искусственно созданной социальной реальности. Методы манипулятивного воздействия играют в этом важную роль.
Манипуляция отличается от убеждения и обмана. В отличие от убеждения (открытого влияния) манипуляция оказывает скрытое, а не прямое воздействие на сознание. По сравнению с обманом манипулятор не прибегает к прямой лжи, а направляет мыслительный процесс человека в правильном направлении. В рамках политического дискурса манипуляция получает дополнительное влияние на общественное сознание, чтобы запрограммировать определенные мнения и желания общества. Конечная цель таких манипуляций – получить власть над обществом, контролировать и подчинять его.
Российские ученые выделяют следующие признаки
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
3. Бачурин В.Д. Манипулятивные технологии, применяемые СМИ в современном дискурсе // Политическая лингвистика. 2014. №4. С.89
4. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г., Войтенко О.Н. Конституционное право современной России: учебник. М., 2017. С. 38.
5. Зегонов, О. В. Роль «глобальных» СМИ в мировой политике [Текст] : автореф. дис. … канд. полит. наук. / О. В. Зегонов. – Москва, 2017. – С. 16
6. Зубанова Л.Б. Контент'аналитические методы исследований СМИ: обзор подходов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. №7. С. 69'72
7. Кретов, Б. Е. Средства массовой коммуникации – элемент политической системы общества [Текст] / Б. Е. Кретов //Социальногуманитарные знания. – 2014. – №1
8. Комаров В.В. Конституционное право России: учебник / коллектив авторов; отв. ред. В.В. Комарова. — Москва: КНОРУС, 2017. — 280 с. — (Среднее профессиональное образование).
9. Комарова В. В. Скрытые полномочия Президента Российской Федерации: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 6 (46). — С. 15—23.
10. Марков А.А., Молчанова О.И., Полякова Н.В. Теория и практика массовой информации. Учебник / под общ. ред. А.А. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 252 с. – (Высшее образование. Бакалавриат)
11. Никулин, В. В. Конституционное право России: учебное пособие / В. В. Никулин, А. В. Пчелинцев. – Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2019. – 80 с.
12. Потапов А.А. Курс лекций по конституционному праву / под ред. А.А. Потапова. В 2 ч. Саратов, 2017. С. 40.
13. Страшнов, С. Л. Система СМИ: просветительство и журналистика: учебное пособие для вузов / С. Л. Страшнов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 173 с. — (Высшее образование).
14. Хазагеров Г.Г., Лобас П.П. Культурная утилизация манипулятивных технологий // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. №.1. С. 44-52.
15. Новая Конституция Российской Федерации 2020 года – 76 с.
16. Ведущее деловое издание России «Ведомости» Электронный ресурс https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/03/10/824662-konstitutsiya-polnii-tekst-popravkami