Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………5
1.1 Филологическое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития……………………………………………………………..5
1.2 Обобщение практики работы учителей-словесников по подготовке учащихся к устному собеседованию по русскому языку…………………………11
ГЛАВА II. ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………..18
2.1 Организация и проведение исследования готовности учащихся к устному собеседованию по русскому языку в системе школьного филологического образования…………………………………………………………………………18
2.2 Описание системы работы, направленной на подготовку учащихся к устному собеседованию по русскому языку в системе школьного филологического образования……………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет лингвистическая компетенция в жизни человека. Без знания основ национального языка, его норм взаимодействие становится сложным. В этой связи очевидна необходимость формирования базовых лингвистических знаний. В школе учащиеся овладевают нормами устной и письменной речи, тренируются в использовании языковых средств применительно к разным условиям общения в соответствии с целями и задачами коммуникации. При этом педагог-словесник должен помочь осмыслить требования к речи, объяснить теорию нормы, сформировать культурно-личностные умения. На этапе освоения русского языка языковая компетенция учащихся далека от совершенства: нередко они допускают ошибки, которые в том числе проявляются в ходе устного собеседования по предмету. Обозначенная проблема актуализирует тему настоящего исследования.
Степень разработанности научного вопроса. Проблема языковой компетенции школьников находилась в центре внимания крупных ученых: Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, И.Я. Зимней, А.А. Леонтьева, М.Н. Скаткина, И.С. Якиманской и др. Вопросы языкового развития учащихся рассматривались в методике не только в общем плане, но и в грамматическом (В.А. Добромысловым, Г.К. Лидман-Орловой, С.И. Львовым, Л.Ю. Максимовым, М.М. Разумовской, Л.А. Тростенцовой и др.); речеведческом (труды В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской и др.). Подготовка учащихся к экзаменам по русскому языку описана Б.Г. Ананьевым, В.М. Блиновым, Д.П. Горским, В.В. Давыдовой, Б.П. Есиповым, Л.Я. Зориной, A.B. Усовой и др.
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытно-эмпирическим путем эффективность педагогической работы, направленной на подготовку учащихся к устному собеседованию по русскому языку в системе школьного филологического образования.
Задачи исследования:
1) проанализировать современное состояние, проблемы и перспективы развития филологического образования в школе;
2) обобщить практику работы словесников по подготовке учащихся к устному собеседованию по русскому языку;
3) организовать и провести исследование готовности учащихся к устному собеседованию по русскому языку в системе школьного филологического образования;
4) описать собственную систему работы, направленную на подготовку учащихся к устному собеседованию по русскому языку в контексте школьного филологического образования.
Объект исследования – система школьного филологического образования.
Предмет исследования – процесс подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в системе школьного филологического образования.
Методологическую основу исследования составили основные положения и выводы педагогической теории о контроле и путях совершенствования проверки качества знаний учащихся (Ю.К. Бабанский, Г.И. Батурина, В.П. Беспалько, П.П. Блонский, И.Я. Лернер и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных представлений о системе работы российских педагогов по подготовке учащихся к устному собеседованию по русскому языку. Данная информация может быть использована для составления методических рекомендаций, адресованных завучам школ.
Практическая значимость исследования состоит в описании заданий, которые могут быть использованы словесникам при подготовке учащихся к устному собеседованию по русскому языку.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Филологическое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития
Филологическое образование играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Именно поэтому данному вопросу уделяется первостепенное внимание в школе. На справедливость наших выводов указывает содержание программ по русскому языку. Обратимся к нескольким документам. Так, в программе Л.В. Бугровой сказано, что освоение учебной дисциплины «рассматривается в предметной области «Русский язык и литература» как важнейшая составляющая часть единой образовательной области «Филология». В системе школьного образования русский язык имеет метапредметную функцию, являясь средством и способом обучения» [4, с. 3]. Как в курсе основного общего, так и среднего образования формируются навыки переработки информации, понимания устного и письменного сообщения, создания текстов. Все это создает предпосылки для внутреннего роста учащегося, обеспечивает его личностное развитие. Говоря иначе, филологическое образование рассматривается как инструмент, с помощью которого осуществляется проектирование траектории самоосуществления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Автохутдинова, О.Ф. Языковая неправильность речи: Плеоназм: практикум / О.Ф. Автохутдинова. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2017. – 76 с.
2) Антонова, Е.А. Речевое развитие школьников при изучении синтаксиса / Е.А. Антонова // Научный альманах. – 2016. – №2-2(16). – С. 31 - 34.
3) Ашурова, С.Д. Особенности культуры речи современных выпускников основной школы / С.Д. Ашурова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №2(75). – С. 456-459.
4) Бугрова, Л.В. Русский язык: рабочая программа: 10 – 11 классы: базовый и углублённый уровни / Л В. Бугрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 158 с.
5) Валикова, Т.В. Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества филологического образования в современной школе / Т.В. ВАликова // Методика преподавания иностранных языков: традиции и инновации: сб. науч. трудов. – Курск, 2018. – С. 112-118.
6) Власенков, А.И. Программы общеобразовательных организаций. Русский язык. 10 – 11 классы / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
7) Воителева, Т.М. Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10 - 11 классов: среднее общее образование / Т.М. Воителева, И.Н. Сухих. – М.: Академия, 2014. – 94 с.
8) Григорьева, Т.А. Современная молодежная речь / Т.А. Григорьева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 63-66.
9) Земзерева В.И. Тексты массмедиа на уроках русского / В.И. Земзерева // Русский язык в школе. – 2016. – № 6. – С. 26 - 29.
10) Зиновьева, Т.И. Готовность педагога к осуществлению филологического образования в поликультурной школе как социальный заказ / Т.И. Зиновьева // Текст культуры и культура текста: матер. междунар. педагог. форума. – СПб, 2017. – С. 283-288.
11) Исаева, С.А. Возможности использования текстов СМИ на уроках культуры речи / С.А. Исаева // Инновации в науке: пути развития: науч.-практ. конф. – Дзержинск, 2017. – С. 85 - 87.
12) Итоговое собеседование: методические материалы для подготовки и аттестации экспертов по проверке и оцениванию устных ответов участников государственной итоговой аттестации по русскому языку с использованием аудиозаписей / Сост. И.П. Цыбулько, Т.Н. Малышева. – М.: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2020. – 62 с.
13) Казанова, С.И. Проектная и исследовательская деятельность как одно из важных направлений в работе с одаренными детьми / С.И. Казанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5. – С. 346 - 350.
14) Качановская, Н.В. Социальные факторы в формировании коммуникативной компетенции современных подростков / Н.В. Качановская // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. – 2019. – №29. – С. 44-48.
15) Лекант, П.А. Состояние и перспективы развития филологического образования в России / П.А. Лекант // Педагогическое образование и наука. – 2012. – №11. – С. 4-6.
16) Лисицкая, Л.Г. Принцип коммуникативной целесообразности и традиционности в медиатексте / Л.Г. Лисицкая // Известия Саратовского университета. – 2010. – Т. 10. – № 3. – С. 28 - 32.
17) Луковская, С.Н. Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку / С.Н. Луковская // Инфоурок. – URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 29.04.2021).
18) Митрохина, А.С. К вопросу о необходимости формирования грамматической компетентности учащихся старших классов / А.С. Митрохина // Территория науки. – 2017. – №5. – С. 21 - 25.
19) Мурнаева, Л.И. Тенденции изменения лексических норм в современном русском языке / Л.И. Мурнаева // Университетские чтения: матер. науч.-метод. чтений. – Пятигорск: ПГУ, 2017. – С. 140 - 146.
20) Носкова, Н.Ю. Речевая культура школьников в контексте влияния современных массмедиа / Н.Ю. Носкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – №8(161). – С. 27-29.
21) Программа курса «Русский язык». 5 - 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – 3-е изд. – М.: Русское слово – учебник, 2020. – 80 с.
22) Пряхина, С.Д. Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах / С.Д. Пряхина // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 500-502.
23) Русский язык. 5 - 9 классы: рабочая программа / В.В. Бабайцева и др. – М.: Дрофа, 2017. – 126 с.
24) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
25) Семенова, Е.Н. Система подготовки к ОГЭ (из опыта работы) / Е.Н. Семенова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 4(6). – С. 243-246.
26) Трофимова, О.В. Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку / О.В. Трофимова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. – Т.12. – №6. – С. 103-109.
27) Фильчукова, Т.И. Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку // Академия развития творчества. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/11961 (дата обращения: 30.04.2021).
28) Чевтаева, И.Б. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство повышения качества образования / И.Б. Чевтаева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4(10). – С. 93 - 98.
29) Челышев, Е.П. Судьба культуры и путь России / Е.П. Челышева // Пространство и Время. – 2010. – № 1. – С. 8-17.
30) Юминова, Е.В. Ищем и исправляем грамматические ошибки. Система упражнений / Е.В. Юминова // Русский язык. – 2018. – № 4. – С. 11 - 19.