Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тип «лишнего человека» — один из своеобразнейших и значительнейших в русской литературе. Тем не менее до сих пор нет единого мнения о его историко-литературном, художественно-эстетическом содержании и значении. В полной мере это относится и к родоначальнику «лишних людей» — Онегину.
«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей. Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом. Общие признаки «Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов.
Споры о романе «Евгений Онегин» начались еще при жизни Пушкина и продолжаются по сию пору. При этом не может не поражать амплитуда колебаний в оценках Онегина как характер, а и типа. Это и лучший представитель русского дворянского общества 20—30-х годов — и пустой фат, светское ничтожество; пародия на байронического героя — и самобытный русский национальный характер; классически выраженный тип «лишнего человека» — и в то же время оппозиционер, больше того — почти декабрист и т. д.
Прослеживая историю этих мнений, нельзя не заметить, что в основе их — два различных подхода. Первый теперь бы назвали конкретно-историческим, второй — типологическим.
Наиболее же плодотворными оказывались суждения, основанные на более или менее органическом сочетании обоих подходов.
О единстве конкретно-исторического и типологического изучения романа Пушкина и его центрального героя можно с полным основанием говорить применительно к статьям Белинского. Во многом объединяя образы Онегина, Печорина к «героев времени», критик внимательнейшим образом исследовал их конкретно-историческое, социально-психологическое, художественно-эстетическое своеобразие.
«Лишние люди» в русской литературе 19 века представляли собой героев, способных видеть пороки современного общества, но не знающих, как противостоять им. Они осознают проблемы окружающего мира. Но, увы, слишком пассивны для того, чтобы что-то поменять. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива. Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью. Причины появления «лишних людей» в русской литературе кроются в возникновении в обществе нового типа человека, не принятого обществом и не принявшего его. Подобная личность выделяется из общей массы, а потому вызывает недоумение и раздражение.
Цель исследования – изучить проблему «лишнего человека» в романе «Евгений Онегин».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить «лишнего человека» как литературный тип;
• Охарактеризовать роман «Евгений Онегин»;
• Проанализировать образ Евгения Онегина как воплощение «лишнего человека».
Объект исследования: образ «лишнего человека» в литературе.
Предмет исследования: роман «Евгений Онегин».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. «Лишний человек» как литературный тип
Лишний человек — литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.
Принадлежа к высшим классам общества, лишний человек отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество, но, не имея перспективы иной самореализации, в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К типичным чертам лишнего человека относятся «душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность».
Название «лишний человек» закрепилось за типом разочарованного русского дворянина после публикации в 1850 году повести Тургенева «Дневник лишнего человека». Наиболее ранние и классические примеры — Евгений Онегин А. С. Пушкина, Чацкий из «Горя от ума», Печорин М.Ю. Лермонтова — восходят к байроническому герою эпохи романтизма, к Рене Шатобриана и Адольфу Констана. Дальнейшую эволюцию типа представляют герценский Бельтов («Кто виноват?») и герои ранних произведений Тургенева (Рудин, Лаврецкий, Чулкатурин).
«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей .
Разочарованный «странный» человек является любимым героем литературы первой половины XIX века. В галерею «странных», а затем «лишних» людей входят герои таких повестей и романов как «Рыцарь нашего времени» Н.M. Карамзина, «Российский Вертер» М.В. Сушкова, «Странный человек» В.Ф. Одоевского, «Несколько мгновений из жизни графа» И.В.Станкевича, «Маскарад» II.В. Павлова, и тем более «Горе от ума» A.C. Грибоедова, «Евгений Онегин» A.C. Пушкина, «Герой нашего времени» M.IO. Лермонтова.
Актуальной проблемой современного литературоведения остается изучение типов героя, повторяющихся в разные периоды творчества одного писателя, а также в национальной словесности того или иного периода, и в определенной мере за счет меж- и кросс-культурной коммуникации в мировой литературе. Вполне закономерно, что, когда речь заходит «о типе персонажа нас интересуют не эстетическое достоинство созданного литературного образа, а нравственно-психологическая доминанта, объединяющая ряд персонажей», созданных разными авторами, в том числе разные эпохи и на разных континентах.
Одним из таких типов стал образ "лишнего человека", возникший в русской литературе и распространившийся по всему цивилизованному и не очень цивилизованному миру. Этот герой, одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший общество, не был только плодом литературной фантазии.
Он стал своеобразным болезненным явлением в жизни общества, вызванным кризисом всей социальной системы. Специально заметим, что, начиная с XIX столетия, образ «лишнего человека» надолго стал предметом исследования не только русских, но и многих европейских писателей.
В русской литературе этот образ представлен очень разнообразно.
"Лишними людьми" можно назвать, например, романтических героев А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Это – страстные, бунтующие натуры, которые мучаются своей двойственностью. Они не выносят зависимости, но при этом понимают, что их несвобода – явление духовное, она внутри них .
Образ "лишнего человека", возникший в русской литературе, вышел за рамки художественных произведений, став самостоятельным культурным явлением, что не могло не отразиться и на литературном творчестве писателей других стран. Так, например, тема "лишнего человека" стала активно развиваться в отечественной литературе, но уже в XX, а не в XIX веке, например, в творчестве Алексея Иванова, в частности в романах «Географ глобус пропил» и «Ненастье».
На наш взгляд, данную тему до сих пор нельзя назвать полностью изученной, несмотря на большое количество исследователей, рассматривавших ее в своих трудах. Термин "лишний человек" вошел во всеобщее употребление после появления «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева (1850). Однако данный образ сложился гораздо раньше. К "лишним людям" можно отнести Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Онегина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), Печорина («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Бельтова («Кто виноват?» А.И. Герцена).
На рубеже 50-60-х гг. XIX века революционные демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов выступали с резкой критикой "лишних людей", их нерешительности и пассивности. Вместе с тем, они сводили содержание проблемы "лишнего человека" исключительно к теме либерализма, что не может считаться правомерным. В дальнейшем с переоценкой
Список использованной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахматова А.А. «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина. Временник, 1. М.-Л., 1936.
2. Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина: М.: Изд-во МГУ, 1988.—206 с.
3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи восьмая и девятая. – Полн. собр. соч., т. VII. М., 1955.
4. Белинский, В.Г. Сочинения Александра Пушкина / В.Г. Белинский. – М., 2000.
5. Беляев Д.А. Специфика имплицитного бытования идеи сверхчеловека в отечественной культуре XIX века // Аналитика культурологии. Тамбов. 2011. № 21. С. 146 - 149.
6. Беляев Д.А. Философско - поэтическая экспликация Üntermensch Ф. Ницше: к вопросу о реконструкции понимания // Философская антропология. М.: 2015. Т. 1. № 2. С. 69 - 84.
7. Беляев Д.А., Строкова А.В. Философские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова: пролегомены к ницшеанству и идее сверхчеловека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2016. № 11 - 1 (73). C. 27 - 29
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Спб.: Специальная литература. 1996.
9. Благой Д.Д. «Евгений Онегин». – В кн.: Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. Т. IV. М., 1960.
10. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.
11. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1978.
12. Бонди С.М. Примечания и объяснительные статьи в кн. : Пушкин А.С. «Евгений Онегин». М. – Л., Детгиз, 1936; М., Детгиз, 1957; М., Детгиз, 1964.
13. Бочаров С. Форма плана. – «Вопросы литературы», 1967, № 12.
14. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
15. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина. Пособие для учителя. М., 1964.
16. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941.
17. Винокур Г.О. Наследство XVIII в. в стихотворном языке Пушкина. – В кн.: Винокур Г.О. Избр. работы по русскому языку. М., 1959.
18. Винокур Г.О. Слово и стих в «Евгении Онегине». – В кн.: Пушкин. Сб. статей. М., 1941.
19. Галерея лишних людей в русской литературе 19 века // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 2(20) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf
20. Герцен А.И. Лишние люди и желчевики // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 14: Статьи из «Колокола» и другие произведения 1859-1860 годов. М., 1958.
21. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: Гос. издат. худ. лит., 1957. — 416 с.
22. Данилова Е.А. Типологическое изучение персонажей (на материале русской литературы XVIII-XIX веков): автореферат дис. канд. филол. наук: 10.01.08. М., 2015.
23. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 288 с.
24. Каминский, В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца 19 века / В.И. Каминский. – СПб., 2000.
25. Мейлах Б.С. «Евгений Онегин». – В кн.: Пушкин. Итоги и проблемы изучения. М.-Л., 1966.
26. Никольский Е.В. Проблема лишнего человека в романе Алексея Иванова «Ненастье» // Пушкинские чтения-2016. СПб. (Царское село), 2016. С. 128-137.