Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время в мире существует большое количество государств, которые имеют свои личные традиции, особенности, порядки и нормы. Однако каждая страна всегда носит ряд общих признаков, которые, в свою очередь, закрепляют за ними определенный статус, а также положение на мировой арене. Как правило, одним из основных признаков для каждого государства является суверенитет, закрепленный в правовой терминологии с давних времен.
Практическая задача сохранения суверенитета, а значит и мира, вновь актуализирует теоретические аспекты одного из основных признаков государства. Суверенитет в современном понимании – особый правовой характер государственной власти, благодаря которому она является высшей и независимой. Государственный суверенитет остается важнейшей характеристикой государственной власти, отображающей верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема государственного суверенитета является на настоящий момент одной из наиболее дискуссионных как в отечественном, так и зарубежном праве, что непосредственно обусловлено происходящим в мире разнонаправленным процессом фрагментации и глобализации и неоднозначностью интерпретации термина «суверенитет».
Полигранность понятия «суверенитет» позволяет автономиям, субъектам федерации и муниципальным образованиям претендовать на его часть и говорить о делимости (дроблении) или об ограничении суверенитета государства. В результате этого, правовые вопросы разграничения предметов ведения начинают сводиться к политическому торгу между государством и его составными частями. Суверенитет перестает быть юридическим критерием государственности (показателем верховенства государства внутри страны и независимости на международной арене). Он приобретает характер политического лозунга, используемого политической элитой в борьбе за власть. Это в свою очередь позволяет утверждать, что анализ вопросов, связанных с пониманием государственного суверенитета как политико-правовой категории, представляется весьма актуальным.
Проблема государственного суверенитета имеет давнюю, историю осмысления, различные аспекты этого вопроса всегда привлекали внимание и отечественных, и зарубежных мыслителей, правоведов, политологов, философов.
В-частности, определенные аспекты концепции; суверенитета были отражены в трудах классиков отечественной и зарубежной политико-правовой мысли, таких как: H. H. Алексеев, Аристотель, Ж. Боден, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, Н. М. Коркунов, Н. И. Лазаревский и др.
Широкий комплексный анализ категории суверенитета и государственного устройства был дан в работах советских и российских ученых, таких как: С. А. Авакьян, К. В. Арановский, М.В. Баглай, И.Н. Барциц, Л. Ф. Болтенкова, Н.В. Варламова, А. Б. Венгеров, И. А. Конюхова, Б. С. Крылов, O. E. Кутафин, Э.Л. Кузьмин, Б.М. Лазарев, И. Д. Левин, А.И. Лепешкин, Г. В. Мальцев, Н.И. Матузов, М.Н. Марченко, JI. A. Морозова, B. C. Нерсесянц, Н. Б. Пастухова, A. B. Прохоров, JI. Ю. Черняк, В. Е. Чиркин, B. C. Шевцов, Д. В. Шумков, B. C. Эбзеев и др.
Исследования проблем государства и его суверенитета в рамках происходящих процессов глобализации и интеграции находят отражение в работах Р. У. Айбазова, С.Н. Бабурина, О. В. Братимова, Н. И. Грачева, С. М. Грохальски, М. Г. Делягина, В. Д. Зорькина, И. В. Левакина, М. Н. Марченко, О.М. Мещеряковой, A. A. Моисеева, B. C. Нерсесянца, Н. Б. Пастуховой, A. B. Сеидова и др.
Тенденции развития государства и суверенитета в условиях глобализации и интеграции находят освещение в работах таких зарубежных исследователей, как: Дж. А. Эгнью, Е. Баадер, Б. Бади, М. К. Бейтсон, Л. Бриттан, А. Кэри, Г. Кларк, П. Гилл, Дж. Грубе, М. Физерстоун, М. Фаулер, Дж.Х. Франклин, М. Фрицлер, Д. Хелд, Э. Макгрю, С. Хоуб, Х. Х. Хофман, Е. Кофман, С. Д. Краснер, Ж. Крейжен, В. Лейснер, Г. Мока, В. Морис, М. Ньюман, Д. Филпотт, Р. Робертсон, Л. Р. Симмонс, У. Шлиески, С. Суини, Л.Б. Сон, Е. Штайндорф, М. Уотерс, Р. Уотс и др.
Несмотря на достаточно большой объем работ, посвященных данной тематике, необходим комплексный подход к исследованию проблемы суверенитета государства.
Целью исследования является изучение понятия, видов и признаков государственного суверенитета.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать понятие «суверенитет» как политико-правовую категорию.
– рассмотреть государственный суверенитет как один из признаков государства;
– проанализировать механизм обеспечения государственного суверенитета.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, международного права. Также были использованы научные статьи из периодической печати, посвященные проблемам государственного суверенитета.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, источников и использованной литературы.
1. «СУВЕРЕНИТЕТ» КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
В настоящее время понятие государственного суверенитета как одного из основных признаков государства находится в поле научного дискурса.
Появление концепции государственного суверенитета большинство исследователей относит ко времени формирования национальных государств на территории Западной Европы в XVI веке . Термин «государственный суверенитет» в истории формулировался не совсем четко, потому как вид суверенитета имеет прочную связь с внутриполитической сферой государства на различных исторических этапах. Под прямым воздействием теории общественного договора категория независимости используется для описания людей как источника (формы) государственной власти .
Некоторые исследователи указывают, что юридические формулировки, текст которых может использоваться достаточно широко, могут включать в себя исторические формы существования социальных и правовых институтов . Разностороннее изучение суверенитета дает возможность глубже понять концепцию независимости страны. С формированием учения, в котором государство юридически ограничено конституцией, допустимо раскрывать суверенитет как конституционно-правовое понятие.
Идея суверенитета (от фр. souverainete – верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) – верховенство и независимость власти возникла еще в позднем Средневековье. При этом «различают государственный суверенитет, как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях.
Термин «суверенитет» в государственно-правовом смысле был впервые введен во Франции в XVI веке Жаном Боденом (1530–1596), который определял суверенитет как верховенство и независимость его единственного носителя – монарха» . Именно в позднем Средневековье многие мыслители Западной Европы, особенно Англии, Франции, Голландии и некоторых других развитых стран, начали анализировать проблемы государственности, в частности, различные стороны верховной власти.
Жан Боден, будучи дальновидным и образованным для своего времени человеком, написал книгу, которая называется «Шесть книг о республике». Ее издали в Париже в 1576 г. Французский мыслитель считал, что суверенитет есть абсолютная и постоянная власть, «которую римляне называли величием (достоинством), означающим высшую власть повелевать» .
Таким образом, согласно Бодену, получается, что абсолютность суверенитета возможна только в том случае, когда суверенная власть практически не имеет никаких ограничений никогда и ни при каких объективных или субъективных обстоятельствах. Суверенная власть в таком случае должна во всех отношениях при необходимости показывать свое максимальное могущество. Разумеется, что, например, молодые государства Южного Кавказа – Абхазия и Южная Осетия в силу многих объективных причин пока не могут показать суверенную власть. Не могут показать такую суверенную власть и десятки других, слабых в экономическом, военном, политическом отношении государств, например, Королевство Бутан, Республика Бурунди, Республика Буркина-Фасо, Республика Камерун и многие другие. Поясним: многие государства, как и перечисленные, являются членами Организации Объединенных Наций и даже некоторые из них являются многомиллионными, как Буркина-Фасо или Камерун . Однако
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Законы и иные нормативные акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года, 14 марта 2020 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1, 2; 2014. № 6. Ст. 548; Российская газета. 2020. 4 июля.
3. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 года № Пр-2976) // Российская газета. 2014. 30 декабря.
4. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
Научные статьи
5. Бялт В. С., Талянин В. В. Государственный суверенитет как политико-правовая категория // Юридическая наука как основа формирования правовой культуры современного человека: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 15-20.
6. Галушко Д. В. Развитие концепции суверенитета государств в условиях членства в международных организациях // Северо-Кавказский юридический вестник. 2020. № 1. С. 39-43.
7. Дзидзоев В. Д. Суверенитет как отличительный признак государства // Юридический вестник ДГУ. 2020. Т. 35. № 3. С. 19-24.
8. Еникеев А. А., Шаповалов А. В. Юридическая и философская герменевтика: сравнительный анализ // Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 104-108.
9. Казахецян Г. О. Государственный суверенитет: актуальные проблемы // Эпомен. 2020. № 43. С. 39-43.
10. Красинский В. В. Конституционно-правовое регулирование защиты государственного суверенитета в зарубежных странах // Современное право. 2016. № 3. С. 122-128.
11. Лазарев М. И. «Теория компетенции» - апология военных баз США на чужих территориях // Правоведение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. № 1. С. 126-134.
12. Мирошник С. В. К вопросу о государственном суверенитете // Северо-Кавказский юридический вестник. 2020. № 2. С. 62-67.
13. Михневич А. В., Гриценко А. Утерянная возможность гарантировать restitutio in integrum или напоминание Совету Европы о суверенитете России? // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 3-2. С. 165-169.
14. Мовсесян Г. А., Рожнов А. А. Укрепление государственного суверенитета в условиях глобализации: проблемы и пути решения // Modern Science. 2020. № 5-2. С. 160-165.
15. Морозова Л. А. Современное прочтение теории государственного суверенитета // Государство и право. 2017. № 2. С. 53-59.
16. Павлова С. В. Эволюция идеи государственного суверенитета // Проблемы защиты прав: история и современность: материалы XIV международной научно-практической конференции; отв. редактор Е.Б. Гоголевская. 2020. С. 16-20.
17. Попович Д. Е., Тарасенко Н. Г. Развитие государственного суверенитета в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6-3 (45). С. 159-162.
18. Талапина Э. В. Государственный суверенитет в информационном пространстве: новые задачи права // Государство и право. 2019. № 5. С. 60-67.
Учебники, учебные пособия
19. Бирюков П. Н. Международное право. М.: Юрайт, 2013. 821 c.
20. Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности (к вопросу о дискуссии по проблемам суверенитета): лекция; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2007. 78 с.
21. Гущина Л. И., Дашин А. В., Ембулаева Н. Ю. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / Отв. ред. Е. В. Епифанова. Краснодар, 2017. 350 c.
22. Комментарий к Конституции Российской Федерации / А. И. Абрамова, А. Б. Агапов, Е. Г. Азарова, Л. В. Андриченко и др.; редкол.: М. Я. Булошников, Б. С. Крылов, А. В. Мицкевич, Л. А. Окуньков, (гл. ред.), А. С. Пиголкин, А. Е. Постников. М.: БЕК, 1996. 664 c.
23. Левин Д. Б. Основные проблемы современного международного права / Под ред. Д. А. Гайдукова. М.: Госюриздат, 1958. 275 с.
24. Манелис Б. Л. Проблема суверенитета и ее значение в современных условиях. Ташкент: Наука, 1964. 306 с.
25. Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. М.: «Научная книга», 2006. 246 с.
26. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В. И. Бородулина и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 909 с.
27. Оппенгейм Л. Международное право: Мир. Перевод с английского. Т. 1: Полут. 1 / Под ред.: С. Б. Крылов (Предисл.); Пер.: Г. М. Лаутерпахт. М.: Иностр. лит., 1948. 407 c.
28. Палиенко Н. К. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. М.: Книга по Требованию, 2011. 606 с.
29. Тузмухамедов Р. А. Национальный суверенитет. М.: Изд-во ИМО, 1963. 215 c.
30. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. М.: ИМО, 1963. 271 с.
31. Юридическая энциклопедия / Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. М.: Юринформцентр, 2001. 971 с.
Интернет-источники
32. Эксперты: поправки в Конституцию РФ укрепят суверенитет страны: РИА Новости 19 февраля 2020 // https://ria.ru/20200219/1564979026.html (дата обращения: 12.04.2021).
33. Лавров: примат конституции над международным правом не является уникальной ситуацией: ТАСС 16 января 2020 // https://tass.ru/politika/7534303 (дата обращения: 12.04.2021).
34. Суверенитет // https://interlaws.ru/suverenitet/ (дата обращения: 12.04.2021).