Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Умственная отсталость – группа различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития
Синонимами умственной отсталости являются такие понятия как «общее психическое недоразвитие», «психическое недоразвитие», «олигофрения». По мнению некоторых современных авторов, понятие «умственная отсталость» более широкое, чем часто использовавшийся ранее термин «олигофрения». Под олигофренией обычно понимают дефект, ограниченный в первую очередь сферой интеллекта. Термин «умственная отсталость» стал все более общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, постепенно заменив термин «олигофрения». Многих детей с отклонениями в области мышления так и называют «умственно отсталым».
В одних случаях умственная отсталость не устанавливается много лет, и только тогда, когда ребенок начинает ходить в школу, у него обнаруживаются определенные недостатки. Поэтому так важно именно перед поступлением в школу проходить медицинские осмотры для выявления каких- либо отклонений. В других случаях она проявляется гораздо тяжелее, и уже во время родов у ребенка бывают отмечены особенности, указывающие на его психическую инвалидность, как например, при синдроме Дауна, когда возникают врожденные пороки развития, которые легко отождествляются с этим заболеванием. Так многие врачи, выявив сразу после рождения отклонения, могут больше помочь таком ребенку, предотвратив тем самым многие тяжелые заболевания. И с первых же минут начинают лечение, тем самым помогая родителям таких детишек настраиваться на «тропу лечения». Различные заболевания должны выявляться на первых минутах жизни, так как от этого зачастую зависит жизнь ребенка.
В тех или других случаях умственная отсталость ребенка — это всегда тяжелое испытание для родителей. Все же лучше всего как можно раньше примириться с действительностью, чтобы раньше суметь предоставить ребенку необходимую поддержку. Как правило таких детей необходимо очень серьезно лечить, уделять им должный уход. Поддержка родителей очень важна. Так как только постоянное присутствие, забота, любовь и внимание помогает таким детям быстрее адаптироваться в обществе. Многие родители, узнав еще в родильных домах о таком заболевании своего ребенка в силу различных обстоятельств отказываются от них.
По данным Всемирной организации здравоохранения, а также ряда отечественных и зарубежных авторов, показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения. В регионах, где имеет место воздействие эко патогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мальчиками и девочками не наблюдается.
Цель – на основе анализа научной литературы обобщить и систематизировать представления о функциональных возможных клинических и психологических методов исследования в системе комплексного сопровождения обучающихся с умственной отсталостью. Объект исследования – методы исследования детей и подростков с умственной отсталостью. Предмет исследования – показатели и критерии нормативности и не нормативности развития детей и подростков с умственной отсталостью. Задачи: - изучить имеющиеся представления о причинах и особенностях отклоняющегося развития детей и подростков с умственной отсталостью; - проанализировать основные технологии и средства клинической диагностики; - систематизировать основные методы и средства психодиагностики в комплексном сопровождении обучающихся с умственной отсталостью. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. Умственно отсталые дети и подростки
1.1 Дети и подростки с умственной отсталостью как субъект психолого-педагогического сопровождения
В образовательном процессе одно из главных мест занимают психическое здоровье учеников, индивидуальные образовательные программы, также создание психологически безопасной и комфортной обучающей среды. Все это безусловно помогает на начальном этапе выявить отклонения в здоровье у школьников. Ведь прежде всего при обследовании ребенка, можно сразу на начальных этапах заметить некоторые изменения, отклонения от нормы. Все это в комплексном своем развитии поможет адаптироваться в обществе родителям и детям.
Поэтому в современном мире, развитие системы образования возникает в потребности организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, как на высоком уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения. В каждой общеобразовательной школе должен находиться квалифицированный психолог, который в случае какого- либо конфликта или проблемы, связанной с детьми с отклонениями, он мог помочь. Очень важно, уделять должное внимание такому аспекту, как подбор кадров. Ведь очень важно, как будут преподавать предмет, как находить общий язык с детьми. От этого зависит напрямую адаптированность к школе, к сверстникам, к школе в общем. Так как стены заведения для таких детей являются чем-то новым, пугающим. И тут психолог должен помочь ребенку найти свое место в этом огромном пространстве и не дать испугаться. Психологи должны быть постоянно рядом с ними. Чтобы как можно быстрее и безболезненно влиться в эту среду. Конечно нет такого, чтобы все проходило гладко, на это не стоит акцентироваться. Главное, чтобы и ребенок, и родители знали, что в любой трудный момент он не останется без помощи. Все такие нюансы они по ходу обучения решаются.
Они меньше усваивают учебный материал, хуже реагируют в учебном процессе на те или иные команды. Их логика не так точна, как у здоровых детей, внимательность рассеянна.
У детей из этой категории страдают не только психические функции, но и эмоции, воля, поведение, некоторых случаях физическое развитие. Наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к анализу, сравнению и обобщению. Все это накладывает отпечаток в образовательном процессе, где ребенок должен осмысливать все действия, правильно. Многие дети попросту не понимают, что говорит и объясняет учитель на уроке и что в конечном итоге от него хотят.
У детей с умственной отсталостью прежде всего происходят проблемы с речью, с какими-либо действиями, направленные на ту или иную деятельность в образовательном процессе. Такие дети часто очень тяжело воспринимают информацию, не понимая, что конкретно от них требуется.
В первую очередь, с такими детьми необходимо прорабатывать разговорную речь, приспосабливая их к окружающим. Чтобы они вполне сносно могли изъясняться и понимать.
Так как у таких особенных детей больше всего нарушено мышление, то есть если им задают какой-либо вопрос, они не смогут в полной мере на них ответить. Поэтому при задавании вопросов, следует учитывать сложность данного материала. И для них выстраивать некий алгоритм, который поможет сориентироваться школьнику с умственной отсталостью с учебным процессом.
Еще одна сложность заключается в понимании сказанных слов, фраз. В целом мышление ребенка с ИН характеризуется конкретностью, не критичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). То есть можно сказать, что таким детям нельзя давать несколько заданий одновременно. Только что-то одно. Здесь можно пояснить, что ребенок, делая одно задание не сможет быстро переключиться на другое. Ему необходимо время для понимания того, что требуется от
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К.С.Лебединской. – М., 2012.
2.Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: Система основных понятий. – М.: МГОПИ –“Альфа”, 2015.
3.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: УРАО,2009.
4.Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
5.Бурменская Г.В. с соавт. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: МГУ, 2015.
6.Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгарт Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
7.Забрамная С.Д. Психолого педагогическая диагностика умственного развития детей. 2-е изд. – М.: Просвещение – Владос, 2015.
8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина,2013.
8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: МГУ, 2000.
9.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: Фолиум, 2013.
10.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
11.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М. Семаго. – М.: Аркти, 2019.
12.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Аркти, 2000.