Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: развитие мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из главных проблем современной школы. Ее значимость обусловлена новаторством содержания обучения, постановкой задач развития у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, создания у них активной жизненной позиции и рядом других, не менее значимых и важных причин.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из главных требований к результатам школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность, а главное способность к дальнейшему саморазвитию и обучению.
Именно поэтому в педагогическом процессе очень важно определить общую стратегию и ход работы в развитии мотивации и делать это необходимо с самого раннего школьного возраста. Изучение мотивации - это выявление ее настоящего уровня и вероятных перспектив развития у каждого ученика и класса. Итог исследования становятся основой для планирования процесса последующего формирования знаний и умений у учеников.
При изучении мотивации у каждого школьника надо обнаружить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (мотивы, стремление учиться), эмоциональной и волевой сферы (переживания в процессе учения, цели в ходе учения). Для каждого ученика хорошо бы иметь оправданный план развития его мотивации.
Развивать мотивацию - следовательно не заложить готовые цели и мотивы в голову школьника, а поставить его в такие ситуации и условия создания активности, где бы необходимые цели и мотивы развивались и складывались бы в контексте и с учетом прошлого опыта, внутренних устремлений самого ученика, индивидуальности.
Объект: мотивация учебной деятельности
Предмет исследования: особенности развития мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить особенности развития мотивации учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования в теоретическом плане состоит в том, что развитие учебной мотивации младших школьников может быть обусловлено использованием эффективных развивающих методик; в эмпирическом плане - развитие учебной мотивации детей младшего школьного возраста может быть обусловлено гендерными особенностями и особенностями познавательной сферы ребенка.
Для достижения же этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «учебная мотивация» и описать ее виды.
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста и определить особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
3. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик, предназначенных для изучения видов учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
4. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования особенностей развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
5. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме;
Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение. В качестве диагностик были использованы методики: диагностика учебной мотивации младших школьников «Лесенка побуждений» (автор Н.В.Елфимова), диагностика направленности учебной мотивации (автор Т. Д. Дубовицкая ); анкета «мотивы учебной деятельности» (автор)
Методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе IBМ SPSS Statistics 19 и MS Excel 2010.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятий «учебная мотивация» и её виды
Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации к этому виду деятельности. С давнего времени большое значение как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики придавалось мотивации как ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний, опыта, считали ее главной движущей силой. Были сделаны попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те далекие времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.
Мотивация (от латинского глагола moveo - двигаю) - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Первым, кто использовал этот термин, был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). В современном мире существует огромное количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие явления, как потребность, нужда, мотив, мотивация, интересы, склонности, что часто затрудняет однозначное понимание этого термина. Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, желания, эмоции, отношения, идеалы и т. д. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».
Идея мотивации возникает при попытке объяснить, а не описывать поведение. Это поиск ответов на такие вопросы, как «почему?», «зачем?», «С какой целью?», «Для чего?», «В чем смысл?». Обнаружение и описание причин стабильных поведенческих изменений - это ответ на вопрос о мотивации содержащихся в нем действий.
Первые психологические теории мотивации считаются возникшими в XVII-XVIII веках:
1. Теория принятия решений, объясняющая на рационалистической основе поведение человека;
2. Теория автомата, объясняющая поведение животного на иррациональной основе.
Происхождение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. и одним из главных моментов этой теории была доктрина рефлекса. Во второй половине XIX века, когда появилась эволюционная теория Чарльза Дарвина, существовали предпосылки пересмотреть некоторые взгляды на механизмы человеческого поведения.
Теория, разработанная Дарвином, позволила преодолеть антагонизмы, разделяющие взгляды на природу человека и животных как два явления реальности, несовместимые в анатомических, физиологических и психологических аспектах. Чарльз Дарвин был первым, кто обратил внимание на то, что люди и животные имеют довольно много общих потребностей и поведения, а именно эмоциональные выразительные выражения и инстинкты.
Под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина в психологии началось активное изучение интеллектуальных форм поведения у животных (В. Келлер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, В. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований концепция потребностей изменилась.
В развитии научных взглядов понятие «потребность» стало использоваться для объяснения человеческого поведения. Одним из первых проявлений такой крайней точки зрения на поведение человека были теории инстинктов З. Фрейда и В. Магдугалла, предложенных в начале девятнадцатого века, и ставшие самыми популярными в первой половине XX века. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл сводили все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.
В теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессии. Разработанные этими учеными теории инстинктов не могли ответить на многие вопросы и не могли решить ряд проблем.
В 20-е годы двадцатого века теорию инстинктов заменила концепция, в которой все человеческое поведение объяснялось наличием биологических потребностей. Эта концепция предполагает, что люди и животные имеют общие органические потребности, которые оказывают одинаковое влияние на поведение.
В дополнение к теориям биологических потребностей человека, врожденным инстинктам и склонностям, в начале 20-го века возникли два новых направления (табл. 1). Их формирование во многом было связано с открытиями И. П. Павлова.
Таблица 1
Новые направления биологических потребностей человека
Теория Поведенческая (бихевиористская) теория мотивации Теория высшей нервной деятельности
На чем основана - логическое продолжение идей Д. Уотсона - основана на трудах И.П.Павлова
Представители - Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер – пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул – реакция». - Н. А. Бернштейн – автор теории психофизиологической регуляции движений;
- П. К. Анохин, предложил модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта;
- Е. Н. Соколов - открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
Более популярной была мотивационная концепция Г. Мюррея. Американский исследователь предложил список вторичных потребностей, связанных с инстинктом подобных влечений в результате образования и воспитания, а именно потребностей:
достижения успеха,
аффиляции,
агрессии,
потребности независимости,
противодействия,
уважения,
унижения,
защиты,
господства,
привлечения внимания,
избегания вредных воздействий,
избежания сбоев, покровительства,
порядка,
игры,
неприятия,
понимания и осмысления,
сексуальных отношений,
помощи,
взаимного понимания [19].
Исследования отечественных психологов, таких как А.Н. Леонтьев, А.Н. Смирнова, А.А. Истомина и др., показывают, что проблема образовательной мотивации изучается в нескольких направлениях: развитие мотивов учебной деятельности; типы учебных мотивов; факторы, которые способствуют развитию мотивации. Согласно Л.И. Божович суть мотивации - это сочетание мотивов, которые определяют эту деятельность. Мотивация - это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации [15].
Мотивация - это процесс реализации мотивов. Одним из наиболее важных этапов развития личности является формирование мотивов достижения.
Мотив - это движение.
Мотив - это высшая форма мотивации для деятельности, взаимодействия людей между собой, а также с окружающим миром.
Одним из видов мотивации, определяющих креативное, упреждающее отношение человека к делу, является мотивация достижения, которая направлена на максимально возможное выполнение любого вида деятельности и направлена на достижение лучшего результата. Мотивация к достижению проявляется в стремлении субъекта приложить усилия и достичь, пожалуй, лучших результатов в этой области, которые он считает важными.
Мотив достижения в качестве стабильной характеристики личности был впервые определен Г. Мюррей и понимался, как постоянное стремление сделать что-то быстро и хорошо, чтобы достичь определенного уровня в любом деле. На этом процесс исследования данного мотива не остановился, и ученые, такие как Д. Макклелланд и Х. Хекхаузен, определили две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и желание избежать неудачи. Мотив достижения в этом случае показывает, насколько человек стремится увеличить уровень своих возможностей.
В отечественной психологии мотивацию достижения и тесно связанную тему уровня потребностей исследовали следующие специалисты: М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Пейли и многие другие. О существовании потребности, по словам Г. Мюррея, можно судить на основе: 1) эффекта или результата поведения;
2) способа осуществления поведения;
3) избирательности внимание или ответа на определенный тип стимула;
4) выражения особой эмоции или воздействия;
5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворенности, если эффект не достигается [11].
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успех человеческой деятельности определяется тремя факторами:
сила мотивации (стремление к успеху),
наличие в системе ценностей человека ценностей достижения,
овладение необходимыми навыками и способностями.
Разнообразие мотивов человеческой деятельности определяется разнообразием комбинаций, которые формируются разными мыслями и чувствами человека. «Чем больше у вас интерес к любому делу, тем сильнее ваше желание хорошо выполнять эту работу» [45].
У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив для успеха и мотив для избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависит от того, доминирует ли в нем мотивация достижения успеха или мотивация избегать неудач. Известно, что люди, которые имеют преобладающее желание добиться успеха, достигают в жизни больше, чем те, у кого мало или вообще нет выражения. Рассмотрим данные аспекты мотивации более подробно, с точки зрения Н. И. Конюхова (табл. 2) [58]:
Таблица 2
Мотивация достижения и избегания неудач по Н. И. Конюхову
Мотивация достижения Мотивация избегания неудачи
- выработанный в психике механизм - выработанный в психике механизм
достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха». - отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь планируемого результата избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. - главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения.
По мнению Х. Хехаузена, мотивация к достижению - попытка увеличить или поддерживать как можно более высокие способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут применяться критерии успеха, и когда выполнение такой деятельности может привести к успеху или отказ. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, полученный из-за собственных характеристик человека, а именно: добиться успеха или избежать неудачи. Это подталкивает людей к «естественному» результату серии взаимосвязанных действий. Он предполагает четкую последовательность серии действий, созданных один за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [101].
Х. Хекхаузен считал, что эта характеристика мотивации для достижения важна, поскольку цепочка действий, направленных на достижение цели, может быть прервана на какое-то время - от месяца до нескольких лет. Кроме того, важной характеристикой мотивации для достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванной профессии.
Таким образом, «существующие структуры создаются в течение длительного времени, начиная с основных, вторичных и связанных с ними видов деятельности, которые приводят к достижению целого ряда основных, хотя и очень отдаленных, «подцелей». Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепочки действий. Эти временные рамки серии действий и отличают мотивацию к достижению от множества других мотивов» [10].
По мнению Г. Мюррея, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнить что-то трудное; управлять, манипулировать, организовывать против физических объектов, людей или идей; делать это как можно быстрее
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богус, М. Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся [Текст] / М. Б. Богус // Начальная школа. – 2010. - №4. – С. 6-8.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
3. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2006. – 288 с. 17.
4. Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения: 11.02.2017)
5. Брунчукова, Н. М. Использование игр-телепередач на уроках математики [Текст] / Н. М. Бурунчукова // Начальная школа. – 2010. - №6. – С. 42-45.
6. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения: 24.07.2016).
7. Вартанова, И. И. К проблеме диагностики мотивации [Текст] / И. И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. – 1998. - № 2. – С. 36-42.
8. Власова, И. С. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока математики [Текст] / И. С. Власова // Начальная школа. – 2009. - №12. – С. 43-45.
9. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Акад. Проект, 2004. – 224 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2006. – 509 с.
11. Гликман, И. З. Основы мотивации учения [Текст] / И. З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – № 3. – С. 64-81.
12. Голикова, Н. Формирование мотивационной готовности к школе [Текст] / Н. Голикова // Дошкольное воспитание. - 2004 - № 4. – С. 42-48.
13. Григорьева, М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М. В. Григорьева // Начальная школа. – 2009. - №1. – с. 8-9.
14. Гурин, Ю. В. Учимся играя [Текст] / Ю. В. Гурин // Начальная школа. – 2005. - №12. – с. 66-67.
15. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте [Электронный ресурс] : автореф. дис. канд. психол. наук // Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. 1983. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/grv-1983/gni-a-24.htm (дата обращения: 12.02.2017).
16. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2004. – 208 с.
17. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – М. : Академический проект, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп. – 184 с.
18. Евдокимова, Н. Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению [Текст] / Н. Ф. Евдокимова // Начальная школа. – 2005. - №7. – С. 88-90.
19. Ефимова, В. Ф. Использование исторических сведений на уроках математики [Текст] / В. Ф. Ефимова // Начальная школа. – 2004. - №6. – с. 74- 80.
20. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. : учебн. для высш. учеб. завед. [Текст] / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2007. – 383 с.
21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов / И. А Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.
22. Зимняя, И. А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания [Текст] / И. А Зимняя // Классный руководитель. – 2002. – № 5. – С. 70-78
23. Иванова, Т. Ф. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников [Текст] : автореф. канд. псих. наук: 19.00.07 / Т. Ф. Иванова ; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2005. – 185 с.
24. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
25. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 517 с
26. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин - СПб. : Питер, 2002. – .507с.
27. Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова ; под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. - Барнаул, АлтГПА, 2013. – 403 с.
28. Коллектив авторов. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати [Текст] / Коллектив авторов. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 437 с
29. Кострюкова, Е. А. Математический диктант «Русское лото» [Текст] / Е. А. Кострюкова // Начальная школа. – 2006. - №9. – С. 90-91
30. Ксензoва, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя [Текст] : учеб.- метод. пособие / Г. Ю. Ксензoва. – М. : Пед. о-во России, 2002. – 128 с
31. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. С Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с
32. Курaев, Г. А. Возрастная психология [Текст] : курс лекций / Г. А. Курaев, Е. Н. Пожарская. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 146 с.
33. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения [Текст] : учеб. и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. – М. : Юрайт, 2016. – 248 с.
34. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. - 264 с.
35. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 583 с
36. Мартынова, И. И. Учеба может быть радостной [Текст] / И. И. Мартынова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С. 40-43.
37. Марченко, Т. В. Час занимательной математики [Текст] / Т. В. Марченко // Начальная школа. – 2000. - №7. – С. 106-107.
38. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб. : Питер, 2002. - 480 с.
39. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. - М. : Педагогика, 2008. - 144 с
40. Менщикова, Н. В. Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники «Конструктор» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября 2007 URL: http://festival.1september.ru/-articles/414988/ (дата обращения: 23.12.2016).
41. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] : пособие для учителя / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. - 208 с.
42. Мураль, И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / И. П. Мураль // Начальная школа. – 2009. - №12. – С. 11-13
43. Невейкина, Н. В. Формирование у первоклассников работы со словарем [Текст] / Н. В. Невейкина // Начальная школа. – 2009. - №6. – С. 52- 55.
44. Немов, Р.С. Психология, т. 1 [Текст] / Р. С .Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 683 с.
45. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015. – № 7/8. – С. 44-45.
46. Николау, Л. Л. Старинные задачи - для развития интереса к математике [Текст] / Л. Л. Николау // Начальная школа. – 2001. - №5. – С. 67- 70.
47. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. – № 1. – С. 76-78.
48. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Рос. энцикл., 2002. – 528 с.
49. Песняева, Н.А., Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Н. А. Песняева // Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
50. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопр. - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2004. - 365 с
51. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / И. П. Подласый. – М. : Высш. образование, 2008. – 540 с
52. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2011. – 191 с.