Фрагмент для ознакомления
2
Организация и развитие сферы культуры в большинстве современных стран в той или иной степени регулируются государством, государственно-правовыми институтами. Однако очень часто способы, методы и инструменты данного воздействия на указанную сферу могут кардинально отличаться друг от друга.
В Российской Федерации государство является институтом, упорядочивающим деятельность культурной политики. Ее главными целями являются:
- духовное, культурное, национальное самоопределение России;
- упрочнение сплоченности российского общества;
- воспитание гармонично развитой нравственной личности благодаря потенциалу отечественной культуры;
- передача от поколения к поколению исторического и культурного наследия, ценностей, норм традиций страны;
- обеспечение социального равенства граждан при реализации права на участие в культурной деятельности и доступ к информации, знаниям, культурным ценностям.
Государственная культурная политика, направленная на то, чтобы постоянно повышать статус культуры и ее влияние на все сферы жизни общества, реализуется не просто как единожды утвержденный и закрепленный в программах комплекс мероприятий, а как постоянно развивающийся динамичный процесс. Она регулярно изменяется в зависимости от внутренней и внешней обстановки, предусматривает возникающие трудности, корректирует свою деятельность, если невозможно эффективно выполнять свою работу выбранными изначально методами.
Государство выбирает приоритетные направления в сфере культуры для организации их быстрейшего развития, то есть обозначает те курсы деятельности, которые больше всего нуждаются во внимании, инициировании и финансировании. Особенную значимость данная тема получает в контексте выделения средств из бюджета, особенно во времена кризиса и экономического упадка .
Для воплощения в жизнь идей деятелей отечественной культуры необходима верно составленная нормативно-правовая база. Для ее формирования создан комитет Государственной Думы по культуре. На слушаниях и заседаниях депутаты решают вопросы по сохранению и развитию многонационального культурного наследия нашей великой страны, по распределению бюджета в части расходов на культуру, по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия и работают над решением множества других немаловажных задач.
Высшим исполнительным органом власти Российской Федерации является Правительство РФ. Его деятельность играет важную роль в жизни нашей страны, так как оно осуществляет проведение государственной политики практически во всех областях жизни общества .
Функции, возложенные на Правительство, показывают всю важность его деятельности в развитии государства, а также в функционировании стабильного гражданского общества. В культурной сфере данные функции возложены на Министерство культуры РФ.
Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий свои обязанности по вопросам культуры, искусства и культурного наследия. Основная задача – это реализация Стратегии государственной культурной политики и укрепление статуса России, как великой культурной державы.
Минкультуры уполномочено на самостоятельное правовое регулирование, на разработку и внесение проектов нормативных актов в области: культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, авторского права, международного культурного и информационного сотрудничества и смежных прав .
Минкультуры России – это разветвленная структура, которая включает в себя всевозможные области культуры. Каждый из них обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, отнесенным к его ведению, и отвечает за развитие потенциала своей отрасли. Полномочия, возложенные на департаменты, закреплены приказами Минкультуры. Данные департаменты обеспечивают условия для пользования, сохранения и обновления коллекций музеев, отвечают за сохранность и развитие всех видов искусств, национальной киноиндустрии и предоставление среды для эффективной работы отечественных искусствоведов и кинематографистов, контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации в культурной сфере и осуществляют другие многочисленные виды деятельности.
Министерство культуры исполняет свои обязанности посредством собственных территориальных органов, а также совместно с различными исполнительными органами власти, например с:
- Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
- органами исполнительной власти субъектов РФ;
- органами местного самоуправления;
- общественными объединениями и прочими учреждениями.
Таким образом, путем организации властью деятельности различных институтов и подразделений, реализуется определенная модель управления культурой на каждом из трех уровней власти. Однако, анализируя современную экономическую обстановку, условия рынка, становится очевидным, что Россия нуждается в более гибкой структуре органов управления культурой. Благодаря этому будут гораздо быстрее происходить реализация целевых программ и внедрение инновационных форм работы. Также это позволит еще проще использовать интерактивные технологии и непрерывно реагировать на потребности общества.
1.2. Функции и механизмы управления муниципальных органов власти в сфере культуры
Муниципальная социальная политика, прежде всего, направлена на обеспечение условий для комфортного проживания граждан на муниципальной территории и развития духовной и экономической сферы общества . Одним из ее главных направлений является – управление сферой культуры. Управление культурной жизнью нашей страны, в свою очередь, направлено на регулирование в области сохранения и популяризации культурных ценностей, а также на обеспечение прав каждого человека пользоваться учреждениями культуры.
В распоряжении имущественного комплекса муниципального образования могут находиться такие объекты, как уникальные в историко-культурном отношении территории и сооружения, здания, предметы, технологии и иные объекты (музеи, галереи, библиотеки и т.д.).
Органы муниципальной власти имеют в своем арсенале достаточно много функций в сфере управления культурной жизнью. Перечислим основные из них:
- реализации мер государственной поддержки и финансирования учреждений культуры и искусства;
- обеспечение прав граждан на свободу всех видов творчества, на доступ и приобщение к культурным ценностям и благам;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве культуры Российской Федерации») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117520.
2. Постановление Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 14 ноября 2016 года № 2427 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в Павлово-Посадском муниципальном районе на 2017-2021 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/547055751.
3. Бабун Р.В. Организация муниципального управления: для бакалавров и специалистов: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2020. – 336 с.
4. Бабун Р.В. Организация муниципального управления: для бакалавров и специалистов: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 336 с.
5. Бессонова Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2018. – 160 с.
6. Булатова Т.А. Медиапортрет культурного поля в контексте региональной культурной политики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – №1 (29). – С. 31-39.
7. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 453 с.
8. Жарков А.Д. Государственная культурная политика на современном этапе: социально–культурный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – №4 (72). – С. 116-123.
9. Каменец А.В. Основы культурной политики: Учебное пособие для академического бакалавриата. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 180 с.
10. Ковела Д.Ш. Повышение эффективности государственного управления в культурной политике // Ceteris Paribus. – 2020. – №5. – С. 44-47.
11. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 370 с.
12. Коленькова М.А. Досуговая инфраструктура столичного региона: типология и социализирующее влияние на молодёжь // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №9 (70). – С. 28-40.
13. Лето Я.В. Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании // Молодой ученый. – 2020. – №9 (113). – С. 630-635.
14. Магомедов М.Н. Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №2–2. – С. 164-168.
15. Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. – 375 с.
16. Новикова Г. И. Организация культурно-досуговой деятельности сцелью развития творческих способностей // Дополнительное образование и воспитание. – 2021. – № 3. – С. 29-32.
17. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 192 с.
18. Рубинштейн А.Я. От теории к практике экономического регулирования: десять тезисов к проекту Закона о культуре // Государственный институт искусствознания. – 2018. – С. 127-136.
19. Тургаев А.С. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИК, 2017. – 335 с.
20. Федотова Н.Г. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2018. – 282 с.
21. Шурупова А.С. Деятельность муниципальных органов власти по управлению сферой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – №Т15. – С. 1281-1285.
22. Юдина А.И. Культурная политика: межкультурная коммуникация и международные культурные обмены: Практическое пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 47 с.