Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из элементов планомерной кадровой работы по формированию квалифицированного состава персонала является управление лидерством [1].
Управление лидерством осуществляется специалистами, которыми производится определение квалификации, уровня знаний и умений работника или учащегося; форма комплексной оценки сотрудника, на основе которой принимается решение о его соответствии занимаемой должности, дальнейшем служебном росте, повышении заработной платы, понижении заработной платы, увольнении [6].
Сегодня в целях более полной характеристики, действующей на предприятии системы управления, следует использовать концепцию «управленческой решетки», которая включает в себя две составляющие работы менеджера: первая – внимание к решению производственных задач, вторая – внимание к людям.
Цель – выявить особенности модели «управленческой решетки» как инструмента для лидерства в организации. Задачи:
провести теоретическое исследование подходов к применению «управленческой решетки» как инструмента лидерства;
изучить основные подходы к лидерству в организации;
выявить сущность «управленческой решетки» Р. Блэйка и Дж. Моутон;
описать методику использования «управленческой решетки» в качестве одного из инструментов лидерства в организации;
выявить возможности использования модели «управленческой решетки» как инструмента для лидерства на примере (вставить название организации);
провести оценку управленческого поведения менеджмента организации;
выработать предложения по изменению лидерского поведения в соответствии с ситуацией.
Объект лидерство в организации. Предмет модель «управленческой решетки» как инструмент для лидерства в организации.
Глава 1. Теоретические подходы к применению «управленческой решетки» как инструмента лидерства.
1.1. Основные подходы к лидерству в организации
В процессе развития стратегического менеджмента ведутся дискуссии относительно определения сущности руководства и лидерства. Американские ученые придерживаются мнения, что каждый руководитель уже является лидером [2].
В российской литературе по менеджменту персонала эти два понятия обоснованно различают. Большинство людей не замечают различий между понятиями «лидерство», «руководство» и «власть» и считают, что, находясь на руководящей должности, менеджер автоматически имеет власть над подчиненными и является лидером коллектива.
Формально это так, но на практике соотношение этих трех составных частей управленческого воздействия чрезвычайно разнообразно, поскольку оно формируется под влиянием многих факторов, к которым относятся тип организации, ее масштабы, направление деятельности, место в иерархии управления, личностные черты руководителя и прочее [6].
Понятие «лидер» по сравнению с понятием «руководитель» является более емким, поскольку охватывает черты личности как руководителя, так и лидера, а это значит, что руководитель, который обладает качествами лидера, может влиять на работников с целью внедрения изменений в организации, выхода на более высокий, качественно новый уровень.
Как лидерство, так и руководство имеют управленческий статус. Общими для лидера и руководителя есть возможность применять власть, то есть влиять на поведение других людей или на ситуацию с помощью различных средств: авторитета, принуждения, традиций, экономических, социально-психологических механизмов [6].
Различия между лидером и руководителем вытекают из функций, которые они выполняют. Руководитель осуществляет управление на основе принятых решений и контролирует их выполнение. Лидер дает право принимать решения каждому сотруднику, концентрируется на согласовании противоположных интересов работников [9].
Среди основных отличий можно выделить следующие:
лидерство возникает стихийно, а руководителя назначают;
руководство основывается преимущественно на формальных аспектах деятельности, тогда как лидерство - на неформальных;
выдвижение лидера зависит от настроения группы, руководство стабильно;
руководитель становится во главе организации в результате формализации отношений (делегирование полномочий), зато лидерами становятся не по воле организации, а благодаря личному авторитету, харизме и многим личным качествам индивида, прежде всего - творческим способностям [7].
Рис. 1.1. Отличие понятий лидерство и руководство
Стратегический менеджмент предполагает осуществление стратегического лидерства. Лидер в стратегическом менеджменте вынужден играть множество ролей [4].
Недостатком здесь является предъявление иногда слишком высоких требований к лидеру, поскольку он обязан разбираться во многих направлениях работы, на которые делится сфера его руководства. Также лидер обязан разбираться во всех текущих делах, т.е. в его работе достаточно рутины, «текучки» [1].
Часто лидеру в стратегическом менеджменте требуется применять авторитарный стиль руководства, иногда – демократический или попустительский быть внимательным слушателем и быть готовым к компромиссу [4].
Часть управленческих задач можно делегировать подчиненным – в других требуется непосредственное участие лидера.
Проблема стратегического лидерства состоит в объективном диагностировании ситуации и выборе дальнейшей стратегии. Для этого лидер должен обеспечить решение следующих задач [2]:
1. Знать складывающуюся ситуацию;
2. Сформировать организационную культуру, направленную на реализацию стратегии;
3. Направить деятельность организации в соответствии с изменяющимися условиями;
4. Обеспечить появление новаторских идей;
5. Обеспечить благоприятную атмосферу трудового коллектива и рабочей группы проектов;
5. Требовать соблюдения этических норм.
6. Проводить корректирующие меры в управлении стратегией.
Рис. 1.2. Процедура диагностирования ситуации и выбора дальнейшей стратегии
Понятия руководства и лидерства «выросли» из понятия «управление» [5].
Поэтому управление, понимаемое как наука, характеризуется своим предметом изучения и специфическими проблемами и методами их решения. Основа управления как науки – большой объем знаний и опыта, накопленное за многие годы человеческой истории [4].
Рис. 1.3. Качества руководителя [4]
Лидер должен уметь находить индивидуальный подход к каждому человеку. Он должен уметь стимулировать команду, побуждать других к действию и грамотно мотивировать своих последователей [8].
Именно эти личностные качества наделяют человека (лидера) неоспоримым авторитетом в своем коллективе. Исходя, из этого можно сказать, что неотъемлемой частью лидерства является авторитет. Он подразумевает под собой личное влияние человека на коллектив, данное
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бобрышев А.Н. Концептуальные аспекты развития бухгалтерского управленческого учета в условиях трансформационных процессов в экономике // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1501-1505.
2. Григорян А.С., Черепухин Т.Ю. Стили руководства // В сборнике: экономическое развитие общества в современных кризисных условиях. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 42-46.
3. Диканов М.Ю., Кувалдина И.С. Методологические подходы к оценке системы управления современным предприятием // Экономика: стратегия и практика. 2020. Т. 15. № 4. С. 21-38.
4. Иванова Н.Н., Родионова Е.Ю. Методика прогнозирования профессионального развития специалистов // ФЭС: Финансы. Экономика.. 2009. № 1. С. 9-11.
5. К проблеме методологии оценки управленческих компетенций врача-руководителя (врач-руководитель как субъект власти и менеджмента - сообщение 2) / Ясько Б.А., Казарин Б.В., Камушкина Л.В. // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 2. С. 76-80.
6. Козлов А.С., Левина Е.В. Комплексная методика принятия групповых решений и распределения ролей в группе // Ценности и смыслы. 2012. № 2 (18). С. 99-109.
7. Кормакова В.Н. Мотивационная среда образовательной организации: управление развитием // В сборнике: Развитие субъектов образовательного процесса в современных условиях. Материалы Международной научно-практической конференции. Памяти профессора И.Ф. Бережной посвящается. Под общей редакцией Л.А. Кунаковской, О.Б. Мазкиной, С.В. Поповой. 2020. С. 125-129.
8. Кривошеина Ю.В. Управленческая решетка Р.Блейка и Д. Моутон // В сборнике: . сборник статей победителей V международной научно-практической конференции. 2016. С. 266-268.
9. Ксенофонтова Е.Г. Модели стиля руководства и концепции развития лидерства // Социология. 2016. № 4. С. 105-115.
10. Ксенофонтова Е.Г. Современные концепции эффективного лидерства в организациях: общее и особенное // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23. № 2. С. 49-72.
11. Кузьмин А.М., Высоковская Е.А. Управленческая решетка // Методы менеджмента качества. 2012. № 7. С. 34.
12. Логинов Е.Л., Матвеев А.Г. Повышение эффективности управленческой деятельности государственных органов в экономике россии на основе сетецентрической информационной решетки антитеневой деятельности // Экономические науки. 2010. № 70. С. 32-36.
13. Милюкова О.В. Стиль управления как фактор психологической и экономической эффективности деятельности менеджеров отдела продаж // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2020. № 1 (20). С. 59-67.
14. Неровный Л.В. Концепция грид-управления Р. Блейка и Дж. Моутон: структура, сущность, содержание // Психология обучения. 2018. № 10. С. 69-83.
15. Основы лидерских стилей // Экономика и финансы (Узбекистан). 2017. № 9. С. 8.
16. Пенькова Т.Г., Коробко А.В. Построение интегральной OLAP-модели на основе формального концептуального анализа // Информатизация и связь. 2011. № 3. С. 23-25.
17. Повышение эффективности управленческих механизмов обеспечения безопасности объектов тэк в условиях критического дефицита информации об угрозах и рисках чрезвычайного характера / Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Михайлов А.В. // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2016. № 5. С. 78-84.
18. Поляков С.А., Ридченко А.А. Анализ социально-психологического климата в коллективе подразделения пограничного контроля // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 6. С. 102-107.
19. Пряхина А.Б., Дмитриева Л.А. Возможности диагностического подхода к формированию управленческой команды в следственных органах // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 2 (28). С. 93-98.
20. Рябов В.Б. Психологический контракт как характеристика субъективного качества управленческого взаимодействия // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3 (7). С. 166-192.
21. Салимова Т.А., Бирюкова Л.И. Интегрированная система менеджмента: методический подход к диагностике и оценке уровня зрелости // В сборнике: Российская экономика в условиях новых вызовов. материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва». 2018. С. 28-34.
22. Стиль управления как фактор формирования мотивации сотрудников компании / Герасимова И.В., Славинский А.Э., Туманов А.А. // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2018. № 10. С. 36-41.
23. Типология лидерства в цифровых компаниях / Зябриков В.В., Чуриков А.Б., Елисеева Д.А. // В книге: управление бизнесом в цифровой экономике. Сборник тезисов выступлений 3-ей международной конференции. 2020. С. 452-457.
24. Хоменко И.Н. «Стратегическая решетка» в регулировании уровня мотивации труда персонала машиностроительных предприятий // Бизнес информ. 2013. № 6. С. 254-259.