Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Самое главное в жизни любого человека это семья. Именно с нее начинается наше становление в обществе как личности. Семья на самых ранних этапах и на протяжении всей жизни вкладывает в нас определенные нормы, правила, традиции, которые передаются из поколения в поколение в нашем обществе. Прежде всего, на это влияют наши родители.
Изучение проблемы потребления алкоголя родителями и созависимости подростков заключается в трудности их психологической адаптации в конкретных социальных условиях. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения при семейном алкоголизме затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.
Актуальность данной работы предопределена необходимостью личностной и социальной адаптации детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Поддержка таких детей, помощь в их реабилитации, успешном эмоциональном и умственном развитии, заключается в непрерывной работе социальных психологов и педагогов.
Под термином “алкоголизм” объединяются все формы злоупотребления спиртными напитками, оказывающие отрицательное влияние на здоровье пьющего, его поведение, профессионально-трудовые установки и взаимоотношения с окружающими.
Проблема детско-родительских отношений в семье алкоголиков в настоящее время вызывает особую тревогу. Данной проблемой занимались и продолжают заниматься как отечественные (Алипов В. И., Корхов В. В., Аккерман Н., Баринова И.Г., Бодалев А.А., Столин В.В. , Борисов Е. В., Василевская Л. П., Висневская Л. Я., Данилова Е. А., Грибанова Г. В., Ковалев С. В., Копыт Н. Я., Скворцова Е.И, Лебедев Б. А., Дунаевский В. В., Личко Е. А., Таболин В. А., Жданова С. А. и др.) так и зарубежные исследователи (Адлер А., Бернс Р., Сатир В., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.).
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – специфика взаимоотношений родителей и детей в семьях алкоголиков.
Цель: изучение особенностей детско-родительских отношений при созависимости в семье алкоголика.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие взаимоотношений в отечественной и зарубежной психологии и описать взаимоотношения детей и родителей в семье;
- рассмотреть психофизиологические особенности детей в семьях алкоголиков;
- рассмотреть проблему детско-родительских отношений в семьях алкоголиков;
- провести эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений при созависимости в семье алкоголика;
- проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что детско-родительские отношения в семьях с алкогольной зависимостью характеризуются анархическим стилем воспитания, эмоциональной отверженностью, гипопротекцией, детско-родительские отношения в семьях, где отсутствуют проблемы алкогольной зависимости характеризуются демократическим стилем воспитания, повышенной моральной ответственностью, гиперпротекцией.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме; эмпирические методы, включающие методики Шкала созависимости Уайхолд (Бери и Джейн Уайнхолд); Тест Гиршфильда на межличностную зависимость (Р. Гиршфильд, адаптация О.П. Макушиной); Опросник Конструктивно-деструктивная семья (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие взаимоотношений в отечественной и зарубежной психологии
Отношения-это прочная связь между двумя субъектами, которая основана на эмоциональной привязанности, взаимности и осознании своих обязательств перед партнером. Здоровые, взаимовыгодные, долгосрочные и серьезные отношения основаны на 5 компонентах:
- Доверие. Умение расслабиться, не ждать подвоха, а также уверенность в человеке, который находится рядом, очень близки. Вот почему доверие является одной из самых важных составляющих хорошего союза;
- уважение. Способность ценить друг друга улучшает любые отношения, заставляет партнеров чувствовать себя нужными, признанными;
- внимание. Если люди видятся или переписываются раз в год, то вряд ли можно назвать их связь сильной, надежной. Важно проводить время со своими близкими, создавать новые воспоминания, впечатления;
- терпимость. Терпимость к недостаткам других людей, отсутствие агрессии, принятие разницы между двумя личностями помогают преодолевать трудности, избегать серьезных конфликтов;
- искренность. Ложь подрывает доверие и уважение, подавляет желание уделять обманщику внимание и относиться к нему с терпимостью. Именно это делает открытость и честность такими важными.
Если хотя бы одна из частей игнорируется, отношения начинают постепенно ухудшаться, а затем разрушаться. Важно также, чтобы такие требования предъявлялись к обоим партнерам. Даже если один из них будет следовать абсолютно всем правилам, а другой забудет о них, проблемы все равно возникнут, независимо от усилий первого.
Эти 5 компонентов применимы не только к дружбе или любовным отношениям. Они применяются везде, но степень понимания этих правил меняется. Например, деловое партнерство также требует доверия, честности и остальных перечисленных элементов. То же самое относится к взаимодействию учитель-ученик, родитель-ребенок, покупатель-продавец, поставщик-продавец, клиент-исполнитель и любые другие социальные роли. Без 5 таких деталей невозможно достичь общей цели, так как теряется смысл всякого сотрудничества.
Формы взаимоотношений.
1. Позитивный.
Эту форму отношений часто называют "движением к людям" из-за ее ориентации. Эта категория позволяет партнерам достигать общей цели или даже разных задач, но при обязательной взаимной помощи, активной помощи. В большинстве случаев центральное место в них отводится чувствам, личностному отношению к партнеру по общению.
В позитивных союзах есть неприятности, споры, конфликты, но они незначительны по сравнению с положительными сторонами и выгодами. Их основные типы включают в себя:
- любовь-это сложное чувство не только между гомосексуальными или гетеросексуальными партнерами, но и между родственниками по отношению к вещам, деятельности, животным, явлениям и даже абстрактным понятиям;
- близость-это не всегда опыт, основанный на глубоких чувствах, который дает ощущение надежности, стабильности, безопасности;
- дружба – сильная эмоциональная связь, основанная на взаимности интересов, необходимости быть частью общества, искать единомышленников;
- дружба – слабое взаимодействие без серьезных чувственных связей, но с благими намерениями;
- влечение – кратковременное инстинктивное влечение к другому человеку, основанное на сексуальных или платонических желаниях;
- альтруизм – любовь к человечеству, включая терпимость, человечность, полное бескорыстие, доброту по отношению к другим, даже к тем, с кем нет серьезных связей.
Одни и те же отношения могут включать в себя сразу несколько позитивных типов общения. Они также часто переходят от одного к другому, но только с согласия обеих сторон.
2. Нейтральный.
"Движение от людей" - это второе название для описания ориентации отношений этой формы. Они могут вызывать разные эмоции – как плохие, так и хорошие. Однако на самом деле участники такого взаимодействия не приносят друг другу никакой серьезной пользы или вреда.
Иногда эти отношения носят ситуативный характер, то есть зависят от конкретных обстоятельств. Со временем, при сохранении общения между участниками, эта форма может плавно перетекать в один из видов положительных или отрицательных отношений. К типам наиболее нейтральной формы относятся:
аутизм – намеренная или бессознательная потеря связи с реальностью, в том числе с людьми, "уход в себя". Развивается при психических расстройствах или после получения серьезных психологических травм;
- безразличие – отказ вступать в контакт, оказывать какую-либо помощь (физическую, интеллектуальную, эмоциональную, словесную и т.д.) из-за отсутствия знакомства, льгот, подходящих условий, привязанности и т.д.;
- конформизм – тип общения, при котором один человек соглашается с чужим мнением, копирует его только из-за страха показаться непохожим на всех остальных или желания стать членом социальной группы. Она может быть внутренней (полное принятие и приписывание установок других людей) и внешней (человек следует нормам и правилам другого, но остается при своем мнении, не выражая его открыто);
- эгоизм – стремление удовлетворять собственные потребности, интересы без учета стремлений, потребностей других людей. Вопреки стереотипам, это не негативный тип отношений, но все же нейтральный, поскольку у индивида нет прямой цели причинить вред другим. Он вообще о них не думает, предпочитая концентрироваться исключительно на собственных мотивах, приоритетах.
Нейтральная форма отношений, как правило, длится недолго. Она стабильна только в том случае, если люди не знают друг друга лично, и у них нет очевидных общих проблем или интересов.
Например, женщина вряд ли что-то почувствует, когда получит известие о том, что знакомый ее сына упал с велосипеда. Однако если этот же друг вдруг заболеет, скажем, ветрянкой, как недавно заболел сам сын, то мать невольно проявит сочувствие, сочувствие к мальчику. Кроме того, она, вероятно, посочувствовала бы даже неизвестному родителю этого мальчика.
3. Отрицательный.
Ориентация – "движение против людей". Негативные формы общения и взаимодействия в целом становятся причинами насилия, открытого или тайного противостояния. Однако не всегда все сводится к активным действиям. Люди вполне могут испытывать друг к другу что-то неприятное, но не решаются на открытую враждебность.
Если внешне негатив никак не выражен, оппонент даже не знает о плохих эмоциях, которые он вызывает, то это одна из форм нейтральных отношений. И только когда хотя бы один из партнеров целенаправленно причиняет какие-либо неудобства словом или делом, мы уже можем говорить о негативных связях. К ним относятся:
- негативизм – немотивированное желание действовать вопреки принятым правилам, а именно не соответствовать ожиданиям, требованиям;
- неприязнь – дискриминационное отношение к определенной категории людей (расизм, эйджизм, абелизм, сексизм) или к конкретному человеку.;
- ненависть – резкое негативное мотивированное чувство субъекта, полный отказ принимать ценности, мнения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
2. Буянов А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков. - М., 1994.
3. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 144с.
4. Взаимоотношения между родителями и детьми в семье / Н. Ф. Абраменкова, В. А. Асланиди, М. В. Лукина [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 186-189
5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение (электроннный учебник), Ижевск 2002.
6. Джеймс М., джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. - М.: Издательская группа «Прогресс». «Прогресс-Универс», 1993.
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.
8. Ковалев С.В.Психология современной семьи. М.: "Просвещение", 1988 г.
9. Логинова Н.А Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
10. Лесгафт П.Ф."Семейное воспитание ребенка и его значение."М.: "Педагогика", 1991
11. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с
12. Милушева Г.А., Найденова Н.Г. О роли микросоциальных факторов в возникновении девиантного поведения у подростков с ранними формами злоупотребления токсикоманическими веществами и алкоголем // Вопр. наркологии. 1992. N3-4. С.138-143.
13. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.:Персе, 2002
14. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье // Вопросы психологии. – 1991. – №4. – С.65-74.
15. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22 изд.стер. М.: Рус.яз., 1990.
17. Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г. Муравленко. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.
18. Парамонова Ю.А., Небываев И.Ю., Меринов Н.Л. Распространённость аддиктивной патологии у лиц, воспитанных в семьях лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Девиантология. 2019; 3 (2): 13- 19
19. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии / Вопросы психологии. № 2, 1981.
20. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый университет. - М.: ТОО «Горбунок», 1992..
21. Проценко Е.Н. «Анонимные алкоголики»: шаги к свободе // Человек, № 6, 1994.
22. Психологическая реабилитация детей подростков. / Под ред. И.В. Дубровиной. Калуга, 1994.
23. Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1989.
24. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого - Самара: изд-во «Самарский университет», 1998.
25. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
26. Семья в психологической консультации. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
27. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. // Семейная психология и семейная терапия. 2014. №3. С.90-95.
28. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г. Чеславской. – М.: «Класс», 2002. – 224с.
29. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
30. Шубникова Е.Г. Педагогическая профилактика зависимого поведения подростков // Педагогика. 2016. № 7. С. 75-81.
31. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: «Фолиум», 1996. - 63с.