Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пьер Бурдье (1930-2002) – французский социолог, философ, культуролог, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ), теории габитуса. Его профессиональная биография складывалась как постепенное восхождение к вершинам социологического Олимпа, к широкому его признанию научной общественностью и формированию отдельного социологического течения, называемого «школой Бурдье»
Закончив в 1955 г. Высшую педагогическую школу (Ecolenormalesupérieure) по специальности «философия» (учителями Пьера Бурдье были Фуко и Альтюссер), он начал преподавать философию в лицее небольшого города Мулен, но в 1958 г. уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал исследования как социолог. Именно Алжиру, алжирским трудящимся и мелким предпринимателям посвящены его первые опубликованные социологические труды: «Социология Алжира» (1961), «Труд и трудящиеся в Алжире» (1964). Затем последовал переезд вначале в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 г. Пьер Бурдье стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе (Ecolepratiquedehautesétudes).В 1975 г. он основал и возглавил Центр европейской социологии, имеющий обширные международные научные программы и контакты, а также журнал «Ученые труды в социальных науках» («Actesdelarechercheensciencessociales»), который в настоящее время является, наряду с французским социологическим журналом («Revuefrançaisedesociologie»), одним из ведущих социологических журналов Франции. Важнейшим этапом на пути признания заслуг Пьера Бурдье стало его избрание в 1981 г. действительным членом Французской академии и получение им почетного поста заведующего кафедрой социологии в Коллеж де Франс. Его творчество эволюционировало от философии к антропологии, а затем к социологии. Центральные идеи его теоретической концепции – социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус.
Следует отметить, что значительную роль в идеях теоретической концепции Пьера Бурдье играют этическая сторона учения и стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях общество. Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества. Для Пьера Бурдье специфично пренебрежение к делению на дисциплины. По мнению социолога, это накладывает ограничения на предмет изучения и методы.
В исследованиях Бурдье мы видим комбинацию способов и подходов в области антропологии, истории, лингвистики, политики, философии и других наук.
В настоящее время Пьер Бурдье является автором 26 монографий и многих десятков статей, опубликованных в крупнейших научных журналах Франции и других стран. Его работы переводятся на все европейские языки и имеют широкий резонанс в международном научном сообществе. Целью данной работы является рассмотрение рефлексивной социологии П. Бурдье.
Задачи:
- описать сущность социологии, по Бурдье;
- рассмотреть термины «личность», «социума», «габитус» у Бурдье;
- проанализировать принцип «двойной историзации» у Бурдье;
- изучить формирование групп в политике по Бурдье;
- описать поле религии и его трактовку;
- изучить концепцию П. Бурдье применительно к геополитической роли русского языка в XXI веке;
- проанализировать влияние концепции П. Бурдье на социологические теории.
Глава 1 Общая характеристика социологической концепции Пьера Бурдье
1.1 Сущность социологии (П. Бурдье)
Социология Пьера Бурдье является крайне критичной и рефлексивной. Диалектичное и парадоксальное мышление социолога нацелено на критику не только реальности в политике и обществе относительно рассматриваемого времени, но на саму социологию как способ познания мира.
Поэтому в произведениях П. Бурдье важная роль отводится социологии.
Начиная со своих первых книг: «Социология Алжира» [«Sociologie de L'Algerie»] (1961), «Педагогическое отношение и коммуникация» [Rapport pédagogique et Communication»] (1965), «Ремесло социолога» [«Le Métier de sociologue»] (1968) и кончая одной из последних - «Ответы» [«Réponses»] (1992), Пьер Бурдье производит анализ социального и онтологического уровня социологии в современном социуме, свободу и предопределенность в том, какой выбрать предмет и объект исследований, независимость и политическую роль социологов.
Обращая внимание ученых на важность применения анализа социологического характера к самой социологии как к сфере социального универсума, которая подчинена тем же законам, что другая сфера, социолог говорит о том, что деятельность его нацелена не на познание, а на борьбу за свое положение в научной среде.
«Значительная часть социологических ортодоксальных работ, — пишет он, — обязана своим непосредственным социальным успехом тому факту, что они отвечали господствующему заказу, часто сводящемуся к заказу на инструменты рационализации управления и доминирования или к заказу на «научную» легитимацию спонтанной социологии господствующих» .
Для социолога специфично глубокое пренебрежение делением между дисциплинами, методами социологии. В исследованиях Бурдье комбинируются подходы и приемы в сфере антропологии, истории, лингвистики, политики, эстетики. Категории этих дисциплин Бурдье успешно применяет в изучении искусства, крестьянства, образования, права, науки, литературы, семьи, классов, религии, политики, языка и др.
При проведении границы между эмпирической социологией и теоретической, то говорят, что первая анализирует действительные факты и явления, которые понимаются в границах абстрактной модели, являющейся теоретической социологией.
Эмпирическая социология, основываясь на определенных данных, объединяется в социальную действительность, а теоретическая социология встает на определенную объективную позицию сверхрефлексии, которая находится как бы над социумом.
Такая дифференциация на эмпирическую и теоретическую социологию неприменима к произведениям Пьера Бурдье. Он отвергает «непрактическую» стратегию исследования, которая не имеет отношения к социальной жизни, и создает свои работы как человек, которому интересна реальность, которую он анализирует. Основной задачей Бурдье было получение итога, который был произведен ситуацией наблюдения на само наблюдение.
Отход от подобной «не инвестированной в социальную жизнь» стратегии исследования говорит об экспликации того, что социолог не может иметь уникальной позиции, с которой ему «видно все» и интерес сводим к социологической аргументации.
Социологу нужно перейти от внешнего и незаинтересованного понимания практики агентов к практической и заинтересованной трактовке
Рассмотрим основы теории П. Бурдье.
Одно из фундаментальных положений генетического структурализма П. Бурдьё имеет следующий вид - социальный мир, социальная реальность имеет статус гигантской символической системы, в которой концепту «социальное пространство» отводится ведущая роль.
Согласно трактовке пространства, в современной науке, во многом ведущей свое происхождение от Р. Декарта и И. Ньютона, физическое пространство выступает в качестве неотъемлемой основы любой телесной субстанции. В «Первоначалах философии» Р. Декарт постулирует: «Пространство разнится от телесной субстанции заключенной в этом пространстве, - лишь в нашем мышлении. И действительно, протяжение… составляющее пространство составляет и тело» .
Тем самым, французский философ формулирует одно из краеугольных положений своей натурфилософии, а именно протяженность есть важнейшее свойство любого тела, а протяженность и телесность - неотъемлемые характеристики любого физического объекта, в человеческом уме разделенные нами на два компонента, а в физической реальности существующее неразрывно. В дальнейшем натурфилософия И. Ньютона усовершенствует этот постулат, а именно, уже пространство определяется как самостоятельная сущность сама по себе, существующая наряду с телесной субстанцией и независимо от нее.
Тем самым, происходит как бы удвоение субстанций - субстанция телесности вещей и предметов и «субстанция» пространственности, где последняя относительно независима от происходящих в ней телесно-вещественных, материальных процессов.
Этот постулат субстанционализма встретил возражение М. Хайдеггера в одном из главных его трудов – «Бытие и время». Так, немецкий мыслитель по этому поводу писал, что «пространство по сути себя кажет в мире, еще ничего не решает о виде его бытия… У бытия пространства нет и образа бытия присутствия. Из того, что бытие самого пространства невозможно
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алташина В.Д. Autofiction в современной французской литературе: лего из эго // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 3. С. 12–22
2) Бурдье П. О государстве. Курс лекций в Коллеж де Франс (1989—1992). М.: Дело, 2016.
3) Бурдьë П. Социальное пространство и генезис классов// Социология социального пространства, - СПб-б.: Издательство «Алетейа», 2005.
4) Бурдье П. Начала. - . M.: Socio-Logos, 1994. С. 181–207
5) Бурдье П., О телевидении и журналистике. — М. : Прагматика культуры [и др.], 2002. — 159 с.
6) Бурдье П., Социология политики : Пер. с фр.. — М. : Socio-Logos, 1993. — 335 с.
7) Бурдьё П. За рационалистический историзм. [Burdyo P. Za ratsionalisticheskiy istorizm URL: http://bourdieu.name/content/burde-za-racionalisticheskij-istorizm ]
8) Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.—СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014.
9) Декарт Р. Первоначала философии// Сочинения: в 2 т. Т.1.- М.: Мысль, 1989.
10) Дилан Райли/Классовая теория Бурдье: ученый как революционер. [Электронный ресурс]. [Дата обращения 16.04.2021.] Ссылка доступа .
11) Зенкин С. Н., Работы о теории : [статьи]. — Москва : Новое литературное обозрение, 2012. — 252 с.
12) Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Изд-во «Чоро», 1994.
13) Лукашевич А.А. Феномен цифрового наследия как предпосылка переосмысления понятия «исторический источник» // Клио. СПб, 2015. № 10 (106). С. 41– 45
14) Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.
15) Поддубская Т.А. Роль русского языка в медиасистеме стран СНГ в период обострения международных отношений // Преподаватель XXI век. 2015. № 2. С. 371–380. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-russkogo-yazyka-v-mediasisteme-stran-sng-v-period-obostreniya-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения 19.04.2021)
16) Пьянов А. Е. Статус русского языка в странах СНГ // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2010. № 3 (47). С. 55. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2010_Sbornik/Tom_1_2010/000_Plenarnoe_zasedanie/056_E.I.Pivovar.pdf (дата обращения 19.04.2021).
17) Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ, 2015.
18) Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность// Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Издательство политической литературы, 1992.
19) Социоанализ Пьера Бурдье : Альм. Рос.-фр. центра социологии и философии Ин-та социологии РАН. — СПб. : Алетейя, 2001. — 285 с.
20) Фобьон Д.Д. Бурдье в Америке // Этнографическое обозрение. 2007. № 4. С. 55-65
21) Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Фолио, 2003.
22) Хомский Н. О природе и языке. М.: URSS, 2017.