Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что с права человека являются высшей ценностью, и их защита - одна из важнейших целей законодательной, правоприменительной практики и социальной деятельности любого государства. Права человека в Российской Федерации являются важнейшим институтом, в результате функционирования которого создаются способы взаимодействия личности и общества, а также возможности участия индивида в общественной жизни. Эти факторы и привели к созданию административных институтов защиты прав человека.
Глава 1. Общая характеристика административно-правовых гарантий
1.1. Понятие административно-правовых гарантий и структура
На сегодняшний день административно-правовые гарантии составляют особую роль в защите и обеспечении прав личности. В связи с чем выработка путей совершенствования законодательстве в этой области стоит первостепенной задачей, стоящей перед законодательными органами.
Посредством административно-правовых гарантий обеспечивается реализация прав и законных интересов личности в области публичного управления . Данные правоотношения существуют как в управленческой сфере, так и в обыденной жизни человека. Так, например, в контрольно-надзорной сфере активно используются административно-правовые гарантии, так как работа органов, осуществляющих контрольно-надзорные органы, должна проводится в соответствии с нормами законов, а также не должна уменьшать либо нарушать законные права и интересы лиц.
В правовой науке указанные гарантии разделяют из общей совокупности правовых гарантий на основе отраслей права. Однако в общем понятии данные гарантии представляют собой подвид юридических гарантий, устанавливающих методы регулирования правоотношений и реализующихся посредством административно-правовых отношений.
Рассмотрим понятие административных правоотношений под которыми понимается вид отношений, с помощью которого лица и организации могут реализовать свои права и законные интересы, а также соблюсти обязанности. Указанные отношения представляют собой основной виток связи между лицами и государственными органами всех уровней.
Отличительными чертами указанных правоотношений является:
- не равный правовой статус сторон отношений;
- односторонний характер отношений, проявляющиеся в том, что правоотношения возникают помимо воли сторон;
- главенствующий статус органов государственной власти и т.д.
В юридической науке определение административно-правовых гарантий используется часто. Например, указанное понятие освещается при механизме правового регулирования в области административного права, при обозначении административно-правового статуса личности, при анализе способов обеспечения законности в ходе управленческих действий. Представленный термин представляет собой общее понятие для группы правовых явлений, которые обеспечивают права личности в процессе управления органами власти .
Административно-правовые гарантии выполняют охранительные и обеспечительные функции, при помощи которых достигается режим дисциплины и законности в деятельности органов, а также формируются необходимые организационно-правовые условия в целях реализации гражданами принадлежащих им прав и интересов.
Под объектом указанных гарантий понимаются общественные отношения, возникающие при реализации прав личности. В юридической науке выделяют следующие группы отношений: общих (общеправовых), профессиональных и специальных. Рассмотри каждые из них более подробно.
Общими правами являются права, которые присущи всем гражданам без исключений, закрепленные как в международных актах, так и в Основном законе страны. Указанные права могут быть разделены на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные .
Под профессиональными правами понимаются права, которые личность приобретает при осуществлении предпринимательской и иной разрешенной законом деятельности.
1.2. Зарубежный опыт защиты прав человека посредством административного механизма
Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина представляют собой закрепленные в законодательстве средства и способы, направленные на реализацию, соблюдение и защиту прав и свобод человека как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Такие механизмы выступают юридическими гарантиями, обеспечивающими защиту прав и свобод человека.
В зарубежных странах существуют различные административно-правовые механизмы и институты защиты прав и свобод человека, которые можно разделить на судебные и внесудебные.
Так, одним из важнейших институтов защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных государствах является административная юстиция, которую можно именовать системой, предназначенной для рассмотрения в особом процессуальном порядке административных споров между физическими лицами и публичной администрацией в специальных административных судах либо особых структурных подразделениях в рамках органов исполнительной власти или судах общей юрисдикции. Административная юстиция разрешает административные споры путем признания недействительности (действительности) или отмены оспариваемого административного акта .
Организация административной юстиции в зарубежных государствах представляет собой ту или иную систему органов, имеющих административную юрисдикцию (общих судов, административных судов, административных трибуналов).
В различных зарубежных государствах понятие административной юстиции имеет свои особенности. Например, в США под административной юстицией понимаются различные способы разрешения споров вне судов общей юрисдикции, поскольку в англосаксонской доктрине и судебной практике отсутствует жесткое разделение на гражданское, административное и конституционное производство.
Во Франции административная юстиция определяется через призму рассмотрения административных споров органами, осуществляющими административную юрисдикцию. Ее содержание составляет деятельность по рассмотрению споров, заявленных посредством административных исков в связи с решениями администрации, которые нарушают законные права граждан и организаций.
Следует согласиться с точкой зрения А.Б. Зеленцова, что административная юстиция представляет собой:
- не всякое разрешение споров, а юрисдикционное, отличающееся от различных неюрисдикционных форм их разрешения (урегулирование в результате переговоров, посредничество и т.д.);
- разрешение правовых споров, одной из сторон которых является административный орган, действующий как власть;
- разрешение административных споров, инициируемое частными лицами в целях защиты субъективных публичных прав и обеспечения справедливости и законности в публичном управлении;
- разрешение административного спора, которое выражено в обязательном к исполнению юрисдикционном решении, актуализирующем административное право применительно к конкретной конфликтной ситуации, и др .
В зарубежных странах используются и внесудебные административные механизмы защиты прав человека. Эти механизмы детально регламентируются законодательством зарубежных государств и включают в себя механизмы обжалования действий и решений публичной администрации в вышестоящих органах и правозащитную деятельность омбудсмена.
Административные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина присутствуют в деятельности публичной администрации. Таким механизмом является контрольная деятельность вышестоящих исполнительных органов власти в отношении нижестоящих, именуемая иерархическим контролем, а также контрольная деятельность внутри самих органов по вопросам защиты прав и свобод личности. При этом контролируется как законность, так и целесообразность административных действий и актов публичной администрации. В процессе этого контроля могут изменяться или отменяться неправомерные решения подконтрольной стороны. Этот контроль может осуществляться как по инициативе самой публичной администрации, так и в связи с обжалованием гражданами административных актов и действий должностных лиц.
2. Административно-правовые гарантии как основа защиты прав и свобод человека
2.1. Правовое регулирование административно-правовых гарантий
Как было указано в предыдущей главе настоящей курсовой работе административно-правовые гарантии обеспечиваются как организационными, так и правовыми средствами.
Существование правовых средств направлено в первую очередь на то, чтобы в полной мере заполнить пробелы в праве с целью регулирования указанных правоотношений. Таким образом, виды норм, система должны соотносится с конкретными методами реализации прав и интересов, а также нормы должны обеспечиваться и выполнением обязанностей и наступлением ответственности при нарушениях.
Правовые нормы должны быть довольно динамичными чтобы отвечать реалиям существующих отношений. Также они должны отвечать целям, институтам и функциям права и напрямую зависеть от политических, общественных, духовных сферах, которые существуют в государстве на конкретных исторических уровнях развития .
Правовые (юридические) гарантии не следует ни отрывать, ни, тем более, противопоставлять другим видам гарантий. Значение их можно правильно понять и оценить, анализируя в единстве с другими гарантиями, рассматривая как часть единого целого.
Системный подход к правовым (юридическим) гарантиям реализации прав и свобод человека позволяет правильно определить их понятие.
Под юридическими (правовыми) гарантиями следует понимать признание и закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Конституции и других нормативных актах государства и обеспечение их реализации всей правоохранительной деятельностью данного государства, общественно-политическими организациями, их должностными лицами и самой личностью.
Основной принцип построения системы правовых гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина — их всеобщность, и право защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенные законом, не противоречащими закону.
Важнейшим принципом обеспечения гарантий реализации статуса личности является комплексность и полнота гарантий. Этим принципом должны руководствоваться в своей деятельности все государственные органы, органы местного самоуправления, общественно-политические организации и должностные лица.
2.2. Организационные механизмы административной защиты прав человека
В настоящее время прослеживается динамика развития правоотношений в сфере обороны и безопасности Российской Федерации, что влечет возникновение многих правовых вопросов реализации и защиты прав граждан в этой сфере. Так, продолжает трансформироваться законодательство о военных учебных центрах . При этом проблема обеспечения единообразных гарантий военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях и органах и из числа сотрудников таких военных учебных центров, до последнего времени не была разрешена и продолжает оставаться актуальной .
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебный порядок защиты прав и законных интересов является неотчуждаемым, данное право как способ разрешения споров не подлежит ограничению. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты. Законодатель употребляет понятие средств правовой защиты, реализация которого связана с осуществлением защиты прав и законных интересов в судебном порядке. Такие элементы административно-правовой защиты в судебном порядке, как средство, способ, мера, механизм, институт, форма, применительно к судебному порядку защиты имеют свои особенности.
В целом административно-правовые гарантии классифицируют на судебные (судебно-административные) и несудебные (административные), общие и специальные , выделяют административно-процессуальные гарантии прав граждан на различных стадиях административного процесса . Что касается правового статуса военнослужащих, как отмечают ученые, система их гарантий состоит из объективных гарантий: обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц по созданию условий и средств реализации правового статуса, ответственности за ненадлежащее исполнение, надзора и контроля прокуратуры и суда - и субъективных гарантий: возможности применения способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе путем обращения в суд. При этом государство реализует систему мер, направленных на реальное использование, эффективную охрану и защиту прав и свобод.
Анализ научной литературы позволил заключить, что большинство ученых разграничивают административно-правовую защиту в целом и административную защиту как внесудебную, реализуемую органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Под административно-правовой защитой подразумевают совокупность правовых и организационных мер, систему административно-правовых средств, при этом меры административно-правовой защиты выделяют также в качестве инструментов защиты, а в качестве механизма защиты называют административную ответственность . Под защитой прав и свобод человека и гражданина понимают также способ осуществления субъективного права, применяемый публичной администрацией либо самим гражданином (самозащита) в установленном законом порядке в целях восстановления нарушенных прав и свобод, на основании чего административно-правовую защиту прав и свобод человека и гражданина определяют как осуществление контрольно-надзорных мероприятий в отношении публичной администрации, должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина посредством использования специальных административных процедур. Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина характеризуют как закрепленные средства и способы, направленные на реализацию, соблюдение и защиту прав и свобод человека как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Такие механизмы выступают юридическими гарантиями, обеспечивающими защиту прав и свобод человека. Административно-правовые механизмы и институты защиты прав и свобод делят на судебные и внесудебные . Механизм защиты прав человека реализуется через деятельность государственных органов и учреждений. Под институтами защиты понимают систему государственных органов, уполномоченных осуществлять защиту прав человека, а одним из элементов механизма административно-правового регулирования защиты называют реализацию положений федерального закона .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина являются одним из основных способов защиты и обеспечения нарушенных прав личности. Особенность данных мер стоит в первую очередь в том, что гарантии прав и свобод реализуются посредством определенных действий (бездействий) уполномоченных на то государственных органов в лице правоохранительных органов, федеральных, региональных и местных органов власти.
В этой связи можно сформулировать общее понятие административно-правовых гарантий под которыми следует понимать систему правовых предписаний и юридически значимых действий участников правоотношений, при помощи которых достигается удовлетворение интересов личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законы и подзаконные акты
1. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О статусе военнослужащих" // "Российская газета", N 104, 02.06.1998.
2. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // "Российская газета", N 137, 27.07.2002.
3. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2019 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданина А.Е. Годунова" // СЗ РФ. 2019. N 13. Ст. 1454.
5. Постановление Правительства РФ от 3 июля 2019 г. N 848 "Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 28. Ст. 3774.
Материалы судебной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина" // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова" // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 531.
3. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019): утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Научная и учебная литература
1. Аврутин Ю.Е. Актуальные проблемы контрольно-надзорной деятельности публичной администрации в условиях «ручного управления» // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Н. Новгород, 9–10 июня 2016 г.) / Отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2016. С. 13–14.
2. Административное право. Практикум: учеб. и практ. для бакалавр. и спец. / под ред. А.И. Стахова. М., 2019. С. 69 - 70.
3. Волков А.М. Административное право России: Учебник. М.: Проспект, 2016. С. 156.
4. Зеленцов А.Б. Административная юстиция. Общая часть. Теория судебного административного права: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 95.
5. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Административно-правовые аспекты защиты конкуренции // Современное право. 2015. N 12. С. 47 - 52.
6. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 671 с.
7. Лусегенова З.С. Стандарты административного правосудия, или Современные правила применения КАС РФ // Судья. 2017. N 3. С. 53 - 56.
8. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. др. Конституционное право России. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
9. Общее административное право: в 2 ч. / Под ред. Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. и дополн. ч. 2. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2016. С. 80–90.
10. Павлова Л.В. Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов ребенка // Административное право и процесс. 2017. N 4. С. 41 - 44.
11. Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В. Административно-правовые механизмы защиты прав человека в зарубежных государствах // Административное право и процесс. 2017. N 9. С. 50 - 53.
12. Хазов Е.Н., Халилов Р.М. Правовые гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Вестник Московского университета МВД России. 2020 (3). С.147–151
13. Федотова Ю.Г. Особенности содержания административно-правовой защиты прав и законных интересов граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации в судебном порядке // Административное право и процесс. 2020. N 10. С. 44 - 47.
14. Фесько Д.С. Административно-правовые гарантии прав граждан и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора: природа, понятие, виды // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 165–171.