Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования орфографической грамотности является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить детей грамотно писать - этот вопрос всегда волновал учителей и ученых. Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий по правописанию. От того, каким образом и насколько эффективно будут заложены первые знания, умения и навыки орфографической грамотности у ребенка, будет зависеть дальнейшее изучение различных школьных дисциплин.
Главной причиной плохой орфографической грамотности являются несформированные орфографические навыки. Такой сложнейший навык формируется в результате длительных упражнений и основывается на умении распознавать последовательность звуков в слове, определять их сильные и слабые позиции, устанавливать морфемный состав слов, использовать правила правописания..
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
1.1 Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
• к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Так же Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2 Этапы развития орфографической зоркости
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи.
Обнаружение орфограмм облегчают их опознавательные признаки:
1. Первый опознавательный признак - несовпадение звука и буквы, произношения и написания. Например: при написании слова сад в конце слова он отчетливо слышит звук (т). Это несовпадение обнаруживается только тогда, когда ученик не только слышит слово, но и видит (или знает) букву. Поэтому, первый опознавательный признак неприменим в самостоятельном письме. Но он эффективен в процессе тренировок, входе анализа написанного текста, комментирования.
2. Второй опознавательный признак - это звуки и сочетания звуков, которые дают наибольшее количество несовпадений с буквами, следовательно, создают опасность ошибки. К ним мы относим такие «опасные» места, как о\а, и\е, б\п, г\к, в\ф, д\т, з\с, ж\ш, а также сочетания жи, ши, чу, шу, ча, ща, здн\зн, стн\сн, нч, нщ и другие. Постепенно у детей вырабатываются автоматизированные реакции на эти звуки, сочетания, и это становится основой орфографической зоркости,
3.Третьим опознавательным признаком является позиция слитно\раздельно, предлог\приставка, окончания слов (падежные, личные и пр), шипящие в абсолютном конце слов, стыки морфем, особенно приставки и корня. Объектом внимания становятся морфемы - приставки, корни, окончания, интерфиксы (соединительные гласные в сложных словах), постфикс - ся (-сь) у глаголов. Эти признаки носят общий характер, но существуют и частные признаки, обслуживающие определенное правило, определенный тип орфограммы.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА РАЗУМОВСКОЙ)
2.1 Примеры упражнений
Для того, чтобы формирование орфографических навыков было эффективным, необходим тщательные побор дидактического материала. Упражнения должны быть разнообразными (тут и помогают нетрадиционные способы изложения материала), они опираются на правила и различные варианты его применения с постепенным усложнением орфографических знаний.
В качестве примера можно привести ряд упражнения по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Упражнение 1. Магический квадрат: «О или А в корне слова?»
Подумайте, какую букву необходимо вставить на месте пропуска. Запишите ее в соответствующую клеточку
Слова для работы:
1) пол_скать (котенка), 2) находиться нед_леко, 3) зеленая д_лина, 4) спелая м_лина, 5) вишневое в_ренье, 6) ч_сы на башне, 7) пол_скать (горло), 8) пожухлая тр_ва, 9) р_синка на цветке, 10) схв_тить мяч, 11) отв_рить овощи, 12) осенние д_жди, 13) зап_х леса, 14) пл_довые деревья, 15) оч_ровательный ребенок, 16) мудрый препод_ватель, 17) к_рмить лебедей, 18) перем_хнуть через забор, 19) ст_ловая ложка, 20) сп_сательный круг, 21) несколько ч_стей, 22) зак_лять организм, 23) х_лмистая местность, 24) зак_тился под стол, 25) высокие обл_ка.
Закрасьте красным цветом клеточки, в которых вы написали букву О.
Упражнение 2. Исправлялки
Приснился Коле однажды страшный сон. Сидит на кухне мохнатый стакан с хвостиком, ну, точно, как котенок, и дверь в кастрюле с кипящим бульоном и печально на Колю смотрят. Спрашивает их мальчик:
- А почему вы такие необычные?
- Так ты ведь сам нас такими сделал! - возмущенно отвечают те.
- Когда? - не поверил им Коля.
- А когда написал «ПОЛАСКАТЬ СТАКАНЫ» и «ОТВАРИТЬ ДВЕРЬ».
Задумался Коля, как исправить ошибки, но так ничего и не придумал. А спать спокойно, без кошмаров хочется. Может, вы поможете?
2.2 Пример конспекта урока
В качестве примера использования упражнений при формировании навыков орфографической зоркости мы предлагаем конспект урока для 3 класса по теме: «Правописание безударной гласной в корне».
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд)
- Дорогие ребята!
- Начинаем наш урок!
II. Проверка дом. задания.
- Посмотрите внимательно на свои однокоренные слова и выберите те, которые подходят к схеме.
ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ (СХЕМА НАРИСОВАНА на слайде)
- Какие значимые части входят в состав этих слов? (приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что такое корень?
Ответы детей: Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- Что такое приставка?
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Что такое суффикс?
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Что такое окончание?
Ответы детей: Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много.
Правит в своей стране мудро и справедливо.
И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты.
Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.
III. Сообщение темы урока
– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)
– Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Правописание Безударных гласных в корне слова.)
– Совершенно верно, мы будем закреплять умение писать слова с безударной гласной в корне и, главное!, проверять их.
Ну, вот двери дома и открылись, перед нами тема урока.
V. Актуализация знаний
Прежде, чем приступить к работе по этой теме, надо составить алгоритм написания безударной гласной в корне, т.е. пошагово определить действия, которые мы выполняем, проверяя безударную гласную.
Поможет Дедушка Корень
1. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Дедушка Корень ставит перед нами грамматическую задачу - записать предложение, вставив пропущенные гласные.
По л.сной п.лянке проб.жала рыжая л.са.
Давайте разберёмся.
Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную? (подобрать проверочное слово)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе мы сделали попытку теоретически обосновать проблему развития орфографической зоркости у пятиклассников.
В качестве основы развития орфографической зоркости мы опираемся на системно-деятельностный подход в обучении, так как ФГОС считает данный подход основой обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - 2011. - с.4-25;
2. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. - 1999. - №4. - с.17-21;
3. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика/ А.В. Бутенко. – Красноярск: 2016. – 102 с.;
4. Вовк, С. М. Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по русскому языку. - М.: Издательство «Экзамен», 2021. - 126с.;
5. Гальперин, П. Я. Модель поэтапного формирования умственных действий: базовые аспекты и современные способы использования. - М., 2017. - 10с.;
6. Гузеев, В. В. Образовательная технология ТОГИС. - М., 2010. - 6с.;
7. Гусарова, Е. Н. Современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств . - М.: АПК и ПРО, 2014. - 174с.;
8. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя. - Спб: Альянс «Дельта», 2013. - 280с.;
9. Жданко, Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. - 2012. - с.
10. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии // Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах. - 1992;
11. Калайджян, Т.В., Кулик, В.Н. Проблема формирования орфографической зоркость у учащихся начальной школы в теории и на практике // Гуманитарная парадигма. - 2018. - с.20-28;
12. Кузнецова, А. А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования . - М., 2016. - 220с.;
13. Малявина, Т. П. Особенности структуры орфографического навыка // Акутальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - с.1-10;
14. Мищенкова, Л. В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет). - М.: Издательство РОСТ. - 235с.;
15. Муленко, Е.А., Фаустова, Ю. Ю. Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития критического мышления школьников, 2016. - 58с.;
16. Мусс, Г. Н. Применение алгоритмов на уроках в начальной школе как элемент педагогической технологии // Школьные технологии. - 2014. - с.127-133;
17. Плотникова, С. В. Изучение звукового строя русского языка в начальной школе // Филологический класс. - 2003. - с.22-30;
18. Селевко, Т. К. Энциклопедия образовательных технологий / В 2-х т. Т.1. - М.: Народное образование, 2005. - 816с.;
19. Скоморовская, Н. Б. Развитие критического мышления учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - с.1-7;
20. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 1998. – 112 с.