Фрагмент для ознакомления
2
Проблема цветообозначений постоянно находится под пристальным вниманием многих отечественных и зарубежных лингвистов, которые использовали различные подходы в её изучении. Наименования цвета исследовались с точки зрения их этимологии и исторического развития, системного подхода, символики, семантической структуры, с помощью психо- и этнопсихолингвистического подходов. Ряд исследователей занимались рассмотрением имён со значением цвета в плане сопоставления, изучались особенности их функционирования в художественных и фольклорных произведениях, а также в составе фразеологических единиц.
С течением времени вопрос цветообозначений не потерял своей актуальности. В наши дни появился ряд работ, где современные исследователи изучают прилагательные цвета с точки зрения разных наук, опираясь на опыт предыдущих учёных, подтверждая или опровергая более ранние гипотезы и теории.
Актуальность исследования определяется выдвинутой в современной лингвистике задачей широкого изучения различных единиц и звеньев системы языка, его коммуникативных возможностей и средств реализации их в речи, в частности художественной.
Особая значимость цвета (цветовых эпитетов, обозначений, целостных образов) в произведениях М. А. Булгакова несомненна и подтверждена рядом исследований. Однако почти все работы затрагивают проблему цвета скорее как вспомогательный инструментарий для решения иных задач Тем не менее цвет в художественном мире М. Булгакова можно рассматривать как один из основных элементов смыслообразования, способный организовывать все уровни текста.
Цель работы – исследовать прилагательные-цветообозначения в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца».
Описание функционирования единиц лексико-тематической группы «цвет» определило необходимость решения конкретных задач:
• Изучить историю изучения и понятие цвета;
• Рассмотреть цветосемантику;
• Проанализировать цветообозначение в повести М. Булгакова «Роковые яйца».
Методологической основой для решения поставленных задач были использованы методы лингвистического наблюдения и описания.
Научная новизна состоит в рассмотрении семантики и функционировании цветообозначений в повести М. Булгакова «Роковые яйца».
Объектом исследования является повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца».
Предмет работы служат цветовые наименования, выделенные в произведении.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Цвет и цветосемантика
1.1. История изучения и понятие цвета
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
Цвет изучается многими точными, естественными и гуманитарными науками, является основным компонентом большинства видов искусств. Общей концепции данного термина так и не выявлено, как в рамках науки любого направления, изучающего данный феномен, так и в области искусств.
Рассматривая понятие «цвет» с позиции точных наук, выделяются следующие определения:
Если рассматривать данный термин с позиции физики, цвет – это «отличительное качество поверхностей тел либо всей массы тела, расцениваемое глазом после воздействия на сетчатку световых лучей, распространяющихся от данных плоскостей или же через тела к глазу. Цвета могут быть естественные – от природы тел (серебро, дуб, пепельный) и искусственного происхождения – при помощи положенных на поверхность тела красок либо специальных тонких прозрачных и прочных плёнок» .
В Большой Советской энциклопедии даётся следующее определение: цвет – качество объектов материального мира, улавливаемое как осознанное визуальное ощущение. Любой цвет даётся человеком объектам в ходе зрительного контакта .
Весьма емкую формулировку выделяют физики Дин Джадд и Гюнтер Вышецки: «…сам по себе тон никак не склоняется к исключительно физическим либо полностью физиологическим действам. Он предполагает собой характеристику оптический энергии (как явление физики), посредничеством зрительного восприятия (как явление психологии)» .
Научно-технический энциклопедический словарь дает такое определение: «Цвет – ощущение, воспринимаемое мозгом, когда свет определенной яркости и конкретной длины волны попадает на сетчатку глаза».
С позиции естественных наук, Артур Шопенгауэр рассматривает тон как физиологическое явления, как эффект работы органов зрения. Цветовые ощущения, согласно его суждению, – такое состояния глаза, которое никак не обладает прямой зависимостью с внешней средой и никак не способно правильно её отражать. Теория Шопенгауэра оказала существенное воздействие на образную практику модернизма.
С точки зрения психологии цветовые ощущения – одна из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания. Мир бесцветен, цвета в природе нет, есть впечатления о некой реальности, представимые в цветовых ощущениях. Вследствие этого реальность цветового ряда «является кажущейся» .
Цвет охватывает в себе способности закономерного и эмоционально-образного методов познания мироздания. Данная оценка цвета значительна для философии, так как цвет в этом случае имеет возможность исследоваться таким же образом, как и перевод невербального (эмоционально-образного мышления) в уровень словесного.
Кроме этого, специалисты по психологии объединяют цвет с чувствами человека: у любого чувства собственная определённая роль в цветовом пространстве, т. е. любое чувство отвечает какому-либо оттенку, а любой тон порождает определённые эмоции.
С позиции гуманитарных наук выделяются следующие определения.
В словаре нейролингвистического программирования предлагается такой вариант трактовки термина: «Цвет – это «световые лучи, энергетические волны, воспринимаемые и различаемые глазом и играющие важную роль в культурном и психическом мировосприятии людей .
Следующее определение дает энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы». По мнению авторов, цвет – «качество различных материальных предметов испускать и отображать световые волны установленной части спектра; особенности света, идущего сквозь окрашенную сферу, усваивать её расцветку. Под цветом подразумевают цветовой характер, характеризующий индивидуальность и естество каждого предоставленного цветового нюанса. Символизм тона базируется на полярности двух групп цветов: теплого тона, сопряженного с течениями ассимиляции, и холодного, связанного с действиями диссимиляции, – таким образом, устанавливается цветная символика экспертами. К первой группе они причисляют тона: ярко-оранжевый, красноватый, белоснежный и желтоватый; к противоположной группе – лазурный, чернильный, сиреневый и голубой» .
Удивительную концепцию предлагает лингвист Джордж Лакофф. В труде «Женщины, огонь и опасные вещи», он говорит о том, что цвета, как такового, в материальном мире в принципе нет. С его точки зрения, цвет – это индивидуальная группа ощущений, которых не предполагается в природе.
Также, он утверждает, что «...было бы ошибочным утверждать, что присущие человеку категории объективно существуют «в мире», внешнем по отношению к человеческим существам. По крайней мере, некоторые категории воплощены. Например, цветовые категории детерминированы одновременно и объективным материальным миром, и особенностями биологии человека, и человеческим мышлением, и культурными факторами» .
Российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев заметил на этот счет следующее: «В природе существуют качества, которые предписывают наличие внеприродного и внечеловеческого разума. Сочетание оттенков и красок в первородной, не измененной человеком, природе – всегда прекрасно. Художник раскрывает произвольно либо непроизвольно красоту, формируемую надприродным сознанием, что в данном случае люди обязаны признавать» .
Вопрос о цвете особенно тщательно рассматривался с позиции философии искусства. Значительными фигурами этой области в данный временной промежуток считаются Шеллинг и Гегель, которые вводят такие понятия как цвет и свет в собственные эстетические концепции. По мнению Шеллинга, цвет – это следствие аллелопатии света и несвета, то есть тела. Гегель же считает, что цвет – это установление основ колорита, присущих романтическому художеству: тон дает одухотворенность и красочность .
1.2. Цветосемантика
Цвет сопровождает нас повсюду, поэтому цветосемантика – очень древнее и, вместе с тем, очень молодое направление. Оно объединяет множество отраслей науки – здесь и психология, и литературоведение, и лингвистика, и колористика, и множество других прикладных видов науки.
Развитие цветосемантики – цветового символизма – началось задолго до появления какой бы то ни было науки, еще в религиях древних племен. В те времена цвет был тесно связан с сакральными представлениями древних народов о божественных силах и силах природы. Восприятие цвета в традициях разных культур было различным, в зависимости от многих факторов – географического положения, климата, численности и уровня развития той или иной культуры. Но значение цвета для всех было общим – мифологическим, тесно связанным с религиозными представлениями. Люди с незапамятных времен придавали особое значение цвету, что нашло отражение в народных преданиях и древних мифах, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
Цвет мог символизировать состояние человека или его положение в обществе: красный цвет, например, всегда считался цветом знати и богатства, точно также как и золотой. Серый же, напротив, цвет низших, бедных сословий. Белый мог служить как показателем невинности и чистоты (младенцы, божественные одежды), так и символом траура.
Следующий виток развития цветосимволизма был совершен гораздо позднее – в ХVII веке. Главной работой о цвете становится трактат И. В. Гёте.
Самое развернутое сочинение на тему света и цвета, в котором отразились античные воззрения, – это «Учение о цвете» И.В. Гете.
В этом цикле статей, которые создавались с 1790 по 1810 гг., немецкий поэт рассматривает проблемы психологии и физиологии восприятия цветов и пытается объяснить цвета в природе. Это исследование Гете, как в целом и вся его деятельность в области хроматики, было направлено против оптики Ньютона. Негодование поэта вызвал опыт Ньютона по разложению света на цвета спектра: Гете попытался повторить этот опыт, но ему не удалось добиться такого же результата, и он пришел к выводу об ошибочности взглядов английского ученого. Разрабатываемое Гете учение должно было, по его замыслу, опровергнуть математическую физику света Ньютона.
Гете не дает в своей работе определение света, но ясно, что для него свет – нечто изначальное и неразложимое. В гетевских «Максимах и рефлексиях» читаем: «Свет и дух, первый, царящий в физическом, второй – в нравственном, являются высочайшими мыслимыми неделимыми энергиями» . Понятие энергии – одно из важнейших для неоплатонизма; у Плотина имеется трактат «О потенции и энергии» (II 5), где философ трактует энергию в аристотелевском духе как «выразительную сторону бытия», в которой «выражается внешним образом то, что является внутренним содержанием соответствующего предмета» . Кроме того, свет физического мира предстает в этом определении как символ, отражение интеллигибельной сферы бытия, представляющей собой особый свет – духовный, а, в сущности, тоже физический, только более «тонкий», – что полностью соответствует платоновской концепции.
Разложение света – этой «высочайшей» «неделимой энергии» – невозможно, по мнению Гете, поэтому он предпринимает попытку объяснить возникновение цветов особенностями зрительного восприятия человека.
Мы видим свет и производимые им цвета благодаря тому, что в нашей внутренней природе имеются соответствия свету и цветам. Гете пишет: «Глаз обязан своим существованием свету. …Свет вызывает к жизни орган, который должен стать его подобием; так глаз образуется с помощью света для света, чтобы внутренний свет выступил навстречу внешнему.
Нам приходит при этом на память древняя ионийская школа, которая все повторяла с такой значительностью, что только подобным познается подобное; также и слова древнего мистика… . «Древний мистик», упоминаемый Гете, – это Плотин, который, как уже было сказано, с помощью зрительных образов сформулировал мысль о необходимости тождества между субъектом и объектом познания .
Отказываясь дать определение света, Гете все-таки предлагает определение цвета: «Цвет есть элементарное явление природы, которое раскрывается чувству зрения, обнаруживается, подобно всем прочим, в разделении и противоположении, смешении и соединении, передаче и распределении, и т.д., и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады / В.М.Акимов. – М.: Народн.образ., 1995.
2. Артюшин Л.Ф. Цвет. /Большая Советская энциклопедия [электронный ресурс] // bse.sci-lib.com: Большая советская энциклопедия. Электрон. данные. URL: http://bse.scilib.com/article120278.html
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.– СПб.: Семеновская Типолитография, 1903
4. Булгаков М. А. Избр. соч. В 3 т. Т. 1. М. ; СПб. : Литература : Кристалл, 1997.
5. Булгаков, М.А. Избранные сочинения. В 2 т. T.l. – М.: РИПОЛ КЛАССИК. 1997.
6. Булгаков, М.А. Роковые яйца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/bulgakov_mihail_afanasevich/rokovie_yayca/read
7. Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964.
8. Гете И.В. Учение о цвете. Теория познания. Пер. с нем. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
9. Джадд . Д. и Вышецки Г., Цвет в науке и технике, М.: Мир – 1975
10. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2004
11. Канаев И.И. Гете как естествоиспытатель. Л.: Наука, 1970. – с. 287
12. Кандинский, В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992
13. Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004
14. Лихачев Д. С., Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992
15. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – с. 381
16. Мостепаненко Е.М. Свет в русской природе как источник художественного творчества. М.: Художественное творчество, 1986
17. Плотин. О прекрасном (I 6). Пер. А.Ф. Лосева // Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – с. 559
18. Ценёв В., Словарь нейролингвистического программирования. – Новосибирск.: НЛП, 2003
19. Шеллинг Ф. В., Философия искусства. – М.: Мысль, 1999
20. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид. 1999.
21. Юшкина Е. А. Поэтика цвета и света в прозе М. А. Булгакова : автореф. дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2008. URL: http://www.dissercat.com/content/poetikatsveta-i-sveta-v-proze-ma-bulgakova