Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты трансактного анализа
1.1. Сущность трансактного анализа в его историческом развитии …………6
1.2. Виды трансакций …………………………………………………………...11
1.3. Игра в трансактном анализе ……………………………………………….13
1.4. Внешнее проявление эго-состояния ………………………………………15
Глава 2. Аспекты применения трансактного анализа
2.1. Трансактный анализ в конфликтологии …………………………………..18
2.2. Трансактный анализ типов поведения …………………………………….20
2.3. Трансактный анализ в консультативной психологии ……………………22
Заключение ………………………………………………………………………26
Список использованной литературы …………………………………………..28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Трансактный анализ, применяемый сегодня в психотерапии, консультировании, образовании, организационной психологии, является актуальным способом и средством решения широкого спектра проблем: от трудностей повседневной жизни до серьезных психических нарушений. Психотерапия с применением трансактного анализа реализуется и в клиниках, и в частной практике. Трансактный анализ в консультировании помогает выработать способы эффективных действий в проблемных ситуациях. Освоение транзактного анализа преподавателями и учащимися в процессе обучения повышает эффективность их взаимодействия. Организационное применение транзактного анализа направлено на понимание процессов, происходящих в организациях, развитие стратегии достижения целей организаций и построение функциональных отношений сотрудников.
Такое широкое применение трансактного анализа делает актуальным его изучение, освоение практико-ориентированных технологий и дальнейшее научно-методологическое обоснование путей развития.
Целью нашей работы является ознакомление с теоретическими основами трансактного анализа.
Задачи:
- выявление сущности трансактного анализа в его историческом развитии;
- изучение аспектов применения трансактного анализа;
- анализ внешнего проявление эго-состояний.
Объект изучения – теория трансактного анализа.
Предмет изучения – сущность и особенности трансактного анализа.
Наряду с создателями трансактного анализа (Э. Берн, М. Гулдинг, Р. Гулдинг) изучением перспектив и направлений его развития занимались зарубежные и российские ученые (А. Басов, В. Бондарева, Ф. Инглиш, Т. Калер, Т. Харрис и др.).
В области трансактного анализа сделаны важные теоретические разработки: теория социальных взаимодействий, основанная на концепции транзакций (Э. Берн), концепция психологических «голодов» (Э. Берн), определяющая психологические потребности личности, играющие ведущую роль в межличностной коммуникации; концепция эмоциональной грамотности (К. Штайнер), позволяющая осознанно управлять эмоциональными проявлениями личности с учетом возможных последствий для самого человека и его взаимоотношений; концепция психологических игр (Э. Берн, С. Карпман), определяющая природу повторяющихся неаутентичных взаимодействий со скрытым подтекстом; концепции обесценивания и пассивного поведения (Д. Шифф), показывающие механизм навязывания симбиотических ролей в межличностном взаимодействии; концепция циклов детского развития (П. Левин, Д. Иллсли-Кларк), определяющая основные стадии психологического развития детей, задачи, решаемые детьми на этих стадиях, оптимальное поведение родителей, а также закономерности повторения стадий развития во взрослом возрасте; теория развития групп и организаций (Э. Берн, П. Кларксон) и др.
Теоретической основой нашего исследования является системный подход как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин).
Гипотеза нашего исследования выражается в предположении о том, что трансактный анализ является актуальным, практически востребованным и теоретически развивающимся методом психологического исследования личности и формирования модели ее поведения.
Методы исследования – теоретический анализ научной и учебной литературы по теме исследования: обобщение, сравнение, абстрагирование, синтез и др.
Исследование представляет практическую значимость при изучении психотерапии, психологического консультирования, проведении психологической диагностики.
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты трансактного анализа
1.1. Сущность трансактного анализа в его историческом развитии
По определению Международной ассоциации транзактного анализа он «представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности» [22].
Основатель транзактного анализа американский психиатр и психотерапевт Эрик Берн определил его как «теорию личности и социальных взаимодействий и клинический метод психотерапии, основанный на анализе всех возможных транзакций между двумя или более людьми» [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Басов А.Н. Особенности клиники, терапии и превенции основных форм невротических расстройств в модели трансактного анализа : автореф. дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2004. 24 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди : Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры : Психология человеческой судьбы. СПб. : Лениздат, 1992. 399 с.
3. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. СПб : Изд-во Междунар. фонда истории наук, 1001. 424 с.
4. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. М.: Академический проект, 2001. 316 с.
5. Берн Э. Лидер и группа : О структуре и динамике организаций и групп / Пер. А. А. Грузберг. Екатеринбург : ЛИТУР, 2004. 317,
6. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
7. Бондарева В.В. Образовательный трансактный анализ как средство психолого-педагогической поддержки учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 20 с.
8. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения / пер. М.В. Сариной. М.: Класс, 1997. 288 с.
9. Деньщиков В.К., Лыкова О.А. Аспекты применения трансактного анализа // Научные исследования и современное образование : сборн. материалов VIII Межд. научн.-практ. конф. «Научные исследования и современное образование». Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. С. 132-135.
10. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выиграть. Трансакционный анализ с гештальд упражнениями. М. : ТЦ Сфера, 2008. 336 с.
11. Дмитриева Н. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии [Электронный ресурс] // Психологи на b17.ru. URL: https://www.b17.ru/blog/22959/ (дата обращения 24.04.2021)
12. Добрынина А.И. Трансактный анализ в конфликтологии // Инновационные подходы в отраслях и сферах. 2018. Т. 3. № 6. С. 50-51.
13. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Трансактный анализ: новое прочтение // Мир психологии. 2016. № 4 (88). С. 256-261.
14. Иан С., Вэнн Д. Современный трансактный анализ / пер. Д. Касьянов. М.: Метанойя, 2017. 434 с.
15. Инглиш Ф. Быть ли терапевтом / пер. Д. Сыровенко [электронный ресурс] // Психологи на b17.ru. URL: https://www.b17.ru/article/143373/ (дата обращения 23.04.2021)
16. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. М. : Сфера. 2004. 188 с.
17. Карпман С.Б. Жизнь, свободная от игр: подлинная книга о «Драматическом треугольнике» и «Треугольнике сочувствия» от создателя и автора, доктора медицины Стивена Б. Карпмана / пер. Д. Касьянова. СПб : Метанойя, 2016. 337 с.
18. Кларк Д.И., Конни Д. Много – это сколько? Как не избаловать любимого ребенка М.: Эксмо, 2016. 384 с.
19. Психопунктура Калера // Психотерапевтическая энциклопедия / Ред. Б.Д. Карвасарский. М.: Академия, 1998. [электронный ресурс] // URL: http://med.niv.ru/doc/encyclopedia/psychotherapeutic/articles/306/psihopunktura-kalera.htm (дата обращения 23.04.2021)
20. Литвак М. Психологическое айкидо. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 441 с.
21. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. М.: Эксмо, 2004. 352 с.
22. Международная ассоциация трансактного анализа [электронный ресурс]. URL: http://itaaworld.org (дата обращения: 23.04.2021)
23. Моисеенко В.О., Веселкова Е.А. Трансактный анализ Э. Берна в консультативной психологии // Научно-практические исследования. 2019. № 3.2 (18). С. 48-49.
24. Савельева С.С. Трансактный анализ в психотерапии // Научный обозреватель. 2014. № 6. С. 62-63.
25. Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 330 с.
26. Тазетдинова Р.Р. Эго-состояния в структуре языковой личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 652. С. 258-268.
27. Трансактный анализ [электронный ресурс] // Психологический центр РАП. URL: http://rospsy.org/category/education/ta/ (дата обращения 24.04.2021)
28. Сафронов А. Теория пассивности Шиффов [электронный ресурс] // Психологи на b17.ru. URL: [электронный ресурс] // Психологический центр РАП. URL: http://rospsy.org/category/education/ta/ (дата обращения 24.04.2021) (дата обращения 23.04.2021)
29. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1. С. 3-24.
30. Харрис Т. Я – ОК, Ты – ОК / пер. С. Степанов. М.: Академический проект, 2014. 256 с.
31. Шейнов В.П. Типология поведения при открытом и скрытом взаимодействиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 5-11.
32. Штайнер К. Сценарии жизни людей / пер. Е. Клиорина. СПб.: Питер, 2018. 416 с.
33. Шустов Д.И. Трансактный анализ. Москва : Когито-Центр, 2019. 368 c.
34. Шафер Д., Карлинс М. Включаем обаяние по методике спецслужб / пер. А. Анваер. М.: Манн Иванов и Фербер, 2017. 336 с.