Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие инновационного развития появилось в лексиконе российской педагогической науки с началом модернизации системы образования, старт которой был положен в 90 -х гг. ХХ в. Такие термины, как «инновационные подходы», «инновационные методы и технологии», «инновационный потенциал», «инновационное учебное заведение» приобрели широко распро-странённый характер, однако при этом их содержание остается дискуссионным.
Инновация, как педагогический приём, не есть безусловное новшество для российской системы образования, которая прошла в своём развитии несколько эволюционных этапов, в ходе которого традиционализм сменялся прогрессом, но имели место и обратные тренды, когда прогрессивные формы, методы и способы обучения принудительно замещались на консервативные (и это можно наблюдать даже сейчас, когда многие частные и государственные образовательные учреждения стремятся вернуться к так называемым историческим корням). Педагогические новации, новаторство (как способ организации педагогической деятельности) - это в первую очередь нестандартность образовательно-воспитательных методик в широком понимании. При этом в ряде случаев в современной педагогической литературе понятия новации и инновации разделяются как термины, различающиеся масштабом планируемых и воплощаемых целей и задач в первом случае - частным, во втором - системным.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов нашей страны. В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности: общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой; с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.[4]
Объектом исследования курсовой работы являются педагогические инновации.
Предметом исследования курсовой работы значение и направление реализации педагогических инноваций.
Целью работы является выделение практического значения педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализаций педагогических инноваций в образовании.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие педагогических инноваций;
- рассмотреть сущность, классификацию и направления педагогических инноваций;
- изучить технологию и условия осуществления инновационных процессов;
- рассмотреть основные признаки инновационной деятельности педагога;
- изучить современные инновационные технологии в педагогике.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы педагогов, синтез, обобщение.
1. Педагогические инновации
1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
Одна из важных задач внедренной в стране системы непрерывного образования - создание инновационной среды в образовательном процессе.
Использование инновационных технологий в обучении требует от учителя многогранной исследовательской и практической деятельности [1, 28].
В процессе внедрения непрерывного образования в стране было обновлено содержание образования, модернизированы учебные планы и учебные дисциплины. Этот процесс требует модернизации других компонентов образовательного процесса: методов, инструментов и форм обучения посредством инноваций.
Модераторы, работающие со временем, получают начальный опыт использования интерактивных методов, педагогических и информационно-коммуникационных технологий в обучении в соответствии с вышеуказанными требованиями [2, 11].
Внедренное в стране нововведение в системе непрерывного образования осуществляется следующим образом:
• Информационные и коммуникационные технологии - технологические инновации;
Технологии, обновляющие содержание образовательного процесса, его протекания и активизирующие познавательную деятельность студентов - педагогические инновации;
• Современные экономические механизмы в сфере образования - экономические инновации;
• Современные структуры в сфере образования - организационные инновации.
Известно, что комплексное внедрение указанных нововведений в образовательный
процесс требует от учителя определенных методических знаний, навыков и умений, а также педагогической компетентности (компетенции).
Приобретение современных методических знаний, навыков и умений учителя, а также наличие педагогической компетентности (умений) является основой развития разносторонней личности в его педагогической деятельности.
Известно, что комплексное внедрение указанных нововведений в образовательный процесс требует от учителя определенных методических знаний, навыков и умений, а также педагогической компетентности (компетенции).
Ниже приводится обзор содержания учебного процесса, его курса и технологий, активирующих познавательную деятельность студентов - педагогических новшеств.
Термин «Педагогическая технология» был определен каждым ученым, исследовавшим этот вопрос со своей точки зрения. Полного и единого определения этого понятия пока не принято. Наиболее подходящим из этих определений является определение, данное ЮНЕСКО.
Педагогическая технология - это совокупность систематических методов, позволяющих определить взаимодействие человеческого потенциала и технических ресурсов в процессе преподавания и обучения с целью оптимизации форм обучения.
Человеческий потенциал относится к педагогической и учебной деятельности учителя, а технические ресурсы относятся к методам и инструментам обучения.
Существует три уровня педагогической технологии:
1. Общая методическая степень. На общепедагогическом (общедидактическом, общеобразовательном) уровне разрабатываются общие закономерности педагогической технологии, концептуальные основы, особенности организации и управления познавательной деятельностью учителя и ученика.
2. Под специальным методическим уровнем понимается совокупность методов, средств и форм обучения, используемых для внушения содержания образования студентам с целью реализации конкретного предмета, целей и задач учебного процесса курса.
3. На локальном (модульном) уровне в определенной части образовательного процесса понимается технология, направленная на решение конкретной дидактической и образовательной цели этой части.
Упомянутые выше три уровня педагогической технологии дополняют и требуют друг друга.
Педагогические технологии, успешно применяемые в системе образования развитых стран и развитые в дидактике, в корне меняют содержание традиционного образования и организацию учебного процесса, в котором доминирует современная система образования. классифицируются в соответствии с их ориентацией на изменения.
Уровни применения педагогических технологий.
I. По строению человека:
• Педагогические технологии формирования знаний, навыков и компетенций.
• Технологии умственной деятельности, направленные на формирование приемов умственной деятельности.
• Эмоционально-этические технологии, призванные формировать эстетические и нравственные отношения.
• Эвристические технологии, направленные на развитие творческой активности.
II. По содержанию и структуре:
• Образовательные технологии;
• Технологии светского и религиозного образования;
• Общеобразовательные и профессиональные
Фрагмент для ознакомления
3
Азизходжаева Н.Н. Педагогическая технология и педагогическое мастерство. Методическое пособие. Ташкент, 2019. ТГПУ.
2. Толипова Ю.О. Педагогические технологии в обучении биологии. Учебник. Ташкент: «Чолпон», 2019.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 - ФЗ (в редакции от 06.02.2020 N 9-ФЗ). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 N 611 (ред. от 28.12.2017) «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе обра-зования». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150864/
3. Постановление Правительства Хабаровского края «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаров-ского края» (с изменениями на 8 октября 2019 года)». [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/995153522
4. Постановление Правительства Республики Дагестан «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан (с изменениями на 23 декабря 2019 года)». [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/430600208
5. Ангеловски К. Учителя и инновации (пер. с македонского). / К. Ангеловски. - М.: Просвещение. - 2019.
6. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада - М.: Наука, 2018.
7. Гулакова М.В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация / М.В. Гулакова, Г.И. Харченко // Концепт. - 2018. - №. 11 (27).
8. Животовская И.Г. Инновационная политика и региональное развитие в современном мире / И.Г. Животовская, Т.В. Черноморова. - М.: Directmedia, 2017.
9. Жукова О.А. Инновационный потенциал гуманитарной стратегии культуры и образо-вания / О.А. Жукова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2016. - №. 1 (01).
10. Ломакина Т.Ю. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты. / Т.Ю. Ломакина, А.В. Бычков, М.А. Аксенова, М.В. Никитин // Среднее профессиональное образование. - 2019. - Т. 2. - № 5.
11. Мандель Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности / Мандель Б.Р. - М.: Directmedia, 2016.
12. Список НИУ (2019). Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. - URL: https://strategy.hse.ru/list
13. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети / А.М. Цирульников // Вопросы образования. - 2019. - № 2.
14. Черноскутова И.А. Инновационная деятельность как фактор экономического развития университетов / И.А. Черноскутова, Е.А. Колмыкова // Вестник Университета (Государствен-ный университет управления). - 2019. - №. 7. - С. 198-201.