Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Социальные сети играют важную роль в становлении идентичности и самопрезентации личности. В то же время они влияют и на формирование самоидентификации, что «является одной из форм творчества человека, с помощью которой осуществляется самопознание, самостановление, реализация своего неповторимого «Я», поиск своего социального назначения, что позволяет получать преимущества в конкурентной борьбе с другими социальными субъектами, которые действуют в социокультурном пространстве».
Каждая личность проходит основные этапы социокультурной самоидентификации: распознавание, получение и подтверждение, декларирование.
На первой стадии происходит познание норм, ценностей, приоритетов и ролевых установок, которые предлагает окружение, их пропаганда для утвердительного идентичности общества, получения позитивной оценки социума через настоящую или виртуальную реальность, а значит идентификация норм, приоритетов, ценностей, образцов поведения, вкусов через виртуальную/реальную коммуникацию и дистанцирования от этих понятий.
Молодежь опасается открывать свою личность в сети. Современные психологи отмечают, что люди, которые придумывают себе идентичности в интернете, в реальной жизни продолжают переживать и говорить о виртуальных событиях, наделяя их такой же или даже большей значимостью, чем то, что случилось на самом деле.
Глава 1 Теоретические основы. Особенности самоидентификации молодежи
1.1 Характеристика и сущность социальных сетей
Проблема исследования роли и места социальных сетей в пространствах современного общества обусловлена тем, что сети превратились в своеобразный глобальный координационный центр социальных связей, поскольку они способны компенсировать не только нормативный вакуум, а и регулировать коммуникативные процессы в виртуальном пространстве, что есть особым свойством современного уровня развития системы социальных коммуникаций.
Проблема рассмотрения социальных сетей, как конструктора социальной среды современного общества актуализирует исследования содержания функциональных возможностей коммуникации с использованием социальных сетей, характера и требований к общению в условиях новой социальной среды .
Сегодня широкую популярность приобретает сетевая коммуникация, в частности, социальные сети. Последние выступают инструментом, с помощью которого большое количество пользователей глобальной сети получает дополнительные возможности в общении и распространении информации разного социально-культурного значения. Проблемная ситуация объясняется возникновением противоречий между быстрым распространением общения в сетевом пространстве и уровнем научно-теоретического обобщения социологических проявлений их влияния на общественные связи, формированием сетевой культуры, процессами самоорганизации сетевых сообществ и попыткой использования старых схем регулирования виртуальных социальных связей.
Социокультурные преобразования, информационно-технологическая революция, распространение информатизации в глобальном масштабе является неотъемлемым элементом процессов изменения современного общества. Появилась его новая форма – сетевое общество. В основу этого общества положен сетевой принцип организации, объединяющей и новую экономику, и деловое общение, и глобальный обмен информацией и знанием.
За последние несколько лет социальные сети, в которых каждый день регистрируется все больше и больше людей, приобрели экстремальную популярность.
С развитием информационно-коммуникационных технологий, социальные сети заняли важное место в жизни общества и не удивительно, что количество пользователей самых популярных соцсетей превышает население государств.
Социальная сеть – социальная структура, объединяющая людей с одинаковыми интересами, предпочтениями, или просто для общения и поиска новых знакомств. Основная цель создания социальных сетей – общение людей между собой .
В современном мире огромное количество контактов осуществляется через Интернет. Благодаря социальным сетям люди с разных частей мира получили возможность общаться друг с другом. Социальные сети становятся пространством формирования и закрепления различных культурных стереотипов.
В Интернет-среде формируется свой специфический дискурс, который изменяет характер взаимодействия между индивидами. Социальные сети практически не поддаются внешнему контролю, не имеют единого центра, а поэтому каждый в праве действовать в них так, как считает нужным.
Социальные сети характеризуются как современные прогрессивные средства коммуникации. В первую очередь они объединяют людей всего мира в определенную целостность, дают им возможность общаться, спорить, вести разговор и в конечном итоге приходить к какому-либо результату.
1.2 Социализация молодежи средствами сети Интернет
Развитие информационно-коммуникационных технологий изменяет дистанцию между людьми: спутниковая связь, телевидение, мобильная телефония, интернет делают условными границы, отделяющие людей друг от друга, устраняют привязку людей к определенной территории, объединяют их в единое глобальное информационное, политическое, экономическое, культурное, интеллектуальное и духовное пространство.
Это особенно актуально для студентов, которые хотят общаться и общаться на всех социальных уровнях.
Интернет стал неотъемлемым атрибутом современного общества-атрибутом, который стал не просто новым видом фрагмента социальной ткани, а фактором изменения социокультурной жизни в целом: интенсифицируется социальное взаимодействие, увеличивается объем информации и увеличивается разнообразие моделей и мотивов, вырабатываются новые формы зависимости как индивидуально-психологического (компьютерная зависимость), регионального и национального уровней (информационный блок), появляются новые способы представления и усвоения социального опыта, новые инструменты управления и контроля над обществом .
На современном этапе развития информационного общества Интернет все больше становится социальным институтом. Это объясняется тем, что «новая коммуникационная среда постоянно втягивает в себя многочисленные фрагменты общества».
В Интернете коммуникационную среду можно рассматривать как виртуальное пространство, в котором происходят различные события.
С внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий меняется сама природа виртуальности - появляется специфическое пространство, которое социализируется при переходе в виртуальную среду. Студенты все больше времени проводят в этой среде, активно участвуют в процессах социализации, иногда даже не осознавая этого.
Под влиянием интернета меняется образ жизни студенческой молодежи - структура досуга, привычные каналы получения информации, характер межличностных взаимодействий.
Стоит отметить, что в виртуальном пространстве одни социальные нормы могут быть заменены другими. Социальный опыт создает и определяет структуру ценностей, но сами ценности влияют на социальный опыт. Совокупность ценностей конкретных людей формирует систему ценностей общества, которые обычно влияют на проявления социальности молодежи.
Социализацию студентов средствами массовой коммуникации (СМК) в сети Интернет можно охарактеризовать как процесс их активного усвоения социальных норм и ценностей, транслируемых средствами массовой информации, и их трансформации в собственную систему социальных установок и ценностных ориентаций, обеспечивающих гармоничное вхождение в реальную социальную жизнь.
Студенты активно участвуют в различных транзакциях в Интернете. В первую очередь они используют информационные материалы для подготовки рефератов или сайты готовых рефератов, социальные сети, изучает новые предметы или занимается дистанционно, смотрят фильмы, слушают музыку, пользуются ресурсами виртуальных библиотек. Современные компьютерные системы обеспечивают неограниченный доступ к информации, но только индивидуум может ее отбирать и подбирать в соответствии с потребностями индивидуума .
Можно сказать, что интернет-среда, в которой молодежь, в том числе студенты, проводит значительную часть своего времени, влияет на ее формирование. Поскольку каждый индивид создает свое социальное пространство в Сети, его ценности переносятся из реальной жизни в виртуальную, а оттуда снова попадают в реальную.
Вне всякого сомнения, с каждым годом ИС занимают все более важное место в жизни молодых людей. Большинство студентов проводит много времени в сети. В общем, Интернет для молодежи становится привычным и необходимым атрибутом жизни. Существенно влияет на социализацию общение студентов. В общей картине 19,5% из них отдают предпочтение таким коммуникационным технологиям, как чаты, электронная почта и форумы.
Глава 2 Самоидентификация в социальных сетях как форма самовыражения молодежи
2.1 Особенности самоидентификации молодежи в современном обществе
Молодежь в любом обществе является отражением социальной действительности, в условиях которой она живет. Отношение общества к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся лакмусовой бумажкой по оценке общества и его способности прогрессировать.
Становление независимого российского государства сопровождается социально-политической и экономической трансформацией, что порождает изменения в социально-экономической, политической жизни общества, в результате которых происходит перераспределение между уже существующими группами общества и такими, которые только возникли. Не смотря на новые условия, для каждого молодого человека становится актуальным поиск своего места и статуса в общественной структуре, то есть самоидентификации .
Самоидентификация является важнейшей детерминантой становления и сохранения целостности личности, потому что человек, который не осознает своей роли в системе социальных отношений (по полу, возрасту, гражданской, этнической, территориальной, профессиональной принадлежностью) лишенная всякой способности не только ориентироваться в обществе, но и целенаправленного определения жизненных стратегий.
Для самоидентификации молодежи характерна изменчивость и уязвимость ценностных установок. Это связано с неопределенностью жизненных позиций молодежи, что естественно для периода ее становления. В условиях активного поиска молодежью своего предназначения особенностью является обостренное чувство потребности во внешней поддержке. Кроме того, процесс самоидентификации порой становится болезненным для многих молодых людей, потому что иногда они остро чувствуют свои ошибки в выборе той или иной позиции. Неверно рассчитав свои силы, они не могут получить желаемой реакции от окружения, сталкиваются с отчуждением, вследствие чего среди молодых людей часто распространена депрессия, самоизоляция и неуверенность в себе.
Рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, устранив слаженные и убедительные этнические, политические и другие нормативные системы, которые регламентируют поведение и состояние молодежи. В то же время они способствовали формированию широкого спектра новых идей и ценностных ориентаций, расширили репертуар жизненных сценариев и диапазон поведенческих стилей для молодежи.
Вместе с тем, через СМИ активно формируется стереотип легких заработков, расширяется реклама дорогих развлечений и видов досуга, что влияет на процессы социального становления молодежи и приводит к восприятию рынка как средства наживы и собственного обогащения, что является основой девиантного поведения молодежи .
Анализ современных исследований свидетельствует о том, что самоидентификация молодежи с семьей, малыми группами имеет устойчивый, массовый, решающий характер, а с обществом – более слабый и ситуативный в зависимости от роли макросреды в жизни индивида. Так, степень самоидентификации студентов с семьей, родителями за последние сто лет практически не изменился, тогда гражданская самоидентификация за годы становления независимой России существенно отличается по значимости.
2.2 Особенности самоидентификации молодежи в социальных сетях в России
Процесс социокультурной самоидентификации личности происходит в рамках определенной традиции, сложившейся в определенном социуме и одновременно выходит за рамки этого социума в глобальное социокультурное пространство, воплощенное в информации, представляющей и ретранслирующей множество ценностей, норм, приоритетов, предпочтений, ролевых и поведенческих установок, которые влияют на этот процесс.
Самоидентификация является одной из форм творчества человека, с помощью которой осуществляется самопознание, самостановление, реализация своего неповторимого «Я», поиск своего социального назначения, что позволяет получать преимущества в конкурентной борьбе с другими социальными субъектами, которые действуют в социокультурном пространстве.
В ходе процесса социокультурной самоидентификации, лицо проходит следующие этапы:
- распознавание (познание) ценностей, норм, ролевых наставлений, приоритетов, предлагаемых окружением;
- сознательная идентификация с ценностями, нормами, приоритетами, предпочтениями, образцами поведения или дистанцирование от них путем коммуникации (реальной или виртуальной);
- декларирование усвоенных и присвоенных ценностей, норм и т. п. с целью получения подтверждения своей идентичности окружением;
- получения подтверждения, одобрения, положительной оценки своей позиции окружением путем реальной или виртуальной коммуникации. При исследовании идентичности лица в современной психологии широко используется методика «Кто я?», которая была разработана в 1954 году М. Куном и т. Мак-Партландом и на сегодня имеет несколько модификаций .
Если посмотреть на тестовые вопросы, которые используются для анализа идентификационных характеристик лица психологами, можно увидеть, что большая часть соответствующей информации отображена на персональной странице аккаунта в соцсетях. То есть лицо представляет свою социокультурную идентичность другим членам социальной сети еще до начала взаимодействия с ними, уже на этапе регистрации, предоставляя информацию о поле, возрасте, национальности, места где проживает, родной город, семейное положение и отношения, друзей, образование и работу, музыкальные предпочтения, любимые книги, кинофильмы, жизненные приоритеты, религиозную принадлежность, политические предпочтения, жизненное кредо и тому подобное.
Как отмечают современные исследователи социальных сетей: «... контент, как информационное наполнение таких ресурсов, настолько эволюционировало, что сегодня представляет собой среду для отражения, фиксации образа жизни человека. Пользователь, осознавая, что находится на обзоре у других пользователей, проявляет свою активность, чтобы передать то впечатление, в котором он заинтересован.
Самостоятельно подбирая наиболее значимую информацию о себе в форме текста, фото, картинок, звуковых и видео-файлов, пользователь инициативно отрекомендует себя интернет-сообществу. Наполняя особым смыслом свой профиль в сети, человек может формировать свой имидж, создавать нужное впечатление о себе. Иными словами, пользователь выстраивает свою самопрезентацию. Человек нуждается в этом, потому что она презентует свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения с целью не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он собой представляет».
Заключение
Самоидентификация является сложным и многогранным процессом, который является объектом междисциплинарного характера.
Социопсихологические подходы раскрывают внешние детерминанты процесса социальной идентификации личности: факторы социальной среды – на макро- и мезоуровнях, а также специфику социального окружения личности на – микроуровне.
Ситуация социальной нестабильности в российском обществе привела к тому, что самоидентификация в данных условиях выполняет, главным образом, адаптивную функцию, что неизбежно отражается в ее механизмах.
Проведенный анализ социальных сетей как инструмента процесса социокультурной самоидентификации личности дает возможность автору сделать следующие выводы:
1. На современном этапе развития общества социальные сети являются мощным инструментом социокультурной самоидентификации личности, который эффективно работает на каждом из этапов этого процесса.
2. Особенности протекания социокультурной самоидентификации личности с использованием социальных сетей в качестве инструмента этого процесса заключаются в том, что технические и мультимедийные возможности социальных сетей способствуют динамичности и многовекторности самоидентификации лица, устраняют целый ряд барьеров общения, создают эффект «перманентной самопрезентации», делают общение более продуктивным, генерируют новые способы социокультурной самоидентификации личности.