Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В начале двадцать первого века российское общество претерпело множество изменений, можно сказать, стало иным государством, возникло огромное количество новых задач и целей, которые ранее не стояли перед Россией. В результате чего изменились и основные функции государства, и его сущность.
Актуальность данной темы исследования обусловлена, с одной стороны, практическими потребностями формирования правового государства и гражданского общества в России, укрепления правопорядка и законности, а с другой - тем, что изменения в системе общественных отношений, в социальных условиях жизни людей постоянно будут ставить новые вопросы о совершенствовании функциональной характеристики государства через его сущность.
Научное исследование различных аспектов, связанных с ролью государства в политической системе общества, приобретает в современных условиях особое значение в силу целого ряда обстоятельств. Так, развивается сотрудничество между государством и политическими партиями в современной России. Вместе с процессом становления законодательства о политических партиях, возникают проблемы и противоречия в соотношении с такими институтами как гражданское общество и государство. Поэтому проблемы взаимодействия политических партий и государства становится одними из центральных для права.
ГЛАВАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие о политической системе общества
Общество представляет собой сложный социальный организм. На основании основных видов общественной деятель¬ности можно выделить несколько сфер жизни общества или не¬сколько основных систем общества: экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную, а также систему обороны, охра¬ны и безопасности. Эти системы выделяются в доктринальной ли¬тературе, на них указывают конституции разных стран. Например, Конституция СССР 1977 г. отличается высоким технико-юридиче¬ским уровнем изложения содержания. Она содержит раздел I «Ос-новы общественного строя и политики СССР», включающий в себя главы: 1. Политическая система; 2. Экономическая система; 3. Со¬циальное развитие и культура; 4. Внешняя политика; 5. Защита социалистического Отечества.
В Преамбуле Конституции Вьетнама провозглашается: «Настоящая конституция регламентирует политическую, экономическую, соци¬альную, и культурную системы, систему национальной обороны и без¬опасности».
Экономическая система охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат пре¬жде всего отношения собственности. Духовно-культурная система относится к производству и распределению духовных ценностей, удов¬летворению духовных потребностей людей. Сюда можно отнести зна¬ния, идеи, модели поведения, ритуалы, обычаи, традиции, предметы культа, книги, произведения искусства и т. д.
Самостоятельную сферу составляет политическая система обще¬ства, которая связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью государственных органов, негосударственных органов публичной власти, политических партий, иных политических и идеологический институтов.
1.2 Место и роль государства в политической системе
Государство как сложный, многомерный социальный феномен, подвергае¬мый теоретическому анализу с позиций различных отраслей научного зна¬ния, до настоящего времени порождает разнообразные подходы с точки зрения как толкования процесса его возникновения, так и понимания его сущности. многомерность государства, его многоаспектное проявление в общественной жизни и в человеческом сознании объясняется тем, что государство одновре¬менно предстает как:
- целостное сообщество людей, объединенных и организованных посред¬ством заданной системы общественных отношений, структурированное, упо¬рядоченное и способное, в той или иной мере, к эффективному функциониро¬ванию и развитию;
- территориальное образование, объединяющее людей, обладающих разными этническими, религиозными, социальными, демографическими характеристи¬ками через институт гражданства, нормативно предписывающий обязательства как государства перед своими гражданами, так и граждан перед государством, а также вступающее во взаимоотношения с иными территориальными образова¬ниями - странами и их объединениями;
- механизм закрепления воли большинства, отражающей общие потребности и интересы, в т.ч. посредством нормотворческой деятельности, и ее реализации в повседневной общественной жизни;
- система государственных и иных властно-управленческих структур, в рамках которых должностные лица, преимущественно на профессиональной основе, осуществляют властно-управленческую деятельность по обеспечению функционирования данного человеческого сообщества, его политического, социально-экономического, духовного развития .
Тем не менее, единого толкования того, что же собой представляет государство на настоящий момент, нет ни в научной литературе, ни в международном праве, ни в политической практике и публицистике .
В российской традиции сформировались два основных подхода к толкованию термина «государство»: широкое - как некая коллективность, общность, и узкое - как совокупность институтов власти, властный аппарат .
При широком толковании государство есть политическое и правовое объеди¬нение граждан, высшая форма организации человеческих сообществ, полити¬ческий союз людей, которые подчинены единой верховной власти, для обеспе¬чения общих интересов, защиты прав и свобод человека , политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу при¬нуждения» . Это «политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью людей на опре¬деленной территории, где с помощью политической элиты, монополизирую¬щей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право на применение насилия» .
При узком толковании государство выступает как публичная и легитимная властная сила общества, система особого типа социальных институтов, которые организуют политическую власть , единая политическая, властная организация общества, которая распростра¬няет свою власть на всю территорию страны и ее население, обладает государ¬ственным суверенитетом и располагает специальным аппаратом управления и принуждения, издавая нормативные акты, устанавливающие обязательный для всех правовой порядок . В современных условиях, связанных с масштабными процессами цифровизации, становления и бурного развития информационного общества, в рамках узкого подхода к толкованию рассматриваемого термина сформиро¬валось представление о государстве как платформе, которая выступает осно¬вой для «представления государства в качестве пространства для гражданской активности», а также технологическим инструментом и базой «для использо¬вания больших данных в различных приложениях», причем фактически речь идет об электронном правительстве и способе сделать его еще более открытым, ответственным и чувствительным к потребностям людей .
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.1 Взаимодействие политических партий и государства как конституционно-правовая категория
Политические партии — это общественные объединения, участвующие в формировании и функционировании государственного меха¬низма. Они являются особым субъектом госу¬дарственно-правовых отношений, поскольку имеют сложную правовую природу. О двой¬ственной природе политических партий пишет В. Д. Зорькин: «Партия зарождается в недрах гражданского общества и в этом смысле яв¬ляется институтом гражданского общества, то есть структурным элементом сферы частных отношений, не зависящих от государственной власти. Но та же партия, проходя через проце¬дуры выборов государственной власти разных уровней — федеральных, региональных, муни¬ципальных, становится частью государственной властно-политической системы» . А. С. Никола¬ев отмечает, что политические партии, в отличие от других субъектов гражданского общества, имеют реальные возможности участвовать в формировании органов государственной вла¬сти, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, поэтому их роль во взаимоот¬ношениях государства и гражданского общества особенно велика . Такая особенность полити¬ческих партий, в свою очередь, обуславливает особенности формального основания взаимо¬действия с государством. Следует отметить, что, несмотря на отсутствие конституционной нормы о политических партиях, место указанного пра¬вового института достаточно четко определено в механизме государства. Политические партии являются элементом конституционного строя Российской Федерации. Основы конституцион¬ного строя устанавливают принципы экономи¬ческой, политической и социальной организа¬ции общества и государства, и политическим партиям в этом отводится существенная роль. Российская Федерация является демократиче-ским федеративным правовым государством, в котором единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Полити¬ческие партии являются тем правовым инсти¬тутом, который обеспечивает указанные кон¬ституционные правоотношения. Политические партии обладают правом выдвижения канди¬датов (списков кандидатов) на выборах Пре¬зидента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, высших должност¬ных лиц субъектов Российской Федерации (ру-ководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представитель¬ные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представи¬тельные органы муниципальных образований; участия в указанных выборах; участия в работе избранных органов. В Российской Федерации признаются политическое многообразие и мно¬гопартийность. Как отмечает Н. С. Бондарь, речь идет не просто о неких количественных показа¬телях, характеризующих множественность пар¬тий, а прежде всего о формировании демокра¬тического качества политической системы, при котором партии в состоянии выполнять функции проводников действительной воли народа и в их деятельности могут получить реальное выра¬жение политически значимые интересы . При этом политические партии должны соответство¬вать конституционной модели общественных объединений, которая предполагает их равен¬ство перед законом, а также запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на на-сильственное изменение основ конституцион¬ного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, раз¬жигание социальной,расовой, национальной и религиозной розни. Соответственно, консти¬туционная модель политической партии зиж¬дется не на объединении вокруг какой-либо идеи или идеологии, а на соответствии цели их деятельности основам конституционного строя Российской Федерации. Политические партии обеспечивают реализацию конституционных прав граждан — права на участие в управлении делами государства и права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Указанные права относятся к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. При этом деятельность полити¬ческих партий в механизме реализации указан¬ных конституционных прав граждан относится к средствам реализации этих прав, поскольку они представляют собой коллективное выра¬жение мнений входящих в партию граждан . Таким образом, конституционно-правовым фундаментом взаимодействия политических партий и государства являются нормы ст. 13 и 32 Конституции РФ.
2.2 Особенности взаимодействия государства и политических партий в Российской Федерации
Институт политических партий в Российской Федерации находится в процессе динамичного развития и реформирования. Вместе с процессом становления законодательства о политических партиях, возникают проблемы и противоречия в соотношении с такими институтами как гражданское общество и государство. Поэтому проблемы взаимодействия политических партий и государства становится одними из центральных для конституционного права.
Взаимная заинтересованность органов власти и политических партий в сотрудничестве - дополнительная гарантия реализации права граждан на участие в управлении государством . Но в законодательной базе России, в частности в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях», конкретные направления и способы взаимодействия государства и партий не регламентируются, а ст. 10 «Государство и политические партии» лишь затрагивает отдельные стороны и моменты государственно-партийного сотрудничества, что создает существенные трудности в этой области. Но неимение законодательного закрепления данного вида отношений не говорит об их полном отсутствии.
А.В. Венгеров утверждает: «Государство является первичным образованием относительно политических партий, следовательно, и влияние государства является первичным» . Взаимодействие политических партий и государство многоаспектно и не может ограничиваться только императивными нормами о невмешательстве в их деятельность. Необходимо учитывать, что именно государство определяет правила и условия деятельности партий. Поэтому нельзя рассматривать взаимодействие государства и партий как равноправных субъектов.
Обязанность государства в определенной мере осуществлять контроль за политическими партиями, но должен существовать объективный, независимый правовой механизм, который обеспечивает стабильный порядок создания и деятельности политических партий, находящее свое воплощение в правоприменительной практике. Для предотвращения возможных негативных последствий сверхцентрализации власти необходимо выстроить сбалансированную систему сдержек и противовесов . Конституционно-правовое качество данного механизма будет играть принципиально значение. Механизм регулирования должен свести к минимуму возможность применения административного ресурса по отношению к политическим партиям со стороны государственных органов.
После принятия закона о политических партиях происходят значительные изменения в части требований по общей численности членов партий необходимых для регистрации и участия в выборах. Первоначальный порог 10 тысяч членов был повышен до 50 тысяч, после этого повышения малые политические партия стали уходить из правового поля. Данная норма создавала преимущества крупным партиям. Высокий порог численности партий привел к стагнации политической системы, оставив 4 крупные партии на политической арене, что привело нас к фактической однопартийности при многопартийной системе. Дальнейшая либерализация законодательства привела к уменьшению порога до 500 человек. Такое непостоянство требований к партиям говорит об отсутствии конституционной стратегии развития института политических партий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение работы следует подвести итоги и сделать некоторые выводы.
Политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции.
Эти социальные институты - государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
Понятие «политическая система общества» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить основных субъектов политической системы: собственно, политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть: государство и политические партии.
Государство входит в политическую систему общества не как совокупность различных органов государства, а как целостный политико- правовой институт управления, который делает общенациональные преобразования (программы таких преобразований, изменений предлагают конкурирующие политические партии).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
Научная литература
3. Аристов, Е. В. Политические партии и социальное государство: подходы и влияние / Е. В. Аристов // Современная научная мысль. – 2016. – № 6. – С. 254–259.
4. Бондарь, Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. – М. : Норма, Инфра–М, 2011.
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. 5–е изд., перераб. и доп. / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2013. – 381 с.
6. Васильева, С. В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением / С.В. Васильева // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. – М., 2011. – С. 43–63.
7. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Омега–Л, 2014. – 561 с.
8. Волкова, М. А. Политические партии как конституционно–правовой институт реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.А. Волкова. – Саратов, 2016. – 32 с.
9. Добрынин, Н. М. О категории целеполагания в контексте конституционализма / Н.М. Добрынин // Государство и право. – 2017. – № 11. – С. 5—14.
10. Зорькин, В. Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда/ В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. – 2012. – № 6. – С. 37—45.
11. Книгин, А. Н. Учение о категориях : учеб. пособие / А.Н. Книгин. – Томск : Изд–во Том. ун–та, 2012. – 287 с.
12. Котелевская, Т.Н. Роль государства в политической системе общества / Т.Н. Котелевская // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности. материалы международной научно–практической конференции в 4 частях . – 2016. – С. 36–37.
13. Макарцев, А. А. Эффективность норм избирательного права: проблемы целеполагания и «конфликт целей» / А.А. Макарцев // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 1. – С. 38—41.
14. Николаев. А. С. Конституционно–правовые основы участия политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.С. Николаев. – Тюмень, 2007. – 32 с.
15. Основы теории политических партий : учебное пособие / под ред. С. Е. Заславского. – М. : Европа, 2017. – 241 с.
16. Подоляк, А. А. Проблемы взаимодействия политических партий и государства в России на современном этапе / А. А. Подоляк, В. В. Яценко // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности общественных объединений: российский и зарубежный опыт. Региональный научный круглый стол. Сборник научных статей. Ответственный редактор В. В. Коровин. – Курс, 2016. – С. 175–178.
17. Политология: учебник для бакалавров (под ред. И.Е. Тимерманиса). – М.: Юрайт, 2017. – 421 с.
18. Саренкова, А.Н. Правовой анализ роли государства в политической системе общества / А.Н. Саренкова // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2014. – № 3. – С. 380–387.
19. Сморгунов Л.В. Партисипаторная государственная управляемость: платформы и сотрудничество / Л.В. Сморгунов // Власть. – 2019 – Т. 27. – № 5. – С. 9–19.
20. Черепанов В.А. Народ и государство: о доктринальном толковании кон¬ституционной модели / В.А. Черепанов // Журнал российского права. – 2019. – № 1. – С. 129–141.
21. Чернышов А.Г. Современное государство: последний левиафан, фантом или мессия / А.Г. Чернышов // Власть. – 2017. – Т. 25. – № 5. – С. 57–67.
22. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. 3–е изд., перераб. / В.Е. Чиркин – М.: Норма, 2008. – 345 с.
23. Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «политическая система общества» / В.М. Шамаров // Военное право. – 2020. – № 4 (62). – С. 81–90.
24. Шамаров, В.М. Политическая система общества: понятие, институциональные основы, классификация категории / В.М. Шамаров // Военное право. – 2020. – № 6 (64). – С. 57–67.
25. Юсупалиева, Д.К. Основные особенности политической системы общества / Д.К. Юсупалиева, А.М.К. Исманова // Молодой ученый. – 2020. – № 46 (336). – С. 520–522.
26. Яценко, В. В. Конституционно–правовая институализация парламентского контроля в России как механизм повышения эффективности властной вертикали / В. В. Яценко, А. Н. Грохотов // Известия Юго–Западного государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 166–170.