Фрагмент для ознакомления
2
Как элемент духовного насилия, механизм принуждения, сквернословие сопровождает человечество издавна, хотя его постоянно осуждают культура, религия, мораль. Мировые религии, в частности христианство и ислам, считают сквернословие тяжелым грехом, требующим отпущения и покаяния. В многочисленных старославянских источниках отмечается, что «матерная» речь является оскорбительной одновременно для трех матерей: для Матери Господа, для всех матерей человеческих (в том числе и матери сквернослова) и для Матери Земли. В богословских учебниках указывается, что тот, кто употребляет грязную брань, прежде всего, позорит честь матерей: «Он уподобляется той дряни, которая слово «мать» связывает лишь с блудом и грязью, и издевается над ней, хоть и сам ею рожденный» .
Словарь русского языка дает такое толкование этого слова: «Сквернословие – употребление бранных слов. Грубые, недоброжелательные слова и выражения, употребляемые в отношении кого-либо». Философы и психологи для определения этого явления используют еще термин «инвектива». Что означает: «инвектива (лат. Invectiva oratio – «ругательная речь») – резкое обличительное выступление против кого-либо, чего-либо; оскорбительная речь, брань, выпад».
«Инвектива» (сквернословие) может употребляться в узком значении (нецензурная выходка) и в широком – любое вербальное (словесное) проявление агрессивного отношения к оппоненту.
«Инвектива» (сквернословие) является одной из групп, которые содержит общий термин «пониженная речь». «Пониженность» - то, что не соответствует представлениям представителей определенной (как правило, ведущей, господствующей на этом этапе истории) субкультуры о надлежащем и правильном поведении. Также к термитному «пониженному языку» относятся еще такие группы: непрофессиональный сленг (жаргон), просторечная лексика .
Сквернословие имеет два вида: агрессивное и не агрессивное. Агрессивное сквернословия - это любая форма речевого поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку. Не агрессивное сквернословия - это любая форма речевого поведения, которую употребляют без намерения кого-то обидеть, или разрядить собственную агрессию. Примером не агрессивного сквернословия может быть: употребление бранных слов для «связи слов в предложении», а также в состоянии эмоционального подъема.
Если же рассматривать сквернословие с культурно-исторической точки зрения, то у каждого народа, через определенные культурные и исторические факторы, бранные слова (нецензурная лексика) разная. Например, у чукчей и эскимосов самые обидные ругательства: «ты недотепа, олух, болван!». Ибо в исключительно трудных условиях, в которых живут эти народы, неумелый, неразумный человек стоит презрения. В национальных культурах, где корова считается священным животным, назвать кого-то так значит похвалить его. Русская «корова» в обращении к женщине звучит очень обидно, потому что так пренебрежительно говорят, и это зафиксировано в «Словаре русского языка», о «неуклюжей, толстой или неумной женщине». То же касается и употребления лексемы «слон». Если у индийцев – это символ грации, то у славян – название толстого, неповоротливого человека. В мусульманских странах назвать кого-то «свиньей» – очень тяжелая обида, зато у папуасов девочкам нередко дают имя Борома, то есть «свинья». Это доказывает то, что сквернословие, как правило, культурно обусловлено, его возникновение и употребление непосредственно связано с этносом.
С точки зрения этнопсихологии сквернословия - это слова, которые приобретают оскорбительно-оценочное значение в сознании определенной этнической группы.
Считается, что сквернословие начало свое развитие с ведением морально-социальных табу (определенных запретов, за нарушение которых нарушителя наказывали смертью или изгнанием, что было равноценным смертной казни). Из-за этого люди нашли такие слова, которые бы заменили непозволительные действия. Поэтому нецензурная брань - это чаще всего словесные нарушения первого табу, а проклятие – нарушение последующих – и является самым древним злословием. Чем больше возникало других морально-социальных табу, тем больший запас нецензурной лексики и проклятий придумывал и принимал народ.
Если же брать современное общество, то распространение сквернословия в нем рассматривается как определенный инструмент слабых личностей, которые его используют, как некую компенсацию за невозможность ответа обидчику другими методами. Человек, употребляющий бранные слова, чаще всего не уверен в себе, завистлив, корыстен, малообразован, не успешен. Считается, что использовать не нормативную лексику, лихие слова в своем языке – значит признать себя слабым, бескультурным и с бедным лексическим запасом слов.
Сквернословие можно приравнять к таким зависимостям, как табакокурение и алкоголизм, пока еще не втянулся – можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить). Затем постепенно, не заметно сквернословие становится болезнью, зависимостью. Даже если мы не курим сами, а просто вдыхаем запах чужой сигареты, то все равно этим вредим своему здоровью. Так и бранные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в наше подсознание и через некоторое время могут использоваться в нашем вещании.
Человек, который сквернословит, уже не может построить элементарного словосочетания, не употребив бранных слов. Они стали выполнять роль заменителей пауз между предложениями и словами. С помощью их заполняются пробелы в речи, выражаются положительные и отрицательные эмоции. Сейчас сквернословие охватило почти все возрастные категории людей. Мы часто можем услышать, как дети дразнят, обзывают друг друга. Чем старше становятся дети, тем больше растет их «бранный потенциал», на замену дразнилкам приходят разнообразные саркастические и иронические замечания, невыгодные сравнения, сплетни, клеветы и другие способы проявления неприязни. А к взрослому возрасту все это перерастает в ненормативную лексику и проклятия.
Некоторые психологи считают частое, безосновательное и бесстыдное употребление бранных слов (ненормативной лексики) как психический изъян, проявляющийся у людей больных синдромом Туретта. Синдром Туретта (болезнь Туретта, синдром Жиля де ла Туретта) – генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы, которое проявляется в детском возрасте и характеризуется множественными моторными возбуждениями, и как минимум одним вокальным или механическим возбуждением нервной системы . Это наследственное, врожденное заболевание, распространенное среди людей мужского пола, как правило, не лечится, но его проявления уменьшаются с возрастом. Иногда симптомы полностью исчезают в зрелом возрасте. Ранее синдром Туретта считался редким и странным синдромом, ассоциирующимся с выкрикиванием нецензурных слов или социально неуместных и оскорбительных высказываний.
С помощью сквернословия человека можно обесценить:
1. Вполне: ответная брань в своем морфологическом строении часто имеет отрицательные префиксы не-, ни– («изверг», «бездарь», «ничтожество» и др.).
2. Частично: высмеять внешний вид («черномазый», «чудовище», «грязнуля»), поведение и плохие привычки («алкаш», «бездельник», «лжец», «вор»), подчеркнуть физические недостатки или же приписать их (то есть обесценить физическое и психическое совершенство и привлекательность человека): «дебил», «дегенерат», «идиот», «калека», «слепой», «глухой»; отрицать социальную ценность человека: «бомж», «бич», «смерд»; национальную: «хохол», «москаль», «кацап», «жид», «бульбаш» и тому подобное. Нецензурными ругательствами человек обесценивается как сексуальный партнер. Наиболее существенным в аксиологическом аспекте сквернословия является то, что обесценивая человека частично, мы в конце концов обесцениваем его в целом: признак части переносится на целое, ведь брань осуждает не поступок, а личность. Следовательно, в аксиологическом понимании сквернословием можно считать слова и высказывания, отрицающие ценность человека, его значимость.
Если оценивать проклятия с гносеологической точки зрения, то бросаются в глаза такие, которые указывают, что человек – неразумное существо, интеллектуально несостоятелен познать мир вокруг, а тем более – изменить и усовершенствовать его: «незнайка», «дурак», «неумеха», «бездарь» и все «психиатрические» сквернословие. Поэтому бранными могут быть все слова и выражения, которые указывают на скудоумие, глупость.
Существуют проклятия, отрицающие само бытие человека. Это инвективы, анализ которых позволяет выделить онтологический аспект исследуемого понятия. Чрезвычайно показательно русское «ничтожество», а в русском языке ему соответствует «ничтожество», «ты – ничто», то есть тебя вообще нет, ты не существуешь. Фактически, утверждается небытие человека. Синонимичными по значению можно считать угрозы: «ты – покойник», «ты – мертвец», «тебя нет», «чтобы ты сдох». Онтологический аспект злословия позволяет понять экзистенциальную сущность исследуемого явления. Как отмечает В. Татенко, инвектива обнаруживает мир таким, в котором преобладает отчужденность объекта от субъекта, личное, индивидуально-неповторимое поглощается общим, безличностно-универсальным. Это мир господства необходимости, внешней детерминации, подавления свободы. Это мир, в котором уничтожается оригинальность личности. С помощью сквернословия личность десубъективируется, отрицается бытие человека и утверждается его небытие.
По мнению ученых, сквернословие в языке используется еще и потому, что инвективная лексика обладает и рядом положительных психологических характеристик: функциональность, критичность, образность, амбивалентность. В. Жельвис дает обстоятельное объяснение, почему злословие является амбивалентным понятием. В зависимости от ситуации речи, интонации, мимики практически все инвективы можно использовать как в негативном, так и позитивном смысле. Можно кого-то обозвать «черт», или же похвалить: «вот чертяка!», – имея в виду ловкость, настойчивость, неутомимость . Чтобы лихие слова воспринимались без обиды, необходимо соблюдать следующие условия: соответствующая ситуация общения, равноправие партнеров по общению, доброжелательная интонация, улыбка. То есть в таком случае сквернословие является демонстрацией нейтрального или позитивного отношения к партнеру.
Однако несмотря на положительную сторону, сквернословие - это проявление необразованности, неграмотности, низкого культурного уровня. Использование ненормативной лексики показывает обнищание языка, безнравственность говорящего, десоциализацию его в обществе.
1.2 Особенности подросткового возраста, как наиболее сенситивный к сквернословию
Подростковый возраст - это период перехода от детства к юности. Обычно переходный период продлевается 2-3 года. Нижняя граница – 11-12 лет. Верхняя – 13-16 лет. Неоднозначность нижней и верхней границы определяется индивидуальными различиями в темпах развития детей. Подростковый возраст характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие изменения в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез. Интенсифицируется обмен веществ . Нарушения различной сложности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких изменений настроения от бурной активности к вялости и апатии.
В этот период в личности ребенка происходят сложные и противоречивые изменения, на основании чего его еще называют трудным, критическим, переходным. Такая оценка обусловлена многими качественными изменениями, которые нередко связаны с коренной ломкой прежних позиций, особенностей активности, интересов и отношений ребенка. Происходят они за сравнительно короткое время, по большей части бывают неожиданными и придают процессу развития скачкообразного, бурного характера. Почти всегда эти изменения сопровождаются появлением y подростка субъективных трудностей. Усложняется и его воспитание, поскольку подросток не подчиняется эффективным в отношении младшего школьника влияниям взрослых, в различных формах проявляет непослушание, сопротивление и протест (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость).
Именно поэтому, через перечисленные выше особенности, подростковый возраст является сенситивным к употреблению сквернословие. Когда же в раннем детском возрасте употребление бранных слов не осознанное, то в подростковом возрасте имеет конкретную цель – усвоение и заимствования у взрослых их привычек. Подросток еще не способен понять серьезности всего происходящего. И, возможно, нецензурная лексика - это лишь игра в самостоятельность, взрослость, признак определенной силы, попытка утвердить себя во взрослом окружении.
На распространение ненормативной лексики среди подростков влияют микро - и мезо - факторы: семья, соседи, сверстники, школа, СМИ и др.
Семья - первый и основной институт социализации личности. Появившись на свет, ребенок представляет собой «чистую доску», он не рождается плохим или добрым, склонным или не склонным к сквернословию. Именно в семье ребенок учится произносить первые слова, делать первые шаги, усваивает определенные роли поведения. Все, что ребенок потом усваивает и воспроизводит, зависит от родителей, от микроклимата семьи. Для каждого ребенка его родители самые лучшие, и все, что они делают, даже неправильно, ребенок примет за норму. От общения родителей между собой и с ребенком зависит, как ребенок будет строить отношения и общение с окружающими людьми. Если в семье преобладает агрессивность, грубость, сквернословие в отношениях между родителями и ребенок является свидетелем этого, то не нужно удивляться агрессивным проявлениям поведения и употребления ненормативной лексики ребенком. Если ребенок наблюдал частые обиды, ссоры, употребление ненормативной лексики родителями, то он примет это как уровень взрослости, для него это будет норма и уже в дальнейшей своей жизни будет использовать сквернословие. Также наблюдая семейные ссоры и выяснения отношений, где сквернословие используют как инструмент негативного отношения, агрессивности, ребенок учится тому, что брань – это оружие, которое можно использовать против тех, кто не нравится, кто вызывает недовольство .
Ругательным словам ребенок может научиться в общении со сверстниками. В подростковом возрасте у детей искривлены понятия плохого и хорошего, это связано с неустойчивостью образа, поэтому подросткам свойственно асоциальные черты и действия принимать за крутость, взрослость, уверенность в себе. Сквернословие в группе подростков служит как важный фактор утверждения в группе, ощущения себя взрослым, самостоятельным. Сквернословить для них модно и круто; если кто-то из группы сверстников этого не разделяет, то он будет изолирован.
Также важно влияние школы на распространение бранных слов у подростков. Жестокость школьной атмосферы включает не только несправедливые оценки, но и неуважение к ребенку: оскорбление, унижение, давление, крик, полное безразличие. А поскольку у подростка обостренное чувство взрослости, желание быть значимым в глазах сверстников, чрезмерная самоуверенность, то он пытается на обидные слова учителя ответить еще обиднее, этим самым подняв свой авторитет и опустив авторитет учителя.
Сегодня примеры сквернословия дети могут услышать где угодно и когда угодно: в городском транспорте, на улице, в магазине, аптеке и других местах. Злословят соседи, друзья, родители, сверстники, пожилые люди.
Не меньшее влияние на распространение сквернословия среди подростков оказывают СМИ. Перед современными детьми открывается большой простор самой разнообразной информации, но так как в интернете и по телевидению информация идет не отфильтрована, то подросток, в отличие от взрослого, не может разделять этот большой поток информации на полезную и не нужную, поэтому очень часто обрабатывает и пересматривает не нужную информацию.
Негативно влияют на речь подростков общение в социальных сетях, которое ведет к отчуждению живого общения, обеднению речи и увеличению ненормативной лексики у учащихся.
Также к причинам распространения сквернословия можно отнести индивидуально-психологические особенности личности: тип характера (холерик чаще будет употреблять бранные слова в ситуациях, которые его раздражают, чем сангвиник), уровень агрессивности, культурный уровень.
Склонность к сквернословию может проявляться у подростков через определенные кризисные ситуации, недовольство собой, разочаровании в близких людях, чрезмерную тревожность, не восприятие сверстниками. Также сквернословие может быть инструментом психологической защиты.
Итак, подытоживая можно сказать, подростковый возраст – сложный по своей сути, поскольку является переходным от детства к взрослости, происходят изменения во всех направлениях: и в физическом, психическом, духовном личностном развитии, и в окружающей среде подростка, a точнее, в требованиях и ожиданиях к нему. Подросткам присуще ощущение взрослости и подражание поведению взрослых. Именно поэтому он и является наиболее сенситивным к усвоению и использованию сквернословия в речи.
1.3 Профилактика сквернословия среди подростков как социальная потребность настоящего
Для лучшего понимания сути профилактики целесообразно было бы рассмотреть ее классификацию по разным признакам: по целевой группе (кто является субъектом и объектом воздействия) - виды профилактики. По содержанию деятельности (являющейся предметом деятельности) - типы профилактики. По уровням организации и осуществления превентивной работы – уровни профилактики. За способами решения профилактических задач – стратегии профилактики.
Для успеха и результативности профилактических мероприятий обязательно необходимы знание об объекте (лице, на которое направляется действие) профилактического воздействия и субъект (лицо или институт, реализующие превентивную работу). Знания о объектах профилактики предопределяет выбор таких путей воздействия, которые обеспечивают наивысшую эффективность.
Объектом профилактики сквернословия, являются люди всех возрастов и разного социального статуса, употребляющих ненормативную лексику.
Остановимся подробнее на отдельных основах профилактики сквернословия.