Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С начала XXI в. в России проходит процесс формирования системы межбюджетных от-ношений, которая реформируется уже более 10 лет. При этом вопросы бюджетного фи-нансирования органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления как бы-ли, так и остаются наиболее острыми и болезненными для РФ.
Это связано с тем, что в стране недостаточно прозрачно разработана система взаимодей-ствия федеральных, региональных и местных властей в сфере формирования бюджетов. Такое положение вызывает напряженное отношение между всеми ветвями власти. Ос-новная часть бюджетов муниципальных образований, а также регионов патологически дефицитная, а значит, дотационная. И с каждым годом число таких регионов в России растет.
В связи с этим одной из значимых проблем в системе управления российской экономи-кой является формирование оптимальной системы бюджетного федерализма в РФ. Дан-ной проблемой занимаются органы управления экономикой при Правительстве, законо-датели, ученые-экономисты и специалисты в финансовой сфере. Поэтому необходимо оценить, насколько прилагаемые усилия по совершенствованию системы межбюджетно-го регулирования соответствуют получаемым результатам.
Проблемам межбюджетных отношений уделялось внимания многими экономистами, так исследования содержатся в трудах Афанасьева М.П., Година А.М., Киселевой Е.И., Пе-нюгаловой А.В., Печенской М.А., Самойловой С.С. и многих других. Однако, необходи-мо отметить, что в несмотря на то, что была сформирована система бюджетного федера-лизма, открытым остается вопрос по усилению регулирующей и стимулирующей роли межбюджетных отношений. Поэтому изучение проблемы организации межбюджетных отношений в условиях федеративного государства имеет огромное не только теоретиче-ское, но и практическое значение, а вопросы рассматриваемой области являются актуаль-ными и дискуссионными.
По данным причинам и в связи с необходимостью укрепления основ бюджетного федера-лизма, решения проблемы иждивенчества и для повышения эффективности исполнения бюджетов субъектов РФ выбранная тема приобретает актуальность в настоящее время.
Цель работы состоит в изучении бюджета Санкт-Петербурга.
Объектом исследования данной работы является бюджет Санкт-Петербурга, а предметом – особенности бюджетного регулирования в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета и его сбалансированности;
2) охарактеризовать направления современного бюджетного регулирования;
3) провести анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов бюджета Санкт-Петербурга;
4) на основе выявленных проблем оценить перспективы дальнейшего развития бюд-жетного регулирования Санкт-Петербурга.
Теоретической и методологической основой данного исследования служат федеральные и региональные нормативно-правовые акты, положения учебной литературы и научных публикаций современных экономистов, касающиеся данной темы, а также данные сети Интернет.
1. Теоретические аспекты государственного бюджета
1.1 Государственный бюджет и его сбалансированность
На сегодняшний день существует огромное количество проблем, связанных с функцио-нированием макроэкономических показателей. Одной из таких проблем является пробле-ма сбалансированности государственного бюджета. В настоящее время идеальное испол-нение бюджетов является абсолютным покрытием расходов доходами и формирование остатка средств.
Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (пред-ставительным) органом государственной власти [2].
Он может находиться в трех состояниях: сбалансированный бюджет, дефицит и профи-цит [6].
Бюджетный профицит. Правительство РФ направляет на развитие экономики, иннова-ций, для выплаты государственных трансфертов и для преждевременных выплат задол-женности. Однако профицит может являться источником таких проблем для государства, как рациональное использование высвободившихся средств, создание стабилизационного фонда и выработка направлений и целей их последующего использования.
Вследствие превышения суммы затрат над доходами образуется бюджетный дефицит. Он имеет преимущественно негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны.
Дефицит бюджета покрывается бюджетными ссудами и кредитами, полученными от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, государственными займами, которые осуществляются путем выпуска ценных бумаг.
Бюджетный дефицит образовывается из-за увеличения государственных расходов, свя-занных со структурным переустройством экономики, сокращением доходов государ-ственного бюджета и коррупцией в государственном секторе [3].
Таблица 1.1 Динамика расходов и доходов государственного бюджета РФ
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Доходы государственного бюджета, млрд. руб. 12855,5 13019,9 14496,6 13251,3 13738,5
Расходы государственного бюджета, млрд. руб. 12895,0 25290,9 15215,0 15417,3 16098,7
Дефицит/профицит, млрд. руб. -135,1 -323,0 -334,7 -2166,0 -2360,2
Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированность. Лучшим вариантом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка без-дефицитного бюджета, в котором сумма расходов равна объёму доходов. Однако, в рам-ках реальной экономики это практически неосуществимо. В случае если избежать дефи-цита бюджета невозможно, даже исчерпав обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований.
Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов
формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (рав-новесии) бюджетных расходов источникам их финансирования [1].
Сбалансированность бюджета достигается разными методами.
К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
- лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уров-ней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
- выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
- построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
- планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечиваю
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс РФ: [сайт]. ULR: http://be5.biz/codex/bk.html#st_29
2. Мст. П. Афанасьев. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 777 с
3. А. Н. Голошевская. Бюджетная система РФ: учебное пособие / А.Н.Голошевская — Новосибирск: издательство СИУ РАНХиГС, 2014 - 224с.
4. Боровая С.Л. Распределение межбюджетных трансфертов: практика и эффектив-ность /С.Л.Боровая //Проблемы развития территорий. – 2014. - №5. – с.91-98
5. В. В Колесникова ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПРОБЛЕМА ЕГО СБА-ЛАНСИРОВАННОСТИ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф.
6. Грасмик К.И. Факторы распределения межбюджетных трансфертов /К.И.Грасмик //Вестник Омского университета. 2014. - №2. – с.141-145
7. Гриценко С.Е. Межбюджетные трансферты как часть бюджетной политики Рес-публики Саха (Якутия) /С.Е.Гриценко //Известия Иркутской государственной экономиче-ской академии. – 2014. - №4. – с.7. – с. 59-64
8. Д.В.Дементьев. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ - М.: КНО-РУС, 2016. - 332 с
9. Зуйкина А.С. Стратегии подчинения региональных властей в отношении муници-палитетов (на примере межбюджетных трансфертов) /А.С.Зуйкина // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2014. - №1. – с.55-71
10. Кирюхина Ю.С., Бенько Е.В. Бюджетный дефицит: причины возникновения и способы его преодоления. В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научно-практической конфе-ренции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 52-54.
11. Кирюхина Ю.С., Бенько Е.В. Бюджетные реформы Российской Федерации. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенче-ская научно-практическая конференция. 2016. С. 186-190.
12. Киселева Е.И. Использование межбюджетных трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений: правовые проблемы /Е.И.Киселева //Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. - №7. – с. 56-59
13. «Экономика и социум» №12(31) 2016 www.iupr.ru 5(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
14. Государственный бюджет РФ и особенности его формирования: [сайт]. ULR: http://diplomba.ru/work/52417
15. Официальный сайт Министерства финансов РФ:[сайт]. ULR:
http://www.minfin.ru/