Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одна из проблем, с которой современные люди разного возраста регулярно сталкиваются в своей реальной жизни, состоит в их неспособности устанавливать и поддерживать друг с другом нормальные личные и деловые взаимоотношения. Главная причина этого заключается в неумении людей общаться друг с другом. Это неумение, в свою очередь, обусловлено недостаточной коммуникативной компетентностью людей, которая естественным путем улучшается медленно и в обычных условиях жизни у большинства людей не достигает достаточно высокого уровня развития. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Однако это умение составляет основу профессионального и жизненного успеха специалистов, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Поэтому именно им необходимы знания психологических особенностей общения, применение психологических методов для развития коммуникативных умений и навыков.
Медицинская профессия предъявляет к работнику требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями и дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. Вместе тем эффективность практической деятельности медицинского работника во многом зависит от того, насколько профессионально специалист организует взаимодействие с пациентами, их родственниками и ближайшим окружением, и, конечно же, с коллегами.
Априори считается, что между медицинскими работниками должны быть отношения, основанные на взаимном уважении друг к другу, взаимопонимании на базе субординации и четкого выполнения своих профессиональных обязанностей. Позитивный социально-психологический климат в медицинском коллективе способствует формированию у каждого медицинского работника чувства удовлетворенности от участия в совместной деятельности, повышается эффективность труда. Медицинский коллектив – это тесное содружество людей, объединенных общим стремлением, связанным с охраной здоровья людей и помощью больному человеку. Его главная задача – обеспечить максимальную полезность лечебно-профилактических мероприятий.
Многими авторами рассмотрены значимые характеристики основных категорий работников психиатрической службы в морально-этической сфере, профессиональной деятельности, сфере профессионального взаимодействия в коллективе.
Объект исследования - особенности взаимодействия медперсонала и влияние нестандартного антуража психиатрического отделения.
Предмет исследования – Психиатрическая больница.
Цели - изучить и проанализировать особенности взаимодействия медперсонала и влияние нестандартного антуража психиатрического отделения на работников на примере Психбольницы.
Задачи исследования:
1) изучить значение общения и взаимодействия в коллективе;
2) рассмотреть особенности взаимодействия медперсонала с пациентами и друг с другом в коллективе;
3) дать рекомендации по решению вышеописанной проблемы.
Степень разработанности проблемы в науке и практике. Проблема изучения межличностных отношений в трудовом коллективе имеет большое практическое значение, так как межличностные отношения в условиях коллективной деятельности влияют на поведение людей, и психологический аспект в этой области все больше утверждает себя. Данную проблему рассматривали ученые: Л.Н. Лежепековой, В.Д. Менделевич, В.А. Талышенков и др.
Методику и методы научного исследования – изучение специализированной литературы.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и библиографического списка.
1 Теоретические и методологические основы изучения проблемы
1.1 Понятийный аппарат
Виды делового общения.
Как утверждают авторы учебников по основам психологии, деловым общением является процесс коммуникации, цели которого подчинены решению определенных задач посредством обмена информацией.
Специалисты отмечают несколько уровней в этом способе взаимодействия между людьми:
- личное общение;
- персональные сообщения;
- массовая рассылка сотрудникам компании или отдела;
- общение по телефону или голосовой почте.
Традиционно самым эффективным способом коммуникации с сотрудниками считается личное взаимодействие. В этом типе общения присутствуют как вербальные, так и невербальные средства передачи информации, такие, как: жесты, мимика, тон голоса и скорость речи. Ответная реакция происходит мгновенно и способствует предотвращению возникновения неясности и неправильной интерпретации.
Сегодня большинство представителей деловой сферы регулярно пользуются электронной почтой, корпоративными чатами и другими средствами письменной коммуникации. Здесь отсутствуют невербальные компоненты, а также нет необходимости в мгновенной реакции. Однако стоит помнить, что писать сообщения нужно так, чтобы у получателя не возникало вопросов относительно содержания.
Массовая рассылка сотрудникам не требует обратной связи. Обычно такие письма содержат новости, инструкции или изменения, произошедшие к компании.
Общение по телефону считается разновидностью электронной коммуникации. К его преимуществам можно отнести мгновенную обратную связь, а также некоторые компоненты невербальной коммуникации (интонация, темп речи и т. д.).
Психология общения в коллективе
Мы проводим на работе большую часть своего времени, поэтому благоприятный климат в компании имеет большое значение для каждого. Хороший коллектив можно отличить по тому, как в нем взаимодействуют люди.
Предметом психологии делового общения выступают проблемы взаимодействия людей в бизнесе.
Отношения между сотрудниками зависят от многих факторов, к которым относятся:
- пол;
- возраст;
- образование;
- моральные принципы.
Приблизительно одинаковый возраст обуславливает общие интересы, а схожий уровень образования способствует поддержанию благоприятной обстановки в коллективе. Как правило, в мужских коллективах меньше конфликтов, а смешанные группы считаются наиболее оптимальным вариантом, поскольку благоприятно влияют на рабочий процесс и командный дух.
В психологии общения с коллегами важная роль отводится наличию корпоративных ценностей, разделяемых всеми сотрудниками. Корпоративные принципы напрямую влияют на социально-психологический климат в коллективе, а также на имидж компании.
Психология делового общения и управления большое значение придает деловой этике.
Деловая этика включает в себя шесть основных принципов:
- грамотность (не стоит употреблять в речи бранные слова);
- конфиденциальность (не распространять секреты компании);
- внимание к окружающим (прислушиваться к чужому мнению и конструктивной критике);
- пунктуальность (не опаздывать, делать все вовремя);
- любезность (в любой ситуации вести себя доброжелательно по отношению к партнерам);
- внешний облик (одеваться со вкусом).
Как мы видим, на психологию успешного общения в коллективе влияют многие факторы.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Акимова А.Р. Практикум по психологии стресса: в 4 ч. Часть 3. Процессы восприятия и когнитивная оценка стресса. - Ульяновск: Зебра, 2016. — 106 с.
2. Александров Ю.И. Психофизиология. - СПб.: Питер, 2014. — 464 с.
3. Андруник А. П. Конфликтология: практикум. — Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013 . - 168 с.
4. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. – М., 2008. – 503 с.
5. Березовская Р.А. (ред.) Психология XXI века 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург. — СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 484 с. Венгер А.Л. (ред.) Психология третьего тысячелетия. Дубна: 2014. - 334 с.
6. Голенков А.В. (ред.) Материалы IV съезда психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов Чувашии. - Научное издание. Чебоксары, 2010. – 376 с.
7. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – М.: Флинта: МПСИ. 2008. – 648 с.
8. Зеленков М.Ю. Конфликтология. Учебник. — М.: Дашков и К°, 2013. — 324 с.
9. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.
10. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Учебник. — 2-е изд., исправл. и доп. — 2010. — 366 с.
11. Мышкина А.К. Сестринское дело. Справочник. – М.: Дрофа, 2008 . – 256 с.
12. Никифоров Г.С. (ред.). Психология здоровья. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
13. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. – М.: Медицина, 2008. – 411с.
14. Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия. Материалы XI международной научно-практической конференции. - Рязань, РязГМУ, - 2011. - 834 с.
15. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург. - 2008. – 71 стр.
16. Тарасова Ю. А., Костюкова Э. О., Сопина З. Е. Современная организация сестринского дела. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. - 576 с.
17. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГОЭТАР – Медицина, 2009. – 256с.
18. Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 88 с.
19. Трендафилова А.Т. Изучение мнений, высказанных экспертами в области медицинского образования на коммуникативные компетентности будущих медицинских работников и возможности их развития // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 25-40.
20. Ястребов В.С., Митина О.А. Специалисты психиатрического коллектива: особенности работы, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения: Методические рекомендации. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 28 с.
21. Дневной психиатрический стационар №1 ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова». - http://opb-evgrafova.ru/daytime-psychiatric-hospital-1
22. Проблема конфликтов в сестринских коллективах. - http://e.glmedsestra.ru/article.aspx?aid=415373
23. Психология профессионального общения. - http://videoforme.ru/wiki/psihologija-obshhenija-na-rabote