Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется тесной связью с новейшими направлениями развития современного литературоведения, изучающего своеобразие художественных произведений в междисциплинарном аспекте, а также обращением к феномену литературы 18-19 веков, русского зарубежья, необходимостью изучения в ракурсе концептуально-культурологического подхода.
И.А. Крылов ― русский поэт, известный публицист, баснописец, издатель сатирических и просветительских журналов. Известность он получил благодаря написанию басен, которые он собрал в девять сборников. Вместе с оригинальными, И.А. Крылов перерабатывал басни Лафонтена, которые тоже стали уникальными.
Сама басня, как анализируемое на уроке произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку, а также имеет большое морально-нравственное значение, что позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и, кроме того, способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.
Разбирая содержание басни, ученики могут воспринимать переносное значение скрытого смысла басни, видеть и проводить определенные связи среди героев произведения и, главное, учатся переносить литературные характеры в реальную жизнь или наоборот, чем развивают свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей. Следовательно, басня, при использовании ее на уроках чтения в начальной школе, имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни.
На основе вышесказанного выбрана следующая тема для курсовой работы: «Методика изучения басен Ивана Андреевич Крылова на уроках литературного чтения».
Объект исследования: методы и приемы изучения басен на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: художественные особенности изучения жанра басни на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить особенности изучения басни на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи исследования:
• Собрать, проанализировать материал по теме исследования.
• Определить специфику жанра басни.
• Выявить особенности работы над басней и наиболее эффективные методы и приемы.
Методы исследования: изучение методологической и психолого-педагогической литературы; изучение современного методов работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения жанра басни в начальном образовании
1.1. Басня как эпический жанр литературы
Басня один из древнейших литературных жанров появившийся в Древней Греции. Неизменным спутником басни является мораль, в которой содержится краткое нравоучительное заключение, она помогает читателю безошибочно понять основную мысль текста. Басня очень мала по своему объему, но это ничуть не умоляет ее достоинства. Как правило, в басне высмеиваются людские пороки, а действующими лицами выступает животный и растительный мир. Героям басни свойственно поведение человека. Мы узнаем о вещах, к которым автор относится неодобрительно, высмеивает и осуждает.
Согласно литературоведческому словарю А.Н. Николюкина «Басня – это жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо формулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл». Чаще всего в басне идея четко сформулирована самим автором. К примеру, в басне И.А. Крылова «Волк и ягненок», она звучит так: «У сильного всегда бессильный виноват».
Первым баснописцем считается древнегреческий поэт Эзоп. Многие его произведения были переведены на русский язык И.А. Крыловым. В России жанр басня развивается с середины ХVIII века. Басню связывают с именами великих русских литераторов: А.П. Сумароков, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриев: «Элементы бассенного жанра присутствуют в фольклоре всех народов.
Басни состоят из двух частей: мораль + повествование (притча). Притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ, характеризующийся широтой обобщения, значимостью заключенной идеи.
В XVIII веке в русской и французской литературе басни назывались апологиями. В басне мораль является логическим, поучительным выводом и может быть сформулирована и поставлена как в начале басни (называется промифий), так и в конце (эпимифий).
В античные времена и эпоху Возрождения мораль заключалась в самом тексте и не отделялась графически от текста. В научной литературе существуют две концепции происхождения басни. 1. В басне первично повествование, поскольку она происходит из сказки о животных, а сказка о животных – из мифа. Это, несмотря на «маскирующие» средства, приближает басни к детскому чтению и восприятию. 2. В басне первична мораль, поскольку она близка сравнениям, пословицам и поговоркам. Также как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации.
В своих баснях писатели используют фольклорные элементы, которые легко трансформируются и вписываются в рамки художественного произведения. Можно обозначить три типа моралей: нравоучение, пословицу и афоризм (иносказание, ставшее впоследствии крылатым выражением).
Структура басен имеет важную особенность: в них мало описаний и много диалогов, что идеально подходит для театральных постановок.
Во времена Эзопа мораль была основой, самой важной частью басни, тогда как в современных баснях морали уделяется меньше внимания, или вообще может отсутствовать. Повествовательная часть басни становится ярче, выразительнее, превращается в занимательную сценку с живым диалогом. Кроме того, комизм в басне со временем также становится одним из важных признаков жанра.
По форме написания существуют басни в прозе, в стихах, смешанного типа (проза + поэзия). Современные басни обычно пишутся в стихотворной форме, поскольку в их структуре легче использовать рассмотренные выше выразительные средства. Басни в прозе по своему слабому эмоциональному выражению получили меньшее распространение. Если сравнить прозаические басни Эзопа, кратко и сухо излагавшим сюжет, с сочными и красочными стихотворными баснями И.А.Крылова, то очевидным становится выигрышность поэтического слога произведений.
В баснях смешанной формы описательная часть произведения написана прозой, а диалоги и монологи героев – стихами. Данная структура может быть применима к любому произведению, поскольку является легкой для чтения. Прозаическая часть описания настраивает на серьезное восприятие, размышления, в то время как поэтическая (диалоги и монологи действующих лиц) привносит разрядку, живость и образность при восприятии. К тому же в стихотворную форму легче вкладывать иносказательные средства выражения.
Если сравнить по объему античные басни в прозе со стихотворными, то последние превосходят. Сенека говорил, что басни ценятся за содержание, а не за длину. Прозаические античные басни короткие (2–10 простых предложений), по сути, являлись притчами; стихотворные басни по объему в два – три раза длиннее. Увеличение описания вызвано самой потребностью в приближении к рамкам художественной литературы.
Басни построены на трех составляющих: 1) центральная актуальная проблема, волнующая читателя; 2) интересная сюжетная линия, окаймляющая проблему; 3) иносказательные выражения и стилевая конструкция, раскрывающие проблему. Раскрытие центральной проблемы должно строиться на одновременном использовании синтаксических конструкций и сюжетной линии, словно кирпич с цементом. В итоге, в баснях ставится определенная актуальная проблема, которая раскрывается постепенно, обволакивается поучительным сюжетом.
В России главными этапами ее развития были потешная басня А.П. Сумарокова, лукавоумудренная И.А. Крылова, красочно-бытовая А.Е. Измайлова. С середины века бассенное творчество в России и Европе угасает сохраняясь в публицистической и юмористической поэзии».
И.А. Крылов работал издателем и публицистом, мастерски создавал драматические произведения, но читатель запомнил его как величайшего баснописца в истории русской литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абакумов С.И. Творческое чтение: Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925.
2. Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг. 2004.№3.
3. Адрианова, М.Е., Адрианова, А.Е. Басни Крылова в начальной школе. Из опыта работы / М. Е. Адрианова, А. Е. Адрианова. М., 2011. 120 с.
4. Бабаев, Э. Г. «Древо жизни»: Басня И. А. Крылова «Листья и корни» / Э. Г. Бабаев // Русская речь. 2012. №4. С. 3-7.
5. Бабинский, М. Басни И.А.Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности / М. Бабинский // Литература: Прилож.к газ. «1 сентября». 2013. № 7. С. 7-17
6. Белинский, В.Г. Басни Ивана Крылова / В. Г. Белинский // Литература в школе. 2013. № 11. С. 3-8.
7. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Педагогика культуры. — 2005. — № 3/4.
8. Кеневич В. Ф. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова / В. Ф. Кеневич. Тобольск: Тюменский региональный общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска", 2019. 472 с.
9. Кеневич, В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова / В.Кеневич. Изд. 2-е. СПб., 2012. 464 с.
10. Кожин, А. А. Самобытность басенного слова: [О роли творчества И. А. Крылова в развитии русского литературного языка ] /А. А. Кожин // Русская речь.2000.
11. Комаров С. А. Филологический анализ стихотворного текста: учебное пособие / С. А. Комаров, А. И. Осипов. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2018. 132 с.
12. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.
13. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002
14. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш. учеб. заведений / ; под ред. М.П.Воюшиной. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003
16. Оморокова М.И. Преодоление трудностей : Из опыта обучения чтению. – М.: Просвещение, 1990.
17. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского/ Струминский В. Я. М.,1990
18. Пильщикова Т.Н. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера.// Стандарты и мониторинг.2004. №3
19. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» .- М.: Просвещение, 1979. 431 с.
20. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» .- М.: Просвещение, 1979
21. Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников / З.И. Романовская. М., 1982.
22. Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002
23. Степанов, Н.Л. Басни Крылова / Н. Л. Степанов. М.: Издательство «Художественная литература», 1989.
24. Степанов, Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца / Н.Л. Степанов. М., 1996
25. Стремок И.М. «Литературное чтение» в начальных классах: особенности изучения учебного предмета//Начальное образование-№4-2008
26. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений», М., 1999
27. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990
28. Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004
29. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. // Народное образование. 2003. № 5
30. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1958