Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ 6
1.1. Понятие методологии и её сущность 6
1.2. Сущность, понятия, характеристика основных методологических концепций понимания истории 14
ГЛАВА II.АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В РАБОТАХ А.Я.ГУРЕВИЧА………………………………..….. 17
2.1.Гуревич А.Я. как исследователь методов и методологических подходов………………………………..….. 17
2.2.Вопросы методологии и методики исследования в работах А.Я.Гуревича………………………………..….. 17
2.3.Культурно-исторический подход в работах А.Я. Гуревича 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Фрагмент для ознакомления
2
Специфика категорий средневековой культуры состоит в том, что их можно обозначить как «богословские символы», поскольку они сформировались в системе религиозного сознания. «Богословие было высшим обобщением социальной практики человека в средние века; он дал универсально значимую систему знаков, согласно которой члены феодального общества познали себя и свой мир, и нашли его оправдание и объяснение »[10,c.45].
Категории культуры «формируются в процессе практической деятельности людей на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предыдущей эпохи. Их собственные способы познания мира соответствуют определенному этапу развития производственных и общественных отношений. В этом смысле они отражают социальную практику. Но в то же время эти категории определяют поведение отдельных лиц и групп. Следовательно, они влияют на общественную практику». Следовательно, культура является результатом социальной практики и в то же время влияет на нее сама и выполняет регулирующую функцию в обществе.
Из приведенной цитаты также следует, что каждому способу производства соответствует свой тип культуры. Однако это соответствие не механическое. Вопреки взглядам французских историков культуры Ле Гоффа и Чауню, которые делают изменения сознания полностью зависимыми от изменений социально-экономической структуры общества, А.Я. Гуревич считает: «Историки имеют мало права отрицать определенную автономию ментальных структур и отрицать, что они функционируют и изменяются в зависимости от их собственных специфических ритмов, которые далеки от ритмов изменений в социальных отношениях или соответствия в бизнесе.
В то же время новое явление в культуре, хотя генеральная линия его развития не ясна, может показаться еще менее развитым по сравнению с предыдущим культурно-историческим этапом. Долгое время наука была убеждена, что средневековая культура - это шаг назад по сравнению с античной культурой. Акты вандализма, положившие начало средневековью, считались отличительной чертой средневековой культуры в целом, не считая того факта, что подобные явления происходили как до, так и после вандальских завоеваний.
Гуревич критикует, прежде всего, «пятичленную схему» социально-экономических формаций, которую советские историки постоянно использовали в своих исследованиях. Но он говорит о Марксе иначе: «... он настолько чувствителен к исторической специфике, что не склонен регулировать все бесконечное разнообразие истории по жесткой и единообразной схеме». По словам ученого, историки-исследователи очень буквально понимают наследие Маркса, его учение «предопределяет направление мысли историков».
То, что входит в марксистскую схему, направляет таких исследователей, как А.Я. Гуревич, один из способов - принять это как идеальный вариант исторического развития. «Они вывели марксизм за пределы науки, сделав его объектом веры и компонентом принудительной идеологии тоталитарной системы, что не могло не привести к вульгаризации и прямой фальсификации мыслей Маркса»[8,c.56].
Выступая против некритического отношения к К. Марксу и его философии истории, Арон Яковлевич также выступает против дискредитации марксистской историографии, полагая, что многие историки, отвергая ее философскую составляющую, заполняют образовавшийся «философский вакуум чем угодно - от мистицизма и оккультизма до агрессивный национализм, шовинизм »[8,c.59].
Так, в работах позднего периода жизни исследователь А.Я. Гуревич почти полностью отказался от обсуждения теории социально-экономических формаций К. Маркса, сосредоточившись на вопросах исторической антропологии. Ученый перестал интересоваться классовыми и экономическими делами. В его исследованиях доминировало желание определить роль личности и личности в истории и исторических событиях. Не историческое прошлое, а личность из того прошлого волновали мыслителя, склонного к философским размышлениям и гносеологическим поискам.
Однако марксистский когнитивный настрой - ориентация на категориальное понимание исторической реальности, сопротивление закрытым схемам понимания исторического процесса школы - сохранялся в эпистемологическом инструментарии историка «за верстаком»[8,c.67].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с; 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
2. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 с.
3. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 395 с.
4. Исторический синтез и Школа «Анналов» .М.: Индрик, 1993. 327 с. 5. История историка. М.: РОССПЭН, 2004. 288 с.
6. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005. 422 с.
7. История — нескончаемый спор. М.: РГГУ, 2005. 899 с.
8. Избранные труды. Т. 2: Средневековый мир.М.СПб.: Университетская книга, 1999. 560 с.
9. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. 544 с.
10. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005.
12. Гуревич А.Я. История историка. М. : РОССПЭН, 2004.
15. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993; Его же. Историк и история // Одиссей-1993. М., 1994.
16. Боткин Л.М. О том, как А. Я. Гуревич возделывал свой аллод // Одиссей-1994. М., 1994. С. 8.
17. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 198 и след.
18. Гуревич А.Я. Социальная психология и история. Источниковедческий аспект // Источниковедение. М., 1969.
19. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра .Февр Люсьен. Бои за историю. М., 1993.
20. Шенкао М.А. К вопросу о национальной ментальности: сущность, структура, функции // Материалы I научно-практической конференции КЧГТИ. Ч. 2. Черкесск, 1996.
Источники:
21. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972. [электронный ресурс] – режимдоступа: http://norse.ulver.com/articles/ gurevich/historysaga/chapter1.html
22. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979. [электронный ресурс] – режим доступа: http://norse.ulver.com/articles/ gurevich/eddasaga/6.html.
23. Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца XX века (фрагменты лекций) [электронный ресурс] – режим доступа: http://cosa-nostra13.narod.ru/kultura/ gurevich_istorik_xx.html.