Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Право и конституционные гарантии субъектов предпринимательской деятельности 4
1.1. Право на предпринимательскую деятельность в составе социально-экономических прав 4
1.2. Конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности 10
2. Реализация и проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности 20
2.1. Реализация конституционного права на предпринимательскую деятельность и его защита 20
2.2. Проблемы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечения и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности 27
Заключение 32
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления
2
Российское государство является социальным государством, что отражается и на его экономической политике. Предполагается, что рыночная экономика в Российской Федерации социально ориентированная, что подразумевает под собой закрепление на законодательном уровне определенных обязательств и ограничений для предпринимателей. Государство исходит из того, что гражданин/потребитель по отношению к предпринимателю является более слабым субъектом рынка, соответственно, необходимо устанавливать ряд дополнительных прав в пользу граждан. Г.А. Гаджиев отмечает, что пределы вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности, что подтверждается в Постановлении Конституционного Суда от 24 февраля 2004 г. N 3-П: «...элементы публичности в организации ОАО объективно приводят к возрастанию потребности в ограничении права, предусмотренного ч. 1 ст. 34 Конституции, в целях поиска баланса интересов ОАО и государства, а также баланса интересов обладателей крупных пакетов акций и мелких акционеров. В связи с этим при ограничении основного права, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, законодатель вправе учитывать как публичные интересы, так и общие интересы акционерного общества». При этом в соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции государство имеет право, применяя федеральное законодательство, ограничивать перемещение товаров и услуг для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, т.е. в целях общего блага; государство может ввести ограничения на свободное занятие предпринимательской деятельностью. Конституционным судом были выработаны определенные критерии для вводимых ограничений: они должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права.
Говоря о свободе предпринимательства и пределах вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, В.В. Мельников приводит точку зрения Б.Н. Топорнина, который отмечал, что боязнь возрождения в Российском государстве авторитарного режима, острый конституционный кризис не позволили закрепить в конституционном документе оптимальные пределы вмешательства государства в экономику. Однако, на взгляд автора, государство, защищая и соблюдая баланс социально-экономических интересов граждан, предпринимателей и самого себя, должно устанавливать пределы вмешательства и регулирования предпринимательской деятельности для недопущения, с одной стороны, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а с другой - недопущения вмешательства государства и органов государственной власти в деятельность частных предпринимателей.
Кроме того, нельзя не отметить, что, в связи с вводом санкций в отношении Российской Федерации и ориентированностью государственного аппарата на импортозамещение во многих секторах экономики, проблемы реализации права на свободу предпринимательской деятельности являются крайне актуальными в настоящее время. Однако на практике при реализации рассматриваемого права граждане сталкиваются с рядом определенных сложностей и ограничений, из которых, по мнению автора, необходимо выделить так называемые негласные требования органов государственной власти, отвечающих за регистрацию и сопровождение деятельности хозяйственных обществ, которые не закреплены в нормативно-правовых актах. Например, Федеральная налоговая служба города Москвы обычно отказывает в регистрации хозяйственным обществам, в которых директором является лицо, не имеющее регистрации в данном субъекте, либо если учредителями нового общества намеревается стать общество, состоящее из одного участника, и сам первоначальный участник. Законодательство не предусматривает отказ в регистрации хозяйственных обществ по указанным основаниям, однако на практике такие общества в Москве сталкиваются с обозначенными проблемами.
Кроме того, субъекты права на свободу предпринимательской деятельности могут столкнуться с рядом нигде не закрепленных ограничений не только на стадии регистрации хозяйственного субъекта, но и на стадии внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц: например, хозяйственному обществу с большой долей вероятности будет отказано в одном из регистрационных действий при одновременной смене участника, единоличного исполнительного органа и изменении местонахождения общества, хотя в законодательстве отсутствует ограничение на одновременное совершение указанных действий.
Таким образом, можно прийти к выводу, что для наибольшей эффективности в вопросах реализации права на свободу предпринимательской деятельности необходимо закрепить в законодательных актах государства пределы его вмешательства в предпринимательскую деятельность, при этом необходимо соблюдать баланс публичных и частных интересов.
2. Реализация и проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
2.1. Реализация конституционного права на предпринимательскую деятельность и его защита
Рассмотрим более подробно такой актуальный вопрос, как реализация права на предпринимательскую деятельность. Нормы современного права содержат множественные указания на необходимость совершения регистрационных действий органами и лицами, наделенными публичными полномочиями, в результате которых наступают те или иные частноправовые последствия: появление нового субъекта имущественных отношений или изменение его статуса, возникновение охраняемого объекта права, переход субъективных прав от одного лица к другому и др.
Регистрация лиц и их статусов охватывает в том числе образование и прекращение субъекта, средства индивидуализации субъекта (регистрацию перемены имени), объем гражданской правосубъектности и др.
П. 1 ст. 23 ГК РФ содержит императивную норму: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». В пункте четвертом названной статьи устанавливается правило: «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Подчеркну, что суд может применить, а может и не применить названные правила. Следовательно, государственная регистрация в качестве предпринимателя оказывает прямое влияние на объем гражданской правосубъектности соответствующего физического лица.
Сущностным признаком предпринимательской деятельности является направленность на систематическое получение прибыли. Анализируя юридическую литературу и судебную практику, нельзя не заметить, что произошла подмена понятий: вместо понятия «направленность на систематическое получение прибыли» рассматривается понятие «систематическое получение прибыли». Такое положение воспринято также судебными органами. В частности, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что при формулировании определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве в первую очередь учитываются признаки осуществления деятельности на свой риск и систематичности получения прибыли от такой деятельности. По мнению суда, признак систематичности относится сразу к двум компонентам понятия предпринимательской деятельности: во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться постоянно и систематически, во-вторых, систематическим должно быть получение прибыли.
Статья 22.1. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека/ Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 10.12.1998.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
7. Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2305.
8. Федеральный закон от 02.11.2013 N 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, N 44, ст. 5633.
9. Указ Президента РФ от 22.06.2012 N 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, N 26, ст. 3509.
10. Постановление Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 «Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения» // Российская газета, N 181, 17.08.2015.
11. Приказ ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг» // Российская газета, N 231, 14.10.2011.
12. Письмо ФНС России от 01.04.2016 N ГД-4-14/5658@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2016)» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Письмо ФНС России от 01.04.2016 N ГД-4-14/5658@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2016)» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией) // СУ РСФСР, 1937, N 2, ст. 11. Утратил силу.
15. Закон РСФСР от 27.10.1960 «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР» (вместе с «Уголовным кодексом РСФСР») // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 497, 1988 г. Утратил силу.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П // Собрание законодательства РФ, 01.03.2004, N 9, ст. 830.
17. Постановление Конституционного Суда от 1 апреля 2003 г. N 4-П // Собрание законодательства РФ, 01.03.2004, N 9, ст. 830.
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Российская газета. 2004. 7 декабря; 2015. 13 июля.
19. Абакумова Е.Б. Практические аспекты функционирования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Право и экономика. 2018. N 6. С. 11 - 16; N 7. С.13.
20. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: Учебное пособие: В 2 т. М.: Норма, 2015. Т. 1. С. 758.
21. Арановский К.В., Князев С.Д., Хохлов Е.Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 62.
22. Болдырев В.А. Система регистрационных действий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 6. С. 81.
23. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2002. С. 22.
24. Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Конституционный вестник. 2008. N 1(19). С. 250.
25. Гвоздева О.М. Гарантии конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: теория и практика // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 3. С. 18.
26. Дымова Л. Госрегистрация: «мотивы» для отказа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электрон. журн. 2016. N 35. С. 23.
27. Егоров С.А. Конституционно-правовые основы права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью. М., 2005.
28. Итоги VII Всероссийского Саммита виноделов 2017 // Русский винный дом «Абрау-Дюрсо». Сайт. URL: http://www.abraudurso.ru/news/abrau-dyurso-stala-postavshchikom-sochi-2014/ (дата обращения: 20.04.2021).
29. Кирилловых А.А. Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов // Законодательство и экономика. 2013. N 11. С. 26.
30. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь [и др.]; Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересм. М.: Норма; ИНфРА-М, 2011. С. 323.
31. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164 - 245.
32. Корженевская Н.В. Формирование российской национальной модели правозащитных учреждений в сфере предпринимательской деятельности // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. N 5. С. 35.
33. Крусс В.И. Право на предпринимательскую деятельность - конституционное полномочие личности. М.: Юристъ, 2003. С. 156.
34. Малинин А.А. Право на свободу предпринимательской деятельности: понятие, содержание и проблемы реализации // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 9. С. 64.
35. Мельников В.В. Экономическое содержание Конституции России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. С. 27.
36. Мохов А.А. Институт уполномоченного по правам предпринимателей в России // Предпринимательское право. Приложение к журналу. М., 2012. N 4. С. 12.
37. Невинский В.В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 12. С. 56.
38. Панеях Э. Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри, 2008. С. 182.
39. Суховская М.Г. Отказ в госрегистрации юрлиц и ИП: как избежать // Главная книга. 2016. N 20. С. 79.
40. Фадеева В.А. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. N 4 - 2. С. 734.
41. Эмих В.В. Омбудсмены, содействующие защите прав предпринимателей: тенденции и перспективы развития // Социум и власть. 2013. N 3 (41). С. 75.