Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 6
1.1 Сущность понятия профессиональной деформации 6
1.2 Специфика профессиональной деятельности государственных служащих и ее влияние на процесс профессиональную деформацию 19
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 26
2.1 Методики диагностики эмоционального и профессионального выгорания 26
2.2 Методики диагностики психологической нестабильности у государственных служащих 29
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ГОСУДАСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Фрагмент для ознакомления
2
В качестве основных причин развития профессиональной деформации у государственных служащих выступают особенности структуры личности, а также применение стереотипных рабочих стилей и ограничивающих представлений о самом себе, других людях и самом качестве жизни [12].
Те государственные служащие, которые имеют весьма низкую самооценку, неясную Я-концепцию, имеют намного более проницаемые границы личности, именно поэтому они в большей степени подвержены влиянию многих внешних стрессовых ситуаций. Например, в том случае, когда таким специалистам приходится часто выслушивать о психотравмирующих ситуациях. Либо, когда им в связи со своей деятельностью приходится сталкиваться с такими клиентами, которые при этом находятся в неадекватном состоянии (например, психическое расстройство), а также часто иметь дело с угрозой, агрессией либо гневом, а, кроме этого, взаимодействовать с такими клиентами, которые имеют тенденцию к перекладыванию ответственности на работников суда, проявлению пассивности. В подобного рода случаях они неизменно впускают в себя многие негативные эмоции, проявляя при этом стереотипное эмоциональное отреагирование (то есть контрперенос), выходят из имеющего места контакта с клиентом и постепенно погружаются в свой, уже личный, внутренний процесс, часто ведущий к кризису [27, c.81].
В качества другого фактора профессиональной деформации можно назвать также связанного со стереотипными установками государственных служащих, непосредственно определяющими его профессиональный рабочий стиль. Например, острое стремление специалиста к перфекционизму. Такого рода позиция отражает как условное, так и ограничивающее убеждение о себе, то есть: я хорош, пока я не делаю никаких ошибок. Государственный служащий, имеющие подобный рабочий стиль, ощущают себя комфортно только до тех пор, пока они всю свою работу выполняют без ошибок. Однако исполнение этого условия на протяжении весьма длительного периода времени практически невозможно, поэтому такие специалисты, имеющие этот стереотип поведения, также находятся в группе риска.
В свою очередь такое стереотипные поведения (драйверы) опираются при этом на ограничивающие убеждения в отношении как себя, так и других, а также качества жизни (контаминации).
Л.С. Выготский, в свою очередь, подчеркивал высокую значимость удовлетворенности личности от своей деятельности.
Таким образом, к особенностям профессиональной деятельности государственных служащих, которые способствуют повышенному уровню нервно – психического напряжения, следует также отнести следующие:
- высокая социальная ответственность за результаты всех своих действий;
- информационные перегрузки в непосредственном сочетании с дефицитом времени на необходимое усвоение и переработку постоянно поступающих данных;
- неопределенность возникающих рабочих ситуаций;
- частая необходимость остаточно быстрого принятия решений и их последующей реализации при определенном дефиците информации о случившемся;
- повседневная рутина, находящая свое выражение в некоторой стандартности, повторяемости отдельных элементов;
- наличие ролевой конфликтности;
- социальная оценка – постоянная необходимость выступать в качестве объекта наблюдения и оценивания как со стороны своих клиентов или подопечных, со стороны административного звена, а также представителей вышестоящих инстанций;
- организационные проблемы, которые включают как несоответствующий научной организации труда режим деятельности специалиста, так и частую чрезмерную перегруженность государственных служащих;
- определенная отсроченность и относительность результатов своей профессиональной деятельности.
При этом в качестве основных стрессогенных особенностей профессионального общения государственных служащих выступают:
- особый эмоциональный психологический климат;
- необходимость осуществления достаточно частых и продолжительных контактов с людьми (то есть так называемый фактор «пресыщения общением»);
- частое взаимодействие с различными социальными группами (подопечные, их законные представители, коллеги, представители администрации);
- особенность объекта «объекта» труда, находящая свое проявление в его собственной активности или пассивности, а в ряде случаев – и в адекватности.
К тем особенностям личности, которые обусловливают эмоциональное неблагополучие государственных служащих, можно отнести:
- рассогласование мотивов личности и деятельности работников суда;
- имеющееся рассогласование между индивидуально - типологическими особенностями личности и характером профессиональной деятельности [28, c. 25].
Достаточно частое состояние эмоционального напряжения весьма негативно влияет на личность государственных служащих, и повторение подобных состояний в профессиональной деятельности может привести в конечном итоге к формированию профессиональной деформации.
Профессиональная деформация находит свое проявление в отрицательном изменении государственных служащих как в профессиональной деятельности, так и в личном поведении [5, с.61]. Изменяются стереотипы поведения, стиль общения и навыки, профессиональные привычки, что заметно затрудняет успешную реализацию у государственных служащих профессиональной деятельности.
Кроме этого, проявляется профессиональная деформация у государственных служащих также в заметном снижении эффективности выполнения ими своей непосредственной служебной деятельности; утрате интереса к дискуссиям; заинтересованности в отстаивании своей позиции; высказывании исключительно нерискованных замечаний и предложений; неумении наиболее эффективно планировать свое время; наконец, это неспособности на самостоятельной основе принимать профессиональные решения.
Может прослеживаться отсутствие у государственных служащих заинтересованности в профессиональном росте и повышении квалификации; заметно формальным отношением к выполнению своих непосредственных служебных, а также функциональных обязанностей; наконец, в переносе существенной части своих профессиональных действий, установок и стереотипов на поведение вне своей службы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Е.Ю. Профилактика профессиональных деструкций государственных служащих [Текст] / Е.Ю. Акимова // Ярослав. Пед. вестн. – 2012 – № 4 – Т. II. – С.247-251.
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 232 с.
3. Бодров, В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностики профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие / под общ . ред . В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 244 с.
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Знание, 1996. – 469 с.
5. Бондаренко, В.В. Проблемы оценки профессиональной деформации личностных качеств государственных гражданских служащих // Теоретико-методологические подходы к формированию системы устойчивого развития предприятий, комплексов, регионов [Текст] / В.В. Бондаренко, М.А. Танина, В.А. Юдина и др. – Пенза, 2016. – С. 429-435.
6. Варфоломеева, Н.П. Формирование профессионального сознания публичных служащих Российской Федерации как основы антикоррупционного механизма профессиональной деятельности [Текст] / Н.П. Варфоломеева // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2012. – №10. – С.83-89.
7. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 244 с.
8. Геллерштейн, С.Г. Вопросы психологии труда [Текст] / С.Г. Геллерштейн // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т.2. – С. 103–130.
9. Гордеева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания у работающих специалистов – психотерапевтов, психиатров, психологов [Текст] / Е.Г. Гордеева, М.В. Агапова, С.М. Томилина // Материалы 5-ой Всерос. науч.-практ. конф. по психотерапии. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – С. 90-94.
10. Деркач, А.А. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих [Текст] / А.А. Деркач. – М.: РАГС, 2011. – 300 с.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Фонд « Мир », 2005. – 330 с.
12. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журн. – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 35– 44.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академ. Проект, 2005. – 244 с.
14. Карев, Б.А. Диагностический инструментарий, применяемый для выявления профессиональной деформации в образовательных организациях [Текст] / Б.А. Карев, В.О. Прокопцев, Н.В. Прокопцева // Право и практика. – 2017. – № 2. – С. 239 – 247.
15. Купер, К.Л. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение [Текст] / К.Л. Купер; пер. с англ. – М., 2007. – 312 с.
16. Лихачева, Е.А. Роль нравственных ценностей в профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [Текст] / Е.А. Лихачева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМ. – 2015. – №4. – С. 56-65.
17. Лукьянов, В.В. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий [Текст]: сб . науч. ст. / В.В. Лукьянов; под ред . В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. – Курск: КГУ, 2007. – 169 с.
18. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
19. Москвина, Н.Б. Личностно - профессиональная деформация педагогов. Проблема реабилитации [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Москвина. – М.: ACADEMIA. 2002. – 246 с.
20. Новые направления в социологической теории [Текст] / под ред. А.С. Перина. – М.: Приор, 2008. – 354 с.
21. Орёл, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.В. Орёл // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76–97.
22. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: коллектив. монография [Текст] / М.В. Полевая, Е.В. Камнева и др. – М.: СВИВТ, 2017. - 189 с.
23. Соболева, Е.А. Синдром выгорания специалистов помогающих профессий [Текст] / Е.А. Соболева // Ананьевские чтения – 2004. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2004.– С. 76 – 77.
24. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: коллектив. монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск. гос. ун -т. – Курск, 2008. – 336 с.
25. Стригуненко, Ю.В. К вопросу о подходах к пониманию профессиональной деформации личности [Текст] / Ю.К. Стригуненко // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. – 2011. – № 3. – С. 62 – 65.
26. Сук, И.С. Врач как личность [Текст] / И.С. Сук. – М., 2004. – 268 с.
27. Чепелева, Н.А. Профессиональная деформация госслужащих [Текст] / Н.А. Чепелева, О.А. Харькова // Инновационная наука. – 2020. -№ 10. – С. 79 – 85.
28. Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации [Текст] / Ю.А Юдчиц // Журн. практич. психолога. – 1998. – № 7. – С. 24 – 26.