Фрагмент для ознакомления
2
С момента провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. Пекин стремился добиться признания КНР как единственного китайского государства, однако вплоть до 1960-х годов государства ЛКА признавали страной, представлявшей интересы китайского народа на международной арене, только Тайвань. Ситуация начала постепенно меняться после революции на Кубе (1959 г.) и установления дипотношений между Кубой и КНР (1960 г.). С 1960 по 1965 г. товарооборот между КНР и странами латиноамериканского региона увеличился в 11 раз . Во второй половине 1960-х годов развитие торговых отношений остановилось из-за «Культурной революции» в КНР, череды переворотов в странах ЛКА и ухудшения отношений между Китаем и СССР.
В 1970-х годах в связи с установлением дипотношений между Соединенными Штатами Америки и КНР и принятием Пекина в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) развитию контактов между Китаем и странами ЛКА был дан новый импульс. В дальнейшем в связи с проведением политики «Реформ и открытости» в Китае отношения КНР и стран ЛКА продолжали развиваться, однако на протяжении долгого времени латиноамериканский регион не был приоритетным для Пекина. В 2008 г. Пекин опубликовал «Политический документ по Латинской Америке и Карибскому бассейну», сделав основной акцент на сотрудничестве в сфере добычи полезных ископаемых, а также на развитии культурных и политических связей между КНР и странами региона .
По мере быстрого развития китайско-латиноамериканских связей создание платформы комплексного сотрудничества между Китаем и Латинской Америкой уже стало общим намерением двух сторон. В декабре 2011 года было официально создано Сообщество латиноамериканских и карибских государств /СЕЛАК/. В июне 2012 г. Китай выдвинул серию инициатив по развитию китайско-латиноамериканского комплексного сотрудничества. В августе того же года был установлен механизм регулярного диалога глав МИД Китая и "тройки" /прототип нынешней "четверки"/ СЕЛАК.
Вследствие кризиса на рынке сырьевых ресурсов в 2014 г. торговый оборот между Китаем и ЛКА снизился; сотрудничество во многих сферах было свернуто, поскольку китайские компании начали терпеть убытки. В связи с необходимостью перезапустить отношения с государствами региона КНР разработала «План сотрудничества между Китаем и странами Латинской Америки и Карибского бассейна (2015—2019 гг.)» , а в 2016 г. опубликовала обновленный «Политический документ Китая по Латинской Америке и Карибскому бассейну» . В нем одной из основных задач было увеличение объема китайских инвестиций в такие отрасли, как телекоммуникации, автоматика, возобновляемая энергия, финансовые услуги и развитие инфраструктуры, поскольку эти сферы были более надежны с точки зрения долгосрочного сотрудничества. Можно утверждать, что предпринятые китайской стороной инициативы имели значительный успех.
Китай осуществляет активное и постоянное сотрудничество с государствами Латинской Америки в рамках ООН, АТЭС, G20, ВТО, БРИКС, а также на таких платформах, как форум «Китай – Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК)», Организация американских государств (ОАГ) и др. Если говорить о визитах высших руководителей КНР в страны региона, то их интенсификация также пришлась на середину 2010-х гг. Только в 2014 г. председатель КНР СИ Цзиньпин посетил Бразилию, Аргентину, Венесуэлу и Кубу, а в 2016 г. – Чили, Перу и Эквадор. Кроме того, нельзя не отметить, что также имеет место и военно-политическое сотрудничество государств. Как отмечают эксперты, в аргентинской Патагонии разместилась китайская станция спутникового контроля, подписаны многомиллионные контракты на поставку китайского вооружения в Венесуэлу, авиационной техники в Боливию и Перу, а также имели место совместные морские учения КНР с Чили и Бразилией .
В 2015 г. Китай выдал латиноамериканским странам больше кредитов, чем Всемирный банк (ВБ) и Межамериканский банк развития (МАБР) вместе взятые. Для отдельных государств региона (например, для Венесуэлы) Китай стал основным кредитором. В результате КНР стала вторым торговым партнером региона, занимала третье место по объему иностранных инвестиций в ЛКА, участвовала в инфраструктурных проектах.
Многие исследователи отмечают, что Китай на рынках ЛКА постепенно теснит позиции Соединенных Штатов. Тем не менее США сохраняют близкие культурные и политические связи со странами ЛКА и остаются для них ключевым торговым партнером: в 2018 г. объем китайского экспорта в регион составил 148 млрд долл., в то время как аналогичный показатель для США — 426 млрд долл.
Реализация «Плана сотрудничества между Китаем и странами Латинской Америки и Карибского бассейна (2015—2019 гг.)» отчасти позволила вывести китайско-бразильские экономические отношения на новый уровень: китайский экспорт в Бразилию вырос с 21,9 млрд долл. в 2016 г. до 33,7 млрд долл. в 2018 г.; импорт Китая бразильской продукции увеличился с 44 млрд долл. в 2015 г. до 77 млрд долл. в 2018 г. В целом за период с 2008 по 2018 г. товарооборот КНР и Бразилии вырос с 48,6 млрд долл. до 98,9 млрд долл. Экспорт Китая в Бразилию представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Экспорт Китая в Бразилию, 1995—2019 гг.
В апреле 2009 года было подписано соглашение о свободной торговле, 1 марта 2010 года соглашение вступило в силу.
Это был первым соглашением о свободной торговле, подписанным между Китаем со страной в Латинской Америке.
Поворотным моментом в подходе стран ЛАКБ к ИПП на многостороннем уровне стал министерский форум «Китай — Сообщество латиноамериканских и карибских государств» (China — Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños (СELAC), прошедший в Чили (Сантьяго, январь 2018 г.). Тогда участники форума подписали «Специальную декларацию о “Поясе и пути“», официально зафиксировавшую готовность латиноамериканского экономического сообщества к участию в ИПП. До этого целый ряд стран региона продекларировали свое позитивное отношение к инициативе, но только на двустороннем уровне, заключив соответствующие меморандумы о взаимопонимании. Панама стала первой страной в ЛА, подписавшей подобный документ в ноябре 2017 г. после того, как в начале года разорвала дипотношения с Тайванем и установила их с материковым Китаем. Далее 15 стран региона заключили с КНР меморандумы о взаимопонимании по вопросам ИПП, а также соответствующие рамочные соглашения или соглашения о сотрудничестве. Примечательно, что большинство стран, особо заинтересованных в участии в ИПП, представлено государствами Центральной Америки и Карибского бассейна, а также южноамериканскими государствами «левой» ориентации — Кубой, Боливией, Венесуэлой. Руководство более крупных стран континента — таких, как Бразилия, Мексика, Колумбия, Аргентина и Перу, — пока однозначного решения не приняло .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нефтяная игла Латинской Америки: Китай скупает все // Вести. Экономика. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investfuture.ru/news/id/51763
2. Турне Си Цзиньпина по Латинской Америке стимулирует стабильное развитие отношений Китая и Латинской Америки [Электронный ресурс]. – URL:http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2018-12/05/content_74241777.htm (Дата обращения: 25.04.2021).
3. China’s Policy Paper on Latin America and the Caribbean // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.china.org.cn/international/news/2008-11/05/content_16713528.htm
4. Cooperation Plan (2015-2019) // China-CELAC Forum. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinacelacforum.org/eng/zywj_3/t1230944.htm
5. South China Morning Post (Гонконг): Китай в Латинской Америке — партнер или хищник? [Электронный ресурс]. – URL: https://inosmi.ru/politic/20190529/245165487.html (Дата обращения: 24.04.2021).
6. X. China-Amräica Latina y Caribe: otra relaciуn para otro future. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igadi.org/web/analiseopinion/china-america-latina-y-caribe-otra-relacion-para-otro-futuro
7. 温家宝在联合国拉丁美洲和加勒比经济委员会上演讲 (Вэнь Цзябао выступает в Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.cn/ldhd/2012-06/27/content_2170699.htm (дата обращения: 26. 06. 2012).
8. 李克强在联合国拉丁美洲和加勒比经济委员会的演讲 (Выступление Ли Кэцяна в Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Латинской Америки и Карибского бассейна) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.cn/guowuyuan/2015-05/27/content_2869333.htm (дата обращения: 25.05 2015).
9. 中国对拉美和加勒比政策文件[Электронный ресурс]. – URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/zcwj_674915/t1418250.shtml (Дата обращения: 24.04.2021).
Литература
10. Борзова А. Ю. Особенности отношений КНР и стран Латинской Америки на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2009. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otnosheniy-knr-i-stran-latinskoy-ameriki-na-sovremennom-etape
11. Борзова А. Ю., Торкунова Ю. А., Агаев Ю. И. Китай – СЕЛАК: новые тенденции в экономическом сотрудничестве // Латинская Америка. – 2018. – №7. – С. 32–46.
12. Гарбарт М. И. Основные источники «мягкой силы» КНР в Латинской Америке на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – №21 (4). – С. 907-914.
13. Гулевич В. Латинская Америка: китайский интерес [Электронный ресурс]. – URL:https://interaffairs.ru/news/show/20925 (Дата обращения: 25.04.2021).
14. Дабагян Э. С. Китайский прорыв в Латинскую Америку //Мировая экономика и междунар. отношения. – 2012. – №. 10. – С. 84–91.
15. Демченко Н. А. Геополитические интересы Китая в Латинской Америке в начале XXI в.: стратегическое партнерство как способ их реализации // Россия и АТР. – 2019. – № 1. – С. 104-111.
16. Зверева В. С. Китай на просторах Латинской Америки: современные геополитические реалии // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2019. №2. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-na-prostorah-latinskoy-ameriki-sovremennye-geopoliticheskie-realii
17. Иванова А. В. Политика КНР в Латинской Америке // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. №8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-knr-v-latinskoy-amerike – Загл. с экрана.
18. Кадочников П. А. Интеграционные процессы в Латинской Америке и перспективы участия в них России (Таможенного союза) // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – №12. – С. 3–18.
19. Касанова Л. Проблемы китайских инвестиций в Латинской Америке. Доклад / Всемирный экономический форум. - Сан-Паулу. – 2018.
20. Сафронова Е. И. Проект «Один пояс, один путь»в контексте стран Африки и Латинской Америки // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. –2016. – С. 159-171.
21. Фролова И. Ю. Особенности курса КНР во взаимодействии с государствами Латинской Америки // Проблемы национальной стратегии. – 2013. – № 4 (19). – С. 49-66
22. Ху Аньган, Ван Хунчуань. Научное определение, подходящее для современного Китая. Пекин, 27.10.2017. [A scientific definition appropriate for modern China]. Renmin ribao On-line. Beijing, 27.10.2017. Available at: http://russian.people. com.cn/n3/2017/1027/c95181-9285867.html (accessed 24.04.2021)
23. Яковлев П. П. Латинская Америка в глобальной стратегии Пекина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/amerika/latinskaja_amerika_v_globalnoj_strategii_pekina_2010-11-02.htm
24. Яковлев П.П. Латинская Америка: возможен ли рывок в развитии? / П.П. Яковлев // Мировая экономика и международные отношения, - 2019. - т. 63, № 3, - С.94-103.
25. Jenkins R. The Economic Impact of China on latin America — An Agenda for Research. Paper prepared for the Seventh Annual Global Development Conference, St. Petersburg, U.S., January, 2006. — P. 45.
26. 牛海彬. 试论新时期中拉关系的战略性 (О стратегическом характере китайско-латиноамериканских отношений в новый период) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.siis.org.cn/Research/Info/59
27. 郭笃为. 拉美新冠新现实:中国影响力随堂考 (Новая реальность новых корон Латинской Америки: на примере влияния Китая) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dw.com/zh//拉美新冠新现实中国影响力随堂考/a-54002172