Фрагмент для ознакомления
2
Согласно ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса РФ уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Уголовное наказание имеет специфические признаки, содержание, сущность, преследует особые цели.Представители этической концепции под целью наказания понимали кару, возмездие, воздаяние, зло в ответ на зло, искупление вины.
Согласно утилитарной концепции цели наказания - это средства предупреждения (общая и специальная) преступления и исправления правонарушителя.
Особенность смешанной концепции состоит в том, что она включает положения и идеи, характерные как для этической, так и утилитарной теории, соединяет в себе устрашение и возмездие, общую и специальную превенцию, исправление.
В теории социальной защиты формулируется положение, предусматривающее неуклонное соблюдение принципа защищенности, соблюдения всех необходимых гарантий личности, гуманизацию карательной системы наказания, то есть ресоциализацию преступников, их адаптацию к условиям жизни общества по отбывании наказания.
Несмотря на наличие различных теорий, проблема целей наказаний до сих пор осталась неразрешенной.
Цели наказаний, сформулированные в Общей части УК РФ, представляют собой определенную совокупность положений, образующих целостное единое образование, органически связанное между собой и требующее их достижения. Отметим, что достижение целей наказания возможно только в их взаимосвязи с другими правовыми явлениями с учетом складывающихся социально-экономических отношений. Получить определенные знания, познать процессы и явления, происходящие в них, возможно только с применением системного метода.
Совершенствуя уголовное законодательство и основные его институты, законодатель в ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ сформулировал три цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений. Такой подход позволил создать систему целей наказания, коренным образом изменил расстановку приоритетов в области совершенствования системы наказаний в целом и института целей наказания в частности. Система целей наказания включает в себя однопорядковые по своей юридической природе и социальному назначению явления, составляющие целостное единое образование и позволяющие обеспечить взаимодействие юридических мер, реализуемых государством в отношении лиц, нарушивших законодательные предписания. Система целей наказания признается многоаспектным явлением, требующим всестороннего изучения.
Восстановление социальной справедливости. В научной и учебной юридической литературе данную категорию относят к числу сложных. В одном случае ученые, характеризуя восстановление социальной справедливости как цель наказания, свою позицию основывают на положении ст. 6 УК РФ, полагая при этом, что «любое нарушение уголовного закона получит должное воздаяние, соответствующее характеру и степени общественной опасности деяния, личности виновного и обстоятельствам совершенного преступления».
В другом случае ученые считают, что восстановление социальной справедливости включает политико-правовые, социально-нравственные признаки, которые должны быть материализованы в процессе исполнения наказания. Иными словами, восстановление социальной справедливости - это процедура возвращения в первоначальное состояние нарушенных в результате совершенного противоправного деяния общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Таким образом, восстановление социальной справедливости предполагает:
1) компенсацию причиненного в результате совершенного преступления вреда (ущерба) личности, обществу, государству (компенсирование причиненного ущерба может выражаться в любой форме, например оплата лечения, возмещение стоимости похищенного, принесение публичного извинения и т.д.);
2) назначение наказания лицу соразмерно тяжести совершенного противоправного деяния с учетом его личности, обстоятельств, отягчающих и смягчающих уголовную ответственность (назначение наказания должно осуществляться строго в соответствии с санкцией статьи, то есть за совершенное общественно-опасное деяние, в отношении которого установлен уголовно-правовой запрет, лицо несет уголовную ответственность по справедливой санкции);
3) запрет применения двойного наказания (лицо не может наказываться дважды за одно и то же преступление, так как оно отвечает только за совершенное им деяние);
4) исключение из цели наказания негуманных мер, способных причинить лицу физическое страдание или унизить его человеческое достоинство (эффект наказания должен достигаться без излишней жестокости, а состоять в первую очередь в его неизбежности).
Рассматривая цель наказания - восстановление социальной справедливости, отметим, что в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации законодатель сформулировал цели наказания как исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений осужденным и иными лицами. Цель наказания «восстановление социальной справедливости» в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует, то есть законодатель посчитал излишним нормативное закрепление рассматриваемой цели, полагая при этом, что она будет достигнута с момента провозглашения приговора и вступления его в законную силу. Л.Л. Кругликов справедливо высказал сомнения по поводу такого законодательного решения, аргументируя это тем, что, во-первых, в двух взаимосвязанных отраслях права отсутствует унификация целей; во-вторых, содержание и средства восстановления социальной справедливости трудно определимы, и результат невозможно проконтролировать. Действительно, такой подход свидетельствует о неумелом использовании законодательного инструментария в процессе конструирования правовых положений и с неизбежностью приведет к ошибкам в процессе правоприменения, поставит его в каждом конкретном случае в зависимость от собственного усмотрения применителя.
Исправление осужденного. Регламентация данной цели нашла свое отражение в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в которой под исправлением осужденного понимается «формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».
Законодательное включение данной цели в систему целей наказания обусловлено требованием международных стандартов и правил обращения с осужденными, направленных на изменение отрицательных качеств личности осужденного в направлении привития ему уважительного отношения к правам и свободам, интересам граждан, обществу, государству, закону. Реализация данной цели предполагает юридическое и социально-психологическое исправление осужденного, исправление внутренних установок, чтобы путем «активного принудительно-воспитательного воздействия на сознание преступника внести коррективы в социально-психологические свойства, нейтрализовать его криминальные установки, превратить его в законопослушного гражданина, привить ему уважением к закону, правилам человеческого общежития».
Исправление осужденных осуществляется путем применения комплекса мер, включающих в себя: режим отбывания наказания, установленный в правовых актах; виды наказаний, соответствующих характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения; воспитательную работу, общественно полезный труд, профессиональную подготовку, общественное воздействие.
Предупреждение совершения новых преступлений. В ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации в числе задач наряду с охраной значимых общественных отношений законодатель назвал задачу предупреждения преступлений, которая нашла свое отражение в целях наказаний. Известно, что предупреждение преступлений - одна из важнейших целей уголовного наказания, включающая в себя общую и частную превенцию. Общая превенция включает в себя систему мер, реализуемых посредством воздействия на всех членов общества, либо его значительную часть, с тем чтобы неустойчивые, склонные к совершению противоправного деяния лица удерживались от преступного посягательства под страхом наказания.
Частная превенция реализуется посредством принудительного воздействия на осужденного и достигается путем применения к нему комплекса мер, включающих: осуждение, воспитание и режим отбывания наказания.
1.2. Виды наказаний в российском законодательстве
Сначало рассмотрим наказания, не связанные с лишением свободы.
Штраф. Это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 46 УК).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград играет роль только дополнительного наказания.
Обязательные работы. Они назначаются за преступления небольшой и средней тяжести.
Исправительные работы. Определяющими признаками данного вида наказания являются: принудительное привлечение к труду на определенный срок; отбывается по основному месту работы либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного; удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного. Назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет.
Ограничение по военной службе назначается, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК, поскольку санкции в виде ограничения по военной службе установлены только за совершение указанных преступлений.
Ограничение свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК оно заключается в установлении осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
Принудительные работы применяется судом в следующих случаях: когда предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части УК как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые; при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы; в порядке замены лишения свободы, назначенного на срок не более пяти лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс».
2. Резолюция N (76) 10 Комитета министров Совета Европы «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы». Принята 09.03.1976. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.- М.: СПАРК, 1998. С. 264 - 265.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
6. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 109-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, N 30, ст. 2865.
7. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2955.
8. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2000, N 26, ст. 2729.
9. Решение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 30.08.2011 N 149(5) «О проекте Федерального закона N 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» // СУ РСФСР, 1926, N 80, ст. 600. Утратил силу.
11. Исправительно - трудовой кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 18.12.1970 // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 753 // Утратил силу.
12. Уголовный кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 27.10.1960 // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 497. Утратил силу,
13. Указ Президиума ВС РСФСР от 03.12.1982 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР», 1982, N 49, ст. 1821. Утратил силу.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» // Российская газета, N 296, 30.12.2011.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // Российская газета. 2018. 26 декабря.
16. Апелляционный приговор Свердловского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу N 22-1666/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Ансель М. Новая социальная защита (гуманистическое движение в уголовной политике). М., 1970.
18. Горшенков Г.Н. Альтернативное наказание как проблема криминологического исследования // Вестник Владимирского юридического института. 2007. N 4. С. 195.
19. Дикаева М.С. Назначение и исполнение уголовных наказаний в России: Криминологический анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2016. С. 204.
20. Дугенец А.С., Юнусов Э.А. Правовой статус лиц, осужденных к альтернативным видам наказаний в Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 5. С. 22.
21. Коржикова Т.А. Правовое положение осужденных к альтернативным видам наказаний, связанных с обязательным привлечением к труду: Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08) / Академия права и управления. Рязань, 2010. 43 с.
22. Кузнецов А.П., Курдюков С.И. Цели уголовного наказания: теоретико-прикладное исследование // Российская юстиция. 2019. № 3. С. 4.
23. Российское уголовное право: Общая часть / Под ред. В.С. Комиссарова. СПб.: Питер, 2005. С. 373.
24. Лапшин В.Ф. Есть ли место принудительным работам в системе уголовных наказаний? // Российская юстиция. 2020. N 12. С. 46.
25. Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы / Под ред. А.В. Малько. М., 2014. С. 93 - 94.
26. Новоселов Г.П. Виды наказания: их система и подсистемы // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 71.
27. Полный курс уголовного права: в 5 т. Т. 1: Преступление и наказание / под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2008. С. 755; и др.
28. Смоляров М.В. Принудительные работы как новый вид наказания // Система «Гарант», 2017. С. 39.
29. Стромов В.Ю. Система уголовных наказаний: реализация и эффективность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2009. С. 22.
30. Ткачева С.В. Наказания за преступления против собственности в русском уголовном праве - от Русской Правды до современности (краткий историко-правовой очерк) // История государства и права. 2018. N 10. С. 68.
31. Торговченков В.И. Актуальные проблемы теории и практики гуманизации исполнения уголовных наказаний на примере принудительных работ // Законность. 2018. N 8. С. 9.
32. Уголовное наказание: социально-правовой анализ, систематизация и тенденции развития: монография / под ред. В.Ф. Лапшина. М., 2018. С. 67 - 68, 205 - 207.
33. Уголовное право России: Общая часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. С. 462.
34. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. С. 98.
35. Уголовное право России: Общая часть: Курс лекций / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Кузнецова, канд. юрид. наук, доц. Е.Е. Черных. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 379 - 380.
36. Уголовное право России. Общая часть: Учеб. / Под ред. Р.Д. Шарапова. Тюмень, 2013. С. 414.
37. Филимонов В. Проблемы дифференциации видов наказаний, не связанных с лишением свободы, и ответственности за уклонение от их отбывания // Уголовное право. 2013. N 2. С. 42.
38. Юнусов Э.А., Оленев М.Г. Международные стандарты исполнения наказаний в сфере исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества // Уголовно-исполнительные инспекции: история, современное состояние и вопросы совершенствования деятельности: Сборник материалов круглого стола, посвященного 100-летию создания уголовно-исполнительных инспекций. М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2019. С. 285.