Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития навыков речевого этикета младших школьников, позволяющих им успешно устанавливать контакт с собеседником, формировать положительное отношение к себе и в конечном итоге решать свои коммуникативные задачи в различных ситуациях общения, становится все более актуальной в современных методиках. Это связано с тем, что современному человеку необходимо уметь свободно общаться с другими людьми, устанавливать доверительные отношения в коллективе и преодолевать барьеры в речевом общении. Вопросы, связанные с проблемой формирования навыков речевого этикета у младших школьников, стали отражаться в исследованиях методистов относительно недавно и характеризуются их недостаточной разработанностью.
По определению Е. В. Синцова, под речевым этикетом понимаются "правила правильного речевого поведения, основанные на нормах морали, национальных и культурных традициях". Существуют целые группы формул речевого этикета, которые человек должен использовать в различных ситуациях общения: это языковые формулы для приветствий, прощаний, обращений, извинений, речевые клише для поздравлений, выражения просьбы, благодарности, выражения сочувствия и т. д.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) "предусматривает в качестве одного из результатов обучения — формирование положительного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции личности". Можно сказать, что современная система образования требует, чтобы в школе была полностью сформирована языковая личность ребенка. Но важно отметить, что такой процесс не произойдет сам по себе, необходимо своевременно и качественно подготовить работу всех языковых средств.
Владение навыками речевого этикета предполагает соответствующее использование речевых формул в устной и письменной речи в различных ситуациях общения, где также необходимо учитывать социальный статус человека, его пол, возраст, национальные особенности и характер отношений между собеседниками. Владение навыками речевого этикета является важнейшей составляющей профессиональной подготовки человека. Нам кажется, что формирование навыков речевого этикета должно начинаться в начальной школе. Работа в этом направлении должна вестись систематически и целенаправленно.
С раннего детства учащиеся начальной школы усваивают основные нормы и правила поведения в процессе жизни. Взрослые учат детей быть вежливыми, пунктуальными, аккуратными, студенты учатся хорошим манерам, овладевают навыками культурного поведения в обществе. В то же время необходимо создать условия для того, чтобы младшие школьники успешно овладели навыками речевого этикета. Такая работа может проводиться на уроках русского языка в начальной школе, а внеклассная работа имеет большие возможности в развитии у учащихся навыков использования формул этикета.
В начальной школе дети начинают осваивать нормы устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. В то же время учитель должен помочь детям понять требования к речи, научить младших школьников следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств при формулировании мыслей.
На среднем и старшем уровне студенты должны уметь правильно формулировать свои мысли, правильно выражать себя, уметь находить и исправлять свои ошибки.
Анализ методической и педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы в небольшом объеме, фрагментарно. Вас спасут только факультативные курсы и занятия по развитию речи, которые доступны не во всех школах.
Такая ситуация связана с тем, что учитель не всегда может определить тип ошибки, допущенной учеником, и соответственно выбрать правильное упражнение для ее исправления. Кроме того, как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, но единой классификации нет, что затрудняет работу преподавателя в этом направлении.
Работа по развитию речи и речевого этикета учащихся в школе многогранна. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи других (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левин, А. П. Усов, Е. И. Тихеев и др.). К сожалению, родители в наше время в силу сложных социальных условий, в связи с занятостью часто забывают об этом и пускают процесс развития речи своего ребенка на самотек. Ребенок проводит больше времени за компьютером, чем в живой среде. Между тем исследования доказывают, что речевые навыки детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет.
Методологической основой исследования явилась теория развития детской речи (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородин и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский и др.)
Цель исследования: изучение этикетно-церемониальных жанров на уроках родного языка.
Задачи исследования:
- Рассмотреть возражение в системе этикетно-церемониальных жанров.
- Рассмотреть классификацию этикетно-церемониальных жанров по Т. В. Шмелевой
- Выявить возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по развитию речевого этикета.
- Изучить методические приемы ознакомления младших школьников с правилами речевого этикета на уроках русского языка.
- Охарактеризовать критерии и определить уровни овладения речевым этикетом у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – речевой этикет как неотъемлемая часть развития младших школьников.
Предмет исследования – методы и приемы формирования речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
В работе использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение и систематизация научно-методических источников по общей и социальной педагогике и психологии для выявления теоретико-методологических условий и основных подходов по выявлению состояния разработанности и особенностей развития речевого этикета у детей младшего школьного возраста;
-эмпирические: изучение документальных источников и обобщение практического опыта для проведения экспериментального исследования педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся во время проведения констатирующего эксперимента; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость. Изучены особенности развития навыков речевого этикета у детей младшего школьного возраста, раскрыто значение в овладении навыков этикета на уроках русского языка.
1. Возражение в системе этикетно-церемониальных жанров
§1. Классификация этикетно-церемониальных жанров по Т. В. Шмелевой
Понятие речевого жанра набирает популярность на наших глазах: до недавнего времени нам приходилось жаловаться на непрочитанные работы М. М. Бахтина по проблемам речевых жанров, сегодня о них пишут все больше и больше, термин входит в филологический оборот1. Этому способствует и то, что интуитивно речевой жанр представляет собой достаточно четкое понятие: стоит привести два-три примера, как у любого человека создается впечатление, что ему все понятно и он может работать с речевым жанром и решать какие-то задачи. Это впечатление усиливается, во-первых, почти у каждого опытом работы с наиболее теоретически понятными жанрами художественной речи, что в небольших дозах представлено даже в школьном преподавании литературы, а во-вторых, речевым сознанием, той его частью, которую можно обозначить как интуитивное жанровое отражение.
Интуитивное доказательство понятия речевого жанра, конечно, иллюзорно. В этом убежден каждый, кто пытается изучать и описывать конкретные жанры или их группы. Трудности такого рода побуждают нас конкретизировать понимание речевого жанра, проясняя его наиболее спорные моменты. Какова тема этой работы2.
Для начала стоит отметить разницу между тремя подходами к проблеме речевого жанра, реализуемыми в современных российских исследованиях.
Первый из них можно обозначить как лексический: он предполагает обращение к названиям жанров, интерпретацию их семантики. Она наиболее тесно связана с теорией речевых актов, которая в значительной степени основана на анализе употребления речевых глаголов; эксперименты такого рода интерпретации также известны в российских исследованиях3. Их плодотворность не вызывает сомнений, важность учета данных мета-словаря была отмечена в ходе обсуждения проблемы, но на основе такой лексики, по-видимому, невозможно сформировать полное и адекватное представление о речевом жанре, хотя бы потому, что одно название может обозначать несколько жанров или их разновидностей, и, наоборот, один жанр может иметь несколько названий (так, есть как минимум три жалобы, с другой стороны, название жалоба имеет синонимы плач, Иеремиада).4
Второй подход можно назвать стилистическим, он соответствует традициям литературоведения и предполагает анализ текстов в аспекте их жанровой природы, включая композицию, подбор специфической лексики и т.д.5
Третий подход, который, как представляется, в максимальной степени соответствует идеям М.М. Бахтина, исходит из того, что речевой жанр – это особая модель высказывания6, из чего следует, что необходимо исследование его в двух направлениях: исчисление моделей и изучение их воплощения в различных речевых ситуациях. В рамках этого подхода могут быть осуществлены как монографические описания отдельных речевых жанров, т
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акишина. А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. /А.А. Акишина - М.: 2009
2. Акишина А.А., Русский речевой этикет. /А.А. Акишина, Н.И. Формановский – М.: 2010
3. Апресян Ю.Д. Перформативы в грамматике и словаре // Известия АН СССР. Сер. лит. и языка. 1986. № 3
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976
5. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 307
6. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. / Г.В.Бобровская - 2013. - №4.
7. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-544 с.
8. Введенская Л.А. Культура речи. / Л.А. Введенская - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.-448 с. (Учебники, учебные пособия)
9. Вольф И. Современный этикет. /И. Вольф - М.: Кристина и К. 2017
10. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. С. 158-218
11. Гойхман О.Я., Русский язык и культура речи: Учебник / О.Я. Гойхман, Л. М. Гончарова, О.Н. Лапшина - 2017
12. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б.Н.Головин//- М., 2011
13. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. / И.Б. Голуб - М.: Логос, 2011
14. Гольдин В.Е. Речь и Этикет ., / В. Е. Гольдин. – М.:2010.
15. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. /Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев - Норма, 2015
16. Дубровина И. В. Золотая книга этикета./И.В. Дубровина - М.: Вече, 2014
17. Захарова, Е. С. Проблема формирования лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка / Е. С. Захарова. - Текст : прямой / / Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360).
18. Зеньковский Л. Психология детства. /Л. Зеньковский - М., 2010.
19. Зубкова А.С., Лукьянычева А.С. Шпаргалка по русскому языку и культуре речи /А.С. Зубкова, А.С. Лукьянычева – 2013
20. Капанадзе Л.А. О жанрах неофициальной речи // Там же; в исследованиях профессиональной речи // Tekst i zdanie. Zbiór studiów Wrocław itd., 1983. S. 125-137.
21. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. /А.С. Кармин - СПб.: Лань, 2010
22. Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Е.М.Катонова// Пачатковая школа. - 2014. - №6. - с.20.
23. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. /А.И. Кравченко - М.: Академический проект, 2011
24. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. // Т.А.Ладыженская//- М.,2010.
25. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.//А.А.Леонтьев// - М., 1969.
26. Леонтьев А.А Путешествие по карте языков мира /А.А. Леонтьев, М. - 2012
27. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. // М.Р.Львов//- М., 2011.
28. Львов, М.Р. Виды речи. // М.Р.Львов//- 2000. - №5.
29. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. // М.Р.Львов//- М., 2010.
30. Матвеев В., В мире вежливости /В.Матвеев, А. Панов - М., 2012
31. Максимова В.И. Русский язык и культура речи /В.И. Максимова - М, 2012
32. Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие /А.К. Михальская - М., 1998 - 431 с.
33. Мусская И. А. Энциклопедия этикета. / И.А. Мусская - М.: Вече, 2010
34. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе. //В.С.Мухина//-М., 2013
35. Николаева Т. Н. Илларионова Этикет и мы /Т.Н. Николаева – М.:.2012
36. Речевые жанры // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник Проспект / Под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 1991. С. 89-91
37. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //В.А.Синицын// Начальная школа. - 2003. - №2. - с.10
38. Трофименко В. Поговорим об этикете /В. Трофименко, Л. Волгин – М.: Москва – 2012.
39. Нуруллина, Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Н.Н.Нуруллина// Начальная школа. - № 3. - 2012. - с. 80.
40. Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами / Л.П. Федоренко // Русский язык в школе.- 2015.-№ 3.- С. 47.
41. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения./Н.И. Формановская - М.: Высшая школа, 1989
42. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. – Саратов : Жанры речи, 1997. - С. 12-13
43. Штрейкер Н.Ю. Русский язык и культура речи / Н.Ю. Штрейкер - М, 2013