Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире в условиях развития правового государства очень важно достоверное объяснения права для их восприятия и реализации многими людьми в обществе.
Толкование права является необходимым условием, как для всей юридической науки, так и для отдельных её отраслей. В первую очередь, универсальное толкование права очень важно для юристов для применения правовых положений в конкретных ситуациях.
Во все времена от правильного толкования права требовалось разъяснения установленных и закреплённых правил, которые действуют в пределах какого-либо государства.
На сегодняшний день от толкования права не требуется внесения свежего смысла в действующий закон государства, так как это может привести к непониманию между законодателем и гражданином. Также нужно помнить о том, что толкование права во многом зависит от социализации и поведения людей, от развития культуры, от политического режима и гражданского общества в государстве, а во многом и от того, кто её принимает. В настоящее время истолкование права играет ключевую роль в судьбе всего общества.
Глава 1. Понятие и способы толкования права
1.1 Понятия толкование нормы права
Насколько эффективно будет применена та или иная норма, либо разработана новая, напрямую зависит от корректной трактовки (толкования) существующих нормативно-правовых актов, отдельных норм (поскольку разработка новых актов предполагает толкование действующих предписаний).
В настоящее время устоявшиеся правовые институты пришли к пику своего развития. Казалось бы, вопросы, которые с ними связаны уже решены и проблемы отсутствуют, но практика доказывает обратное. Проблема толкования правовых норм остается актуальной и пока еще не нашла своего оптимального решения.
Общество является динамической развивающейся структурой, поэтому оно создает основу не только для появления новых правоотношений, но и для создания норм, которые регулируют их. Как известно, очень часто правовые нормы, для уяснения их действительной сути, подлежат толкованию.
А данная деятельность, как и любая юридическая, требует точности, определенности, однозначности. Ведь закон или же отдельная норма могут быть применены поразному, так как истолкованы они были, исходя из субъективного фактора правоприменителя, поэтому важной задачей законодателя остается создание такой нормы, которую было бы невозможно понимать двусмысленно или неопределенно. Поэтому очень важно, чтобы между законодателем и исполнителем возникало взаимопонимание, и конечный результат применения нормы соответствовал той цели, ради которой она была установлена.
Хочется отметить, что проблемам толкования норм права уделено не малое место в научной доктрине, но от этого на практике их не становится меньше. Говоря о необходимости уяснения смысла термина толкования правовых норм нужно отметить, что и здесь возникает не мало вопросов.
В переводе на латинский термин толкование звучит как interpretatio, и обозначает интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла чего-либо и доведение этого смысла до сведения других субъектов.
В словаре И.С. Ожегова под толкованием понимается Объяснение чего-то, изложение точки зрения на что-нибудь Новое. Исходя из двух приведенных определений, мы можем сказать, что под толкованием понимают волевой процесс, направленный на объяснение сущности чего-либо.
Что касается понятия «толкование норм права», то стоит сказать, что в отечественной доктрине нет единства мнений по этому вопросу и правоведы по-разному подходят к определению сущности данного института.
Например, А.Ф. Вишневский под толкованием понимает, с одной стороны, определенный мыслительный и интеллектуальный процесс, который направлен на определение знаковой системы, а с другой стороны – это и результат процесса толкования, который выражается в совокупности высказываний естественного языка, придающий указанной системе определенный смысл .
По мнению П.Е. Недбайло, толкование является такой стадией применения правовых норм, когда уже известны определенные факты, которые требуют правового решения, выбрана и соответствующая норма, проверена ее истинность и обязательность, выяснены пределы ее действия. Остается только установить ее полное и точное содержание, чтобы сделать окончательные и безошибочные выводы .
А русский юрист, цивилист и профессор Г.Ф. Шершеневич полагает, что нельзя рассматривать процесс толкования права как научную деятельность. Обосновывая свою позицию, он указывал, что причина заключается в том, что толковать законы могут и должны все, обязанные сообразовывать свое поведение с велениями норм права, но это вовсе не означает, что это уяснение мысли будет носить научный характер .
Такие правоведы как Н.И. Матузов и А.В. Малько под толкованием понимают выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы .
Таким образом, можно сказать, что толкование права – интеллектуальный, мыслительный процесс, направленный на выявление действительного содержания нормы для дальнейшего ее применения. Определив термин, сразу же становится понятна и сущность данного процесса. Он заключается в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, установлении его подлинной сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку, но при этом толкование дает только знание о правовой норме, но никак не заменяет ее и не создает новую. Но остается вопрос для чего необходимо толкование права, ведь данная стадия увеличивает продолжительность деятельности правоприменителя, отвлекая его на столь кропотливый процесс.
1.2 Основные способы и виды толкования права
Сам процесс толкования осуществляется через использование определенных приемов и способов анализа правовых норм. В свою очередь способы толкования права – это относительно обособленные приемы и средства, способствующие познанию смысла и содержания правовых норм в целях их практической реализации.
В зависимости же от используемых приемов и средств установления смысла правовой нормы различают следующие способы толкования:
Грамматический способ толкования – это способ толкования, направленный на уяснение текста правового акта. Смысл содержащихся в нем правовых норм раскрывается на основе данных филологии, грамматики, исследования структуры предложений, выяснения значения слов, терминов, знаков препинания и т.п.
Соответственно, грамматическое толкование начинается с осмысления словарного выражения нормы права, закрепленной в нормативном правовом акте.
Смотря с данной точки зрения процесс толкования имеет следующий порядок:
- выясняется значение отдельных слов, как в общеупотребительном, так и в специальноюридическом смысле;
- осмысливается значение оценочных понятий;
- концентрируется внимание на роли использования союзов, предлогов, знаков пунктуации и т.д.;
- обращается внимание на вид и форму глаголов, например, известно, что глаголы совершенного вида означают, что юридическое значение придается только совершившимся действиям.
Логический способ толкования – это способ толкования, основанный на непосредственном использовании правил логики, законов мышления для анализа понятий, которые содержаться в законодательных текстах.
Цель логического способа толкования состоит в придании более конкретного смысла абстрактно сформулированной норме. Логический способ использует для этого различные приемы, наиболее распространенные из которых это:
- логическое преобразование – это мысленная операция, используемая для уяснения текста закона;
- анализ понятий – это раскрытие смысла не отдельных слов, а обозначаемых ими явлений и понятий соотносимых с ними;
- вывод аналогии – это логический способ ставящих задачей выяснение того, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил .
Систематический способ толкования – это способ толкования, обусловленный системностью права и законодательства, сам он состоит в установлении места нормы права в системе права, отрасли, института, в нормативном правовом акте.
В данном аспекте необходимо уяснение смысла нормы права, исходя из особенностей, связанных с ней правовых норм, детализирующих и развивающих её содержание. Уяснение системных связей позволяет уточнить направленность толкуемой нормы, правильно определить сферу её действия, выяснить круг лиц, попадающих под регулирующие воздействие нормы.
Глава 2. Субъекты, результаты и применения толкования права
2.1 Субъекты толкования и результаты толкования норм права
В научной литературе под субъектами толкования рассматриваются органы и должностные лица государства, управомоченные общественные объединения и граждане. Однако степень и значение их толкования не одинакова. Множественность субъектов имеющих возможность толковать нормы права предопределяет различное практическое значение результатов их толкования.
Рассматривая вопрос о результатах толкования норм права, необходимо подчеркнуть, что субъект толкования в силу своего правового статуса и специфики своей профессиональной деятельности, как правило, применяет различные способы для эффективности правовых решений. При этом эффективность правовых решений зависит, во-первых, от знания исторической природы возникновения того или иного закона и от знания современной системы права; во-вторых, от знания характера современных общественных отношений и знания современных общественных ценностей и, в-третьих, от осознания и понимания современной действительности.
Как справедливо было замечено Л.Б. Алексеевой: «следует исходить из того, что законодатель все, что хотел, смог, счел нужным сказать, он сказал в законе и в постановлении о порядке его применения и введения в действие закона. Все остальное он отдал в руки судебной власти, полагаясь на ее профессионализм, ответственность и добрую совесть» .
И, тем не менее, не лишним на наш взгляд, в первую очередь определить статус органов законодательной власти субъектов РФ в интерпретационной деятельности. В пункте 5 статьи 125 Конституции РФ и пункте 4 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», указан субъект толкования Конституции РФ - Конституционный Суд РФ, который подтвердил, что Конституция РФ не содержит нормы, которая бы допускала разъяснение или официальное толкование федеральных законов палатами Федерального Собрания, аргументируя это тем, что в законотворческом процессе участвуют не только Государственная Дума, но и Совет Федерации, и Президент РФ, поэтому нет никаких конституционных оснований к тому, чтобы официальное аутентическое толкование законов осуществлял лишь один из участников законодательного процесса, т.е. Государственная Дума .
Акт одной из палат Федерального Собрания РФ не может рассматриваться в качестве акта законодательного органа и не является аутентическим официальным разъяснением закона. Поэтому официальное аутентическое разъяснение федерального закона должно иметь форму такого же акта, согласованного волеизъявления палат федерального парламента, т. е. форму соответствующих федеральных законов. Постановления Совета Федерации и Государственной Думы РФ, которые являются наиболее универсальной формой закрепления результатов практической деятельности Законодательного собрания РФ, выступают, как правило, в виде актов нормативно-вспомогательного значения, в которых фиксируются акты казуального правоприменительного толкования.
Поскольку законодатель не может вмешивать в процесс осуществления правосудия, свое мнение или позицию он высказывается через обращения в Конституционный суд РФ посредствам направления запросов и ходатайств. (Например, запросы о проверке конституционности нормативных актов; 129 запросы о даче толкования Конституции РФ; ходатайства о разрешении спора о компетенции между органами государственной власти различных уровней).
В случае согласия Конституционного суда с доводами и аргументами палат Федерального Собрания РФ, изложенные в них акты казуального толкования могут войти в основу решения Конституционного суда. В процессе реализации своих полномочий, закрепленных в Уставах и иных актах законодательства субъектов РФ, органы законодательной власти субъектов РФ также занимаются интерпретационной деятельностью, которая выражается в таких актах толкования как запросы, ходатайства, постановления.
Так, например, согласно ст. 3 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 г. № 24-ЗС «О законах города Севастополя и постановлениях Законодательного Собрания города Севастополя» Законодательное собрание города Севастополя принимает постановления, которые являются своеобразными актами правоприменительного толкования. Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; запросы, ходатайства и распоряжения органов исполнительной власти субъектов РФ; протесты, представления и предостережения Прокуратуры РФ, разъяснения, письма, указания и инструкции министерств и ведомств - это акты, которые могут содержать в себе административное правоприменительное толкование, поскольку, как в свое время отмечал А.Ф. Черданцев: «овладение методом толкования необходимо не только субъектам, подвергающим научному анализу те или иные нормативные акты, институты и отрасли права, но и практикующим работникам» и обеспечивать эффективную реализацию властных полномочий органов и должностных лиц в области правосудия и государственного управления.
2.2 Применение права как форма реализации права
Реализация права имеет огромное значение для общества и государства, так как обеспечивает нормальное их функционирование, регулируя общественные отношения и побуждая людей вести себя правомерно, то есть так, как предписывает закон.
Так как реализация права направлена на всё общество и стремится урегулировать все общественные отношения, которые в нём существуют, круг субъектов реализации достаточно широк - это физические, юридические лица, государственные служащие и должностные лица, государственные органы и всё государство в целом. Существует несколько точек зрения относительно понятия реализации права. Многие авторы определяют его как процесс, при котором субъекты права ведут себя соответственно предписаниям правовых норм.
То есть реализация права происходит через деятельность людей, в поступках которых и воплощаются требования, установленные правом. Однако такой подход не раскрывает понятие в полной мере.
Потому как для реализации права важен и результат, при котором должно быть достигнуто полное соответствие между требованиями норм и соответствующими действиями субъектов права. В этом случае реализация права выступает в качестве конкретного проявления правового регулирования в его результате.
Поэтому наиболее полной видится позиция Марченко М.Н. в соответствии с которой реализацию права можно определить, как процесс осуществления правовых предписаний в жизнь, выраженный в поведении людей и ведущий к конкретному конечному результату. Реализацию права не стоит путать с действием права.
Эти понятия близки по значению, но они соотносятся как общее и частное. Если реализация права всегда будет так же и действием права, то действие не всегда является реализацией. Из сказанного выше следует, что действие - это более широкое понятие, чем реализация. Оно предполагает не только прямое воздействие на поведение людей, как это делает реализация права, но также информационное и иное воздействие на общественные отношения и поведение людей. Процесс правоприменения весьма сложен и многообразен.
Поэтому в юридической литературе имеются различные подходы к пониманию данной формы реализации права. К тому же, применение права - это комплексная форма реализации, так как при применении одних норм неизбежно требуется исполнение, использование или соблюдение других. Но данная форма реализации права всё же обособлена от остальных и для того, чтобы это продемонстрировать, нужно выделить ключевые особенности правоприменительной деятельности. Специфика данного вида деятельности заключается в первую очередь в том, что права и обязанности не могут возникнуть «напрямую», в соответствии с волеизъявлением сторон, то есть так, как это происходит при других формах реализации (например, при заключении договора купли-продажи) .
Заключение
Вопрос о толковании норм права является одним из важнейших и актуальнейших как в отечественной, так и зарубежной юридической науке. Рассмотрим, в чем же состоит важность и актуальность данного вопроса.
В настоящее время необходимость толкования норм права связана с наличием неоднозначных формулировок в законодательных актах, что приводит к различной интерпретации исполнительными органами власти, судами, по-разному применяющими в сходных ситуациях одни и те же правовые нормы.
Во вторых, в процессе толкования устанавливаются смысл и сфера действия нормативного предписания его основная цель и социальная направленность, место в системе правого регулирования, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование.