Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В нашем обществе остро стоит проблема детского суицида, подтверждаемая неутешительной статистикой. Гибнут не только дети из неблагополучных семей «групп риска», но и школьники из вполне социально устроенных благополучных семей. При беседе со случайно выжившими или с теми, кто все-таки не осмелился совершить суицид, или его предотвратили взрослые, можно сделать вывод, что данное событие было подготовлено школьником в своем внутреннем мире, тщательно спрогнозировано, выверено со своей «Картиной мира» и лишь потом было принято решение о реализации данного поступка. Нам интересно, что явилось составляющими этого личностного несчастья, только лишь социальные, психологические и семейные причины запустили маховик неординарного поступка?
«Суицид» - слово латинского происхождения, впервые употреблено в XVII веке – означает ауто-агрессивные действия самоповреждение. В христианской религии в IV веке святым Августином «суицид» был провозглашён грехом. Ежедневно от него умирает добровольно 1000 человек, чаще в младшем подростковом возрасте.
В России: - 42 % мужчин; - 10% женщин.
В США: - 20 % мужчин; - 8% женщин. Данные на 2009 год.
ГЛАВА 1
Объект исследования – суицид среди подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – профилактика подросткового суицида.
Цель работы – причины и особенности состояния суицида
Параграф 1.1. Неутешительная статистика.
Согласно статистическим данным подростки делают попытки покончить с жизнью не ранее 11-летнего возраста. Пик самоубийств приходится на возраст от 13 до 16 лет. Причем, 85% всех детей думали о самоубийстве. Далеко не все из них хотят уйти из жизни, но таким поведением они пытаются привлечь к себе внимание и поддержку. Большинство - 80% всех суицидов были совершены на почве конфликтов с близкими. В 47% случаев причина - конфликты с родителями, в 14% случаев – ссоры со сверстниками или из-за неразделенной любви. Девочки в 3 раза чаще прибегают к попыткам суицида, однако мальчики в 5 раз больше достигают результата. Обезоруживает тот факт, что 70% самоубийств совершается психически здоровыми детьми, при этом 60% детей-самоубийц – выходцы из полных семей. В 80% случаев - это отравления. В результате РФ вышла на шестое место в мире по общему уровню суицидов, на первое место по подростковым суицидам (15-19 лет), и на третье место в Европе. Чего такого значительного не хватает нашим подросткам, что они решаются на такие радикальные и поступки? Исследуем тему и выявим основные причины, порождающие вышеуказанное зло.
Параграф 1.2. Поиск суицидальной причины
Первый шаг - опрос пострадавших, их не мало, поскольку не все решаются довести дело до конца. Передумавшие сводить счеты с жизнью или случайно выжившие дают очень интересные для анализа признания: «Не знаем зачем жить»? Выясняется и вторая причина: «Зачем жить, если человек – ничтожество»? И третья причина: «Не верю в свои силы, в людей, в страну, в добро, в Бога». Итак – они не знают зачем им жить, уверены, что человек порочен, и не имеют такой важной категории как «вера». Делаем вывод – о самом главном в жизни школьникам не известно. Им о нем или не сказали, или «не донесли» до сознания. Подросток не хочет жить, дерзать, творить, поскольку: «Не видит смысла в своей деятельности», и его «Не понимают». Лишенный мотивационных механизмов он попадает в «группу риска». Вырисовываются главные причины суицида и решение этой проблемы: - подростку необходимо эти смыслы обрести; - взрослым необходимо его «понять». Рассмотрим алгоритм осуществления этих выводов.
Параграф 1.3. Разговор о человеке
Выделим три особенности человека: 1) без ценности, духовности и нравственности нет полноценного человека; 2) человек принципиально не равен самому себе, он больше себя самого; 3) без высокого смысла и цели полноценное существование человека невозможно.
Такое глубокое воззрение на человека идёт из глубокой древности. Но в воспитании современного школьника эти особенности практически отсутствуют. Рассмотрим проблему сначала - духовными законами христиан являются Заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай (Исх. 19: 10-25) [1]. Среди них присутствует Шестая заповедь – «не убивай». Убивает бандит ради денег, убивает жестокое слово, убивает себя человек, разочаровавшийся в жизни. Современный человек особенно не тяготеет к Библии, ему ближе гуманитарная картина мире, где очень важно значение терминов – «свобода индивидуума», «свобода от насилия». Отсюда вытекает вывод - человек, который видит жизнь, как поле цветов, каждый из которых символизирует конкретный смысл и возможности личности обрести этот смысл, не попадает в число самоубийц. Даже, если не получает должного понимания в социуме. Значит, важнейшая часть современного воспитания и образования – поднять на достойную высоту уровень общей культуры – первое, привить подростку позитивное мировоззрение - второе, дать высокие смыслы духовного, душевного и земного – третье.
Жизнь человека происходит под солнцем постоянного выхода за пределы себя – и в этом проявляется его личность, как прекрасно сказал поэт: «Все чеховские рассказы — это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды.» - В. Набоков [15]. Отметим – «на звезды», а не на гамбургер или айфон. Понимает эту мысль только человек, стремящийся к «высшим смыслам бытия», и сформироваться они должны в первую очередь в семье! Общий уровень культуры вообще, а духовной в частности показывает - современная семья не готова к этим вызовам. В этом причина того, что современный подросток так слабо ориентирован на высокое и возвышенное.
Параграф 1.4. Современный детский мир и как его корректировать
Детский мир сильно изменился. Вследствие тотального падения уровня культуры стали притягательными три силы: протест, агрессия, нигилизм. Детское сознание стало более меркантильным. Это выражается в преувеличенном внимании к деньгам, желании приобрести как можно раньше финансовую самостоятельность. Появилась тенденция к бунту, алармизму, в «сетях» детского мира звучат мотивы гибели Земли, экологической катастрофы, никчемности человеческой жизни и главное – ее бессмысленности, как некий экзистенциальный ответ обществу на вопрос о смысле жизни.
Продолжая исследовать данную тему убедимся, что характерная беда современного человека – утрата идеала. С его потерей человек выглядит, со слов В.О. Ключевского как «Величайшая скотина в мире» [13]. Отсюда можно сделать один вывод – для профилактики суицидального поведения необходимы мероприятия, раскрывающие тему идеала, основанного на идеале традиционных ценностей культуры России. Только привив молодёжи привычку мыслить в позитивном ключе, мы научим ее ценить слово, не реагируя на безответственные словеса. Готов ли подросток к принятию этих смыслов? К сожалению, современное образование, как некая услуга, не справляется с этой задачей, которая закономерным образом ложится на семью, школу и общественные организации (волонтерская деятельность, церковь). Отсюда вытекает естественный и далеко не новый вывод – необходимо воспитание культурной и духовной личности, ориентированной на область высоких идей и смыслов, исходящих из традиционной духовности России.
В противном случае ценности человеческой жизни теряется, что мы сегодня и наблюдаем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Библия. Исх. 19: 10-25. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество, 2006 г. – 1376 с.
2. Франкл В. «Человек в поисках смысла». Сборник: Пер. с англ.
и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990 г. — 368с.
3. Второе послание к Коринфянам (4: 18). Российское Библейское общество. М.: 2019 г.
4. Успенский В.А. «Теорема Геделя о неполноте в элементарном изложении». Издательство Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука». Красноярск, 2019 г.
5. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: «Речь», 2010 г. — 256 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008 г. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386-389.
7. Личко, А. Е. Суицидальное поведение подростков. М.: «Практическая медицина», 2011. 200 с.
8. Конончук Н.В.О психологическом смысле суицидов. Психологический журнал, М.: 2009 г. Т. 10. No 5.
9. М. М. Решетников Рационализация в психологии по Фрейду. Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов... М.: 2019 г.
10. Крайг Г. и Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005 г. - 940 с: ил. -- (Серия «Мастера психологии»).
11. Ильин А.А. О России. – М.: ТРИТЭ, 1995 г.
12. Кант И. Соч. Т.3. с. 478. - М.: Прогресс 2020 г.
13. Источник: Русская история : Полный курс лекций, в 3 томах / В. О. Ключевский – М.: АСТ. Мн.: Харвест, 2002-. / Т. 1. – 592 с.;
14. Дугин А.Г. Свобода для…http://arctogaia.com/public/lgz5.html
Интернет ресурсы:
15. https://www.inpearls.ru/ Владимир Набоков
http://psymedcare.ru/detskiy-suicid#statistika-detskih-suitsidov
http://www.evangelie.ru/forum/t21430.html