Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы защиты, интересов и легитимных прав детей волнуют многих людей, в том числе и общественность нашей страны. Дети считаются одной из самых беззащитных групп населения, в первую очередь в силу такого фактора, как возраст.
Немало внимания в законодательстве РФ уделяется проблемам защиты прав и интересов несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов. Совокупность основных прав и свобод личности закреплены в действующей Конституции Российской Федерации. Согласно статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В 1990 году Россией была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. Свое развитие международные нормы, касающиеся защиты прав детей, получили также в Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 4 данного Закона государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
1. Общая характеристика приемной семьи
1.1. История развития приемной семьи в России
Институт устройства детей оставшихся без попечения родителей прошел длительное историческое развитие от полного отрицания некоторых форм устройства до полного разнообразия, представленного в современном обществе.
В современный период времени в истории российского семейного права и института приемной семьи выделяют пять этапов
1. Самый ранний этап, относящийся к 1764 - 1797 гг. характеризуется появлением и распространением практики передачи воспитательными домами в деревенские семьи кормилицам новорожденных детей – «подкидышей». Юридическое закрепление вышеописанная практика получила в Указе от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».
Данная практика заключалась в следующем: новорожденные дети, которые передавались в воспитательные дома Санкт-Петербурга, а также Москвы, после достижения ими возраста двух месяцев поступали по договору за определенное вознаграждение в деревенские семьи кормилицам, где находились сначала в течение девяти месяцев, а чуть позже и до возраста двух-трех лет, после чего возвращались в воспитательный дом.
Главная особенность института приемной семьи в это время заключалась в том, что сама приемная семья рассматривалась не как самостоятельная форма устройства детей в семью, а лишь как определенный отдельный элемент воспитания ребенка в воспитательном доме .
2. Протяженность второго этапа становления и развития института приемной семьи приходится на 1797 г. - середину 60-х годов XIX в. Этот этап связан с принятием 24 декабря 1797 г. «Установления по воспитательным домам» .
В этот период институт приемной семьи приобретает отдельное наименование – «патронаж» (от фр. patronage - покровительство, попечительство) . Стоит заметить, что в отличие от первого, срок пребывания детей в приемной семье был увеличен (для мальчиков - до 17 лет, а для девочек - до 15 лет) до достижения ребенком возраста брачной дееспособности.
3. Третий этап принадлежит к временному периоду с середины 60-х годов XIX в. и до 1918 г., когда институт патронажа был ликвидирован. Начался этот период с реформ 1860 - 1870 гг., в соответствии с которыми функционирование института патронажа было возложено на земские учреждения .
В рассматриваемый период времени институт приемной семьи распространился почти во всех губернских, а также уездных центрах 4 . Следует обратить внимание на ряд недостатков, которые были присущи данной реформе, а именно:
а) в стране перестал функционировать единый централизованный орган, который регламентировал вопросы, связанные с устройством детей в приемную семью (ранее данные вопросы были отнесены к компетенции Опекунского совета);
б) дифференциация финансовых возможностей различных земств спровоцировала существенные различия в заработной плате приемных родителей губерний (иногда данные различия были чересчур сильные);
в) в отдельных губерниях срок пребывания ребенка в приемной семье варьировался от 8 до 13 лет. После окончания данного срока дети были возвращены на воспитание в приют либо в иное учебное учреждение.
По окончании Октябрьской революции 1917 г. патронат, являясь формой устройства детей, которые остались без попечения родителей, в определенный промежуток времени исчез и не развивался ни каким образом.
4. Четвертый этап связан с возрождением института приемной семьи, который принято именовать, как «патронат». Данный промежуток времени относится к 1928 - 2008 гг. (с перерывом в 1969 - 1987 гг.).
В период начала XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано почти восемнадцать тысяч таких семей, где находилось свыше двадцати тысяч детей, которые были лишены родительского попечения. Таким семьям платились денежные средства из казны. Отметим, что длительный период времени данная форма устройства детей именовалась патронатом.
1.2. Понятие приемной семьи
Приемная семья обладает рядом признаков семьи, поскольку это общность совместно проживающих лиц, которых объединяют права и обязанности, отраженные в семейном законодательстве. Однако у приемной семьи существуют особенности, которые свойственны исключительно данному институту семейного права.
Если углубиться в терминологию выражения «приемная семья», необходимо сказать о том, что в научной литературе нет однозначного мнения по вопросу, что представляет собой приемная семья. Так, по мнению М.В. Антокольской, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления . Л.Ю. Михеева полагает, что приемная семья является разновидностью опеки. Р.А. Шукуров считает, что приемная семья представляет собой форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющуюся особым социальным институтом общества, основывающуюся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенную законом определенным объемом правосубъектности; представляющую собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом . По мнению Е.Ю. Валявиной, приемная семья является формой воспитания детей .
Некоторые ученые, например, С.Ю. Чашкова, в одном случае именует приемную семью формой воспитания, а в другом - формой устройства .
Позволим себе не согласиться в рядом авторов, считающих приемную семью формой воспитания детей, поскольку данная концепция противоречит позиции российского законодателя, является достаточно узкой, а также не учитывает различий в терминах «устройство», «воспитание» и «форма». Если обратиться к нормам ст. 151 СК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , в которых под приемной семьей понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами) или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью, то становится очевидным, что российский законодатель последовательно определяет в разных нормативных правовых актах приемную семью в качестве формы устройства детей.
Согласно действующему семейному законодательству приемная семья является опекой либо попечительством над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки, а также попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, зафиксированный в таком договоре (ст. 152 СК РФ).
2. Правовое регулирование приемной семьи по законодательству РФ
2.1. Правовой статус родителей и детей в приемной семье
В российской юридической науке под правовым статусом обычно понимают комплекс прав, а также обязанностей, предоставленных личности в силу закона.
Таким образом правовой статус приемного родителя представляет собой комплекс прав, а также обязанностей, которые предусмотрены российским законодательством, необходимых и достаточных для осуществления воспитания, образования, материального обеспечения приемного ребенка, а также защиты его прав и охраняемых законом интересов в качестве законного представителя во всех областях и перед всеми третьими лицами, которые он приобретает в связи с заключением договора о приемной семье. Моментом приобретения прав, а также обязанностей приемным родителем выступает момент заключения договора о приемной семье.
Ключевой нормой при анализе правового статуса приемного родителя будет выступать норма п. 2 ст. 153 СК РФ, в соответствии с которой приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку либо детям осуществляют права, а также исполняют обязанности опекуна либо попечителя и несут ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законом, а также договором.
Права и обязанности приемного родителя по отношению к своему приемному ребенку имеют следующие особенности:
- права и обязанности приемного родителя имеют срочный характер. Именно заключение договора о приемной семье является основанием возникновения прав и обязанностей родителя. Прекращение прав и обязанностей приемного родителя так же связано с договором, только с его расторжением. Максимальный срок, на который может быть заключен договор о приемной семье, - достижение приемным ребенком совершеннолетнего возраста либо приобретение ребенком дееспособности в полном объеме одним из способов, которые предусматривает российское законодательство;
- права, которыми наделены приемные родители, одновременно выступают и их обязанностями (в качестве примера: воспитание несовершеннолетнего является одновременно и правом, и обязанностью);
- реализация прав, а также обязанностей приемных родителей не должна противоречить интересам несовершеннолетнего ребенка;
- ненадлежащее осуществление прав, а также обязанностей либо уклонение от их выполнения является основанием для привлечения приемных родителей к соответствующим видам юридической ответственности (административной, семейной, уголовной). В качестве санкции можно привести расторжение с приемными родителями договора о приемной семье .
Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители либо лица, которое их замещают, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители, а также другие законные представители несовершеннолетнего обладают следующими правами в данной области:
1) определять до завершения ребенком основного общего образования с учетом его мнения формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, языки образования, факультативные учебные предметы, курсы;
2) предоставить ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, а также иными документами, которые регламентируют осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права, а также законные интересы обучающихся;
6) получать информацию обо всех формах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, знакомиться с результатами таких обследований, а также иные права.
Таким образом, права, а также обязанности приемного родителя в сфере воспитания и образования несовершеннолетнего такие же, как и те, которые реализуют иные законные представители, например, родители по отношению к своим детям. Разница заключается только в том, что, если родители решают весь комплекс вопросов, которые образуются при воспитании собственных детей, сами, поскольку ни у кого нет права вмешиваться в данную сферу, приемные родители обязаны соблюдать рекомендации органов опеки и попечительства .
2.2. Социальная поддержка приемной семьи, ее формы
Приемные семьи поддерживает государство и обеспечивает их льготами и социальными выплатами: получение льготных продуктов по сниженной цене; годы воспитания несовершеннолетних учитываются в трудовой стаж; с 14 лет постановка на жилищный учет; бесплатные учебники и медикаменты для ребенка; денежные выплаты на ребенка и льготы при оплате ЖКХ; скидка на обучение и питание в школах; заработная плата родителям.
У приемного ребенка при обретении новой семьи сохраняются права на: пенсию в связи с потерей кормильца и инвалидности; алименты; пособие на несовершеннолетних без попечительства и прочее.
Органы опеки и попечительства пытаются оградить ребенка от недобросовестных опекунов, которые, беря ребенка на воспитание в семью, хотят улучшить свое финансовое положение. Для недобросовестных опекунов поправить свое финансовое положение можно за счет средств, которые приемные родители получают при взятии ребенка на воспитание в свою семью .
Необходимо особо подчеркнуть, что приемная семья получает от государства в комплексе три формы материальной поддержки, а именно:
1) выплата денежных средств приемным родителям, которая начисляется им за воспитание приемных детей. Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» при передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, один из приемных родителей имеет право на единовременное пособие. В случае передачи на воспитание в семью двух, а также более детей пособие подлежит выплате на каждого ребенка.
С 1 февраля 2020 года единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью подлежит выплате в размере 18 004 рублей 12 копеек . В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 137 566 рублей 14 копеек.
Отличительной чертой приемной семьи выступает оплачиваемый труд приемного родителя. Размеры такого вознаграждения находятся в прямой зависимости от регионального коэффициента минимального размера оплаты труда и фиксируются в договоре о приемной семье. Стоит отметить, что определять произвольный размер вознаграждения не имеет право ни одна, ни другая сторона договора о приемной семье .
2) финансовые средства, которые выделяются на содержание приемных детей - выплата пособий для обеспечения приемных детей всеми необходимыми средствами: одежды, обуви, игрушек, книг, средств личной гигиены, а также иных предметов, необходимых приемному ребенку для его нормальной жизни, развития и существования.
Финансовые денежные средства, которые приемные родители получают на содержание и воспитание приемных детей, запрещено тратить приемным родителям на удовлетворение собственных потребностей .
Кроме того, нельзя не сказать о том, что приемные родители в обязательном порядке обязаны вести учет использования финансовых денежных средств, чтобы в любой момент подтвердить правомерность использования выделяемых им выплат.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы выяснили, что институт приемной семьи в течение многих лет существовал и до настоящего времени продолжает быть неотъемлемой частью правовой российской системы защиты детства, а также эффективным правовым инструментом, который обеспечивает воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
В узком смысле приемная семья представляет собой институт семейного права и одновременно форму устройства ребенка на воспитание в семью, которая осуществляется по договору о приемной семье. В широком смысле приемная семья - это институт семейного права и одновременно форма устройства ребенка (детей) на воспитание в семью, осуществляемая по возмездному договору о приемной семье, направленному на установление между ребенком (детьми) и приемными родителями временной юридической связи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982.
2. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778.
3. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459.
4. Закон Тульской области от 30.06.2009 № 1297-ЗТО «О размере и порядке выплаты вознаграждения приемным родителям (приемному родителю)» // Тульские известия. № 130. 02.07.2009.
5. Закон г. Москвы от 14.04.2010 № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» // Тверская. № 66. 01.06.2010.
6. Закон Кемеровской области от 28.12.2016 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
7. Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 5. – Ст. 545.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.06.2018 № 25-П «По делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, в связи с жалобой гражданина К.С. и гражданки Р.С.» // Вестник Конституционного Суда РФ. – № 5. – 2018.
9. Приказ ДСЗ Воронежской обл. от 11.09.2017 № 54/н (ред. от 26.09.2019) «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки многодетным малообеспеченным семьям и приемным семьям в виде денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) для каждого обучающегося ребенка» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
10. Богданова Е.Е. Процессуальное положение органов опеки и попечительства при рассмотрении судами споров о воспитании детей // Lex russica. – 2019. – № 2. – С. 41-47.
11. Гаджиева З.Н. Эволюция института приемной семьи в России // Юридический мир. – 2019. – № 8. – С. 50-51.
12. Гливинская И.Н. Особенности функций юридической ответственности в семейном праве // Семейное и жилищное право. – 2021. – № 1. – С. 31-33.
13. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2019. – 192 с.
14. Гражданское право: Учебник. Том 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2020. – 687 с.
15. Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). – М., 2018. – 350 с.
16. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. – 2018. – № 1. – С. 23-28.
17. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. – 2020. – № 5. – С. 53-59.
18. Нечаева А.М. Семейное право: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2019. – 262 с.
19. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2020. – 355 с.
20. Ошанин М. О призрении покинутых детей. – Ярославль, 2018. – 270 с.
21. Рот Л.Г. Природа ответственности лиц, заменяющих родителей, в случае неисполнения ими обязательств // Российский юридический журнал. – 2018. – № 5. – С. 166-167.
22. Скакун О.С. Интерес ребенка как основной критерий защиты прав детей в практике Европейского суда по правам человека // Семейное и жилищное право. – 2021. – № 2. – С. 30-36.
23. Сусликов В.Н., Шкилева Н.Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. – 2018. – № 4. – С. 21-24.
24. Тарасова А.Е. Новая система опеки и попечительства над несовершеннолетними как элемент современного механизма обеспечения и защиты их прав и законных интересов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. – №4. – С. 20-24.
25. Тарасова А.Е., Зубарева О.Г. Действие ФЗ «Об опеке и попечительстве» в системе норм семейного, гражданского и жилищного законодательства // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2019. – № 4. – С. 26-42.
26. Тарасова А.Е., Шершень Т.В., Зубарева О.Г. Актуальные проблемы защиты неимущественных прав детей (материальные и процессуальные аспекты): монография. – М.: Инфра-М, 2019. – 232 с.
27. Ушакова Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. – М.: ТЕРРА, 2018. Т. 4. – 606 с.
28. Фетюхин М.И., Кочетков С.Ю., Фетюхин Ю.М. Приемная семья как форма опеки и попечительства. – Волгоград, 2019. – 325 с.
29. Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). – М., 2021. – 480 с.
30. Чурсина А.С. некоторые проблемы правового регулирования опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации // БГЖ. – 2017. – №3 (20). – С. 379-392.
31. Шамраева И.Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (по законодательству Белгородской области) // Семейное и жилищное право. – 2018. – № 3. – С. 14-18.
32. Юрова К. И. Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 15. – С. 2616-2620.