Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 2
Глава 1. Правовой статус и участия законодательного органа субъекта Российской Федерации в законодательном процессе 4
1.1 Правой статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации 4
1.2 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации как участники законодательного процесса 7
Глава 2. Общая характеристика контроля за соблюдением и исполнением законов, а также проблемы совершенствования организационно-правовой деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации 14
2.1 Контроль за соблюдением и исполнением законов законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации 14
2.2 Проблемы совершенствования организационно-правовой деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выступая органами народного представительства, занимают особое место в системе государственной власти.
Сочетание единства и многообразия моделей организации законодательной власти в субъектах РФ обусловлено как особенностями федеративной природы Российского государства, так и задачами эффективного осуществления государственной власти.
Правовые основы формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ заложены в Конституции РФ, федеральном законодательстве, и прежде всего в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Представительная природа региональных парламентов в первую очередь находит отражение в порядке их формирования.
Конституция РФ, провозглашая Россию федеративным государством и устанавливая в качестве основ конституционного строя принципы федерализма, создает условия для закрепления на федеральном уровне общих для всех субъектов РФ базовых правовых норм и более детального регулирования региональным законодательством особенностей проведения выборов с учетом специфики каждого субъекта РФ. Так, ст. 5 Конституции РФ предусматривает наличие конституций, уставов и собственного законодательства субъектов РФ.
Целью работы является исследование и анализ законодательных (представительные) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение правого статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- анализ законодательных (представительные) органов государственной власти субъектов Российской Федерации как участников законодательного процесса;
- определение контроля за соблюдением и исполнением законов законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
- рассмотрение проблем совершенствования организационно-правовой деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Объект работы – правовые отношения, возникающие по поводу организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предмет курсовой работы – особенности деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Правовой статус и участия законодательного органа субъекта Российской Федерации в законодательном процессе
1.1 Правой статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации одной из основ конституционного строя является федеративный и демократический характер государства. Это обусловливает необходимость организации государственной власти как уровне федерации, так и на уровне регионов. Все публичные органы организовывают свою деятельность исходя из признания народа источником власти, выборности основных органов государственной власти и др.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются представителями жителей, проживающих в конкретном регионе. Их место в системе органов государственной власти базируется на принципе разделения властей, нормативно закрепленном в законах субъектов федерации.
В большинстве своем конституции (уставы) субъектов не выделяют полномочия региональных органов законодательной власти в определенные группы. Поэтому интересна научная классификация их полномочий. Условно в основу классификаций полномочий региональных законодательных органов можно положить такие критерии, как: предметы ведения; сферы деятельности; направления деятельности, принцип разделения властей.
Отдельно хотелось бы остановиться на классификации полномочий, в основу которой положены сферы деятельности. Здесь условно выделяются три группы: организационные, социально-экономические и международные. К первой группе относятся полномочия, связанные с государственно-правовым «строительством».
Среди таких полномочий можно назвать: принятие основного закона субъекта, внесение в него поправок, определение предметов ведения федерации и субъекта, принятие законов о территориальном устройстве субъекта и др. Вторую группу составляют полномочия в социально-экономической и финансовой сферах.
На орган законодательной власти возлагаются обязанности по формированию бюджета, разработке программ развития, внедрения региональных налогов и сборов и др. В третью группу объединяются полномочия в международных отношениях. Орган законодательной власти утверждает международные соглашения, выносит решения об одобрении проектов договоров между федерацией и субъектом по вопросам разграничения полномочий1.
Одним из важных направлений работы законодательных органов власти субъекта федерации можно назвать представительную функцию. Региональный парламент – это орган, претендующий на всеобщее представительство населения независимо от механизма его формирования. Следствием представительной функции является реализация полномочий по обеспечению и институциональному оформлению переговорного процесса. Именно в парламенте происходит конверсия требований общества на язык законов. В процессе политизации интересов, их трансформации в политическую волю и проекты решений именно на парламент возложена задача по решению конфликтов интересов и нахождению возможных компромиссов.
Среди представительных полномочий, по нашему убеждению, можно отметить полномочия по организации выборного и референдумного процессов на территории региона. Среди учредительных полномочий можно выделить полномочия по формированию государственных органов региона. Так, среди таких полномочий выделяются полномочия по закреплению системы исполнительных органов власти субъекта федерации; назначению на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта федерации и др.
Законодательный орган государственной власти региона наделен реальными полномочиями по контролю за исполнением региональных законов. Он полномочен контролировать исполнение законов и бюджетов субъектов федерации, соблюдение порядка распоряжения собственностью регионов. Законодательные органы заслушивают ежегодные отчеты глав субъектов федерации о результатах их работы.
Налицо повсеместное внедрение в практику деятельности законодательных органов новой формы непосредственного парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Однако практика показывает, что пока еще обсуждение таких отчетов не всегда сопровождается должной оценкой деятельности высшего органа исполнительной власти за отчетный период со стороны депутатского корпуса2.
Нередки случаи, когда отчет носит характер обычной констатации. Сегодня правовой статус законодательных органов субъектов федерации как региональных парламентов и контрольных органов закрепляется только в конституциях республик Саха (Якутия) и Удмуртия.
Однако следует признать, что контрольные функции парламента преимущественно закреплены только в законах субъектов о законодательных органах государственной власти.
Таким образом, анализ федеральных и региональных законов позволяет заключить о преимущественном отсутствии прямого указания законодательных органов власти субъектов федерации в качестве контрольных органов, но фактически, и это следует из их правового положения в системе региональных органов власти, они таковыми являются.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ – 2020 - № 31 - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета – 1999 - № 206.
3. Федеральный закон от 29.03.2010 № 29-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства – 2010 - Ст. 1549.
Учебная и научная литература
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА, 2019. – 411 с.
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2018. – 431 с.
6. Вороков Р.В. Конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Юридический мир. 2018. № 10. С.142-144.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2018. - 587 с.
8. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2019. - 391 с.
9. Кочев В.А., Эктумаев А.Б. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: организационно-правовые проблемы: учеб. пособие / Перм. гос. нац. исслед.ун-т. Пермь, 2019. - 128 с.
10. Лебедев В. А., Ройзман Н. В. Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса в Российской Федерации. — Челябинск, 2019 — С. 72.
11. Лебедев В.А. Законотворческие полномочия субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 47 - 51.
12. Мальцев Г.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Закон, ЮНИТИ, 2018. – 341 с.
13. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. – М.: Проспект, 2019. - 336 с.
14. Садовникова Г.Д. Законодательные органы субъектов российской федерации: проблемы формирования и реализации представительной функции // Журнал lex russica (русский закон), 2017. №1. – С.35-37.
15. Фомичева О.А. Субъекты права реализации законодательной власти // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 1. – С. 20 - 24.