Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституционно-правовые нормы - это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. Конституционно-правовые нормы формируют общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определенные условия и многократное действие.
Нормы конституционного права имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенные, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что конституционно-правовые нормы занимают центральное место в конституционном праве, служат основной формой регулирования конституционно-правовых отношений. Определенный правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с конституционно-правовыми нормами.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, содержащиеся в конституционно-правовых норм, практика их применения, научная и учебная литература.
Целью данной работы является изучение конституционно-правовых норм понятие, особенности и виды.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие и особенности конституционно-правовых норм;
• определить виды конституционно-правовых норм;
• выявить проблемы единства конституционных норм;
• проанализировать актуальные вопросы реализации конституционно-правовых норм.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и виды конституционно-правовых норм
1.1. Понятие и особенности конституционно-правовых норм
Система конституционного права складывается из конституционно-правовых институтов, под которыми обычно принято понимать совокупность норм, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу. Одна правовая норма, какое бы важное правило она в себе ни заключала, не в состоянии всесторонне урегулировать общественные отношения, не может эффективно действовать обособленно от других норм, совместно образующих правовой институт.
Конституционное право основано на правовых нормах, содержащихся в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов Федерации; правовых нормах, регулирующих отношения, связанные с гражданством; правовых нормах, закрепляющих государственное устройство Российской Федерации; регулирующих, как отмечалось выше, отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти Президентом РФ, законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также непосредственно народом при проведении референдумов и свободных выборов.
Как составной части российского права, нормам конституционного права присущи черты, общие для всех российских правовых норм.
Конституционно-правовая норма, как и любая другая норма права, является государственным повелением, имеющим категорический характер.
Конституционно-правовая норма, как и любая другая норма права, - правило общего характера. Общий характер правовой нормы означает, что она осуществляется всякий раз, когда налицо предусмотренные ею обстоятельства, и что она не теряет свою силу после однократного применения, а действует постоянно, вплоть до отмены.
Конституционно-правовые нормы, как и все другие правовые нормы, всегда существуют в определенном, формально закрепленном виде (в законах, иных нормативных актах и других официальных источниках права). Поэтому такие нормы, являясь официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила.
В то же время конституционно-правовые нормы обладают и рядом особенностей.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм;
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов;
5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены;
7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В большинстве своем рассматриваемые нормы либо не имеют гипотезу, диспозицию или санкцию, либо имеют только гипотезу и диспозицию и лишь в отдельных случаях - санкцию.
В соответствии со своими специфическими чертами и свойствами конституционно-правовые нормы различаются по признакам, что позволяет разделить эти нормы на группы в целях определения места каждой из них в системе конституционного права, а также для обеспечения их правильной реализации.
Учредительный характер конституционно-правовых норм означает, что они устанавливают основные начала, своеобразные истоки всех других отраслей национальной системы права.
Нормы конституционного права определяют место и роль органов исполнительной власти в системе органов государства, их виды, устанавливают подотчетность и ответственность правительства перед парламентом или главой государства. Тем самым они закладывают основы, формируют исходные положения для административного (полицейского) права, нормы которого регулируют отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государственной власти, осуществления государственного управления.
Конституционно-правовые нормы в большинстве стран определяют экономическую систему государства и соответствующие ей формы собственности.
Объектами конституционно-правовых отношений служат предметы и явления реальной действительности, с которыми правовые нормы связывают субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений.
Практическая значимость правосубъектности состоит в том, что она конкретизирует общие нормы конституционного законодательства применительно к каждому виду субъектов и тем самым определяет круг правоотношений, в которых они могут участвовать.
Конституционно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения или учредительное (исходное) властное предписание, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.
Из самого определения вытекает, что все конституционно-правовые нормы в зависимости от их функционального назначения подразделяются на нормы - правила поведения и учредительные (исходные) нормы.
Правовая норма - правило поведения устанавливает дл
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 282.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4950.
6. Постановление Конституционного суда РФ от 17 января 2013 г. N 1-П // СЗ РФ. 2013. N 4. Ст. 304.
7. Постановление Конституционного суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2892.
8. Постановление Конституционного суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 3, 2013.
9. Постановление Конституционного суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П // СЗ РФ. 2014. N 16. Ст. 1921.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2013 г. N 29-П // СЗ РФ. 2014. N 1. Ст. 79.
11. Постановление Конституционного суда РФ от 6 февраля 2014 г. N 2-П // СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 736.
12. Постановление Конституционного суда РФ от 31 марта 2011 г. N 3-П // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2191.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2013 N 29-П // СЗ РФ. 06.01.2014. N 1. Ст. 79.
14. Постановление Конституционного суда РФ от 19 июля 2011 г. N 17-П // СЗ РФ. 2011. N 30 (2). Ст. 4699.
15. Определение Конституционного суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1053-О // ВКС РФ. 2014. N 2.
16. Определение Конституционного суда РФ от 22 ноября 2012 г. N 2199-О // СПС «КонсультантПлюс».
17. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 8. С. 3 - 4.
18. Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 10. С. 4 - 10.
19. Денисов С.А. Неконституционные нормы конституционных актов // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 5 - 7.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 8-9.
21. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1.
22. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 150.
23. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. С. 87.
24. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 87.